Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Смысл паломничества

Общество
Начался период отпусков, а у школьников — пора каникул. В это время многие совершают паломничества по святым местам, и очень важно знать, для чего мы это делаем.

Чем отличается литургия в древнем далеком монастыре от литургии в сельском храме? Ничем. В любом месте Земли Божественная литургия одинаковая. И в известном святом месте, и в приходском храме родного города мы приобщаемся истинных Тела и Крови Христовых. Другой вопрос, что настрой будет отличаться в привычном окружении и месте паломничества, особенно если человек приложил немало труда, чтобы туда попасть.

У наших предков существовал обычай посещать святые места, естественно, главной мечтой и желанием было побывать на Святой Земле. Добирались они туда пешком. По свидетельству людей, которые ходили в Иерусалим на богомолье, весь путь занимал около двух лет. К паломничеству они особенно готовились, родственники их напутствовали молитвой и давали записки для поминовения. Главная цель паломничества была поклониться Гробу Господню, Голгофе, побывать в Гефсимании и Вифлееме, посетить монастыри Святой Земли. Они постились, читали и пели молитвы. Духовно настраивались принять Тело и Кровь Христовы.

В причастии, соединении с Богом, есть две составляющие — объективная и субъективная. Господь по Своей милости дает возможность приобщиться Его Святых Тайн — это объективная сторона. Субъективная составляющая зависит от способности человека воспринять таинство. Условия эти изменчивы и порой зависят от того, в каком состоянии мы находимся, что делаем перед тем, как прийти в храм: развлекаемся или молимся, слушаем музыку или читаем творения святых отцов и душеполезную литературу.

Отправляясь в паломничество, человек должен тщательно настраиваться на поездку и готовиться к причастию, ведь это сакральное событие. Полезно в дни перед поездкой больше молиться, узнать об истории монастыря или храма и имеющихся там святынях. Заранее надо настраиваться на причащение Святых Христовых Тайн, а если паломничество совершается семьей, то надо подготовить и детей, чтобы они знали, куда едут и что будут причащаться. Именно по причине более основательной предварительной подготовки большое распространение получила практика причащения во время паломничества.

Подчас тот высокий духовный настрой, в котором человек отправляется на богомолье, помогает ему с пользой для души побывать в святом месте. Вдали от дома паломник может отвлечься от повседневных житейских вопросов и сосредоточиться на своей духовной жизни.

Господь говорил, что нет пророка в своем отечестве (см. Мф. 13:57). Люди привыкают к великому, которое их окружает, и стремятся к далекому и недостижимому. В Калуге, например, есть широко почитаемая икона Божией Матери «Калужская». Люди из других городов приезжают, чтобы помолиться перед этим чудотворным образом. С любовью, благоговением они прикладываются к ней. А жители Калуги, имея возможность хоть каждый день молиться перед этой иконой, по большей части об этом забывают. Однако совершая паломничество, увидев почитаемую Смоленскую (Одигитрия) или Владимирскую икону Божией Матери, у которой бывают реже, с особым благоговением возносят молитвы. Святыня пробуждает в них религиозное чувство и освежает духовно.

Смысл паломничества Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Потому некоторые люди и говорят, что в паломничестве получается легче молиться и сосредоточенней приступать к причащению, чем в родном городе. В таком случае, может быть, лучше причащаться вдали от дома? Нет. Наша цель — обрести правильный настрой, научиться внимательной молитве независимо от места. Преподобный Серафим Саровский говорил дивеевским сестрам: не надо ходить на богомолье ни в Киев, ни в Иерусалим, молитесь здесь. Тогда будет вам и Киев, и Иерусалим.

Можно провести параллель с чтением ежедневных молитв. Чтобы не привыкать к ним, святитель Феофан Затворник советовал читать каноны и богослужебные тексты. Это полезно изредка делать, чтобы исполнение правила не стало механической привычкой, а помогало поддерживать молитвенный настрой духа.

Научиться внимательно и нерассеянно молиться словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» — нелегкий труд. Это Иисусова молитва, которую святые отцы называют установлением Божественным, наукой из наук, художеством из художеств. Среди повседневных житейских обязанностей сложно творить ее постоянно, и здесь на помощь приходят образные, глубокие молитвы, которые читаются утром и вечером или поются в храме. Помимо этого, православные верующие среди дня прочитывают каноны и акафисты по выбору. На незнакомой молитве ум сосредотачивается, а текст, который помнишь практически наизусть, бывает, проскальзывает мимо сознания. И все-таки хотя молитвословия, написанные святыми отцами, помогают научиться вниманию, которое преподобный Симеон Новый Богослов называл душой молитвы, все равно вершиной молитвенного подвига остается молитва Иисусова.

Точно так же и с паломничеством. Цель его — не только поддерживать молитвенный настрой человека, но и научить себя с благоговением молиться и в своем храме, в который ходите регулярно. Как писал святитель Иоанн Златоуст, для спасения души не нужно «предпринимать дальний путь, переплывать море и переходить горы». Человек может достичь высокой духовной меры и рядом со своим домом, поскольку «средство ко спасению… в сердце».

Если сейчас это сразу не получается, то полезно найти время поехать и помолиться в другом месте. Перемена места для молитвы поможет иметь правильный настрой и в то же время будет учить, какой должна быть молитва в храме, в который мы ходим постоянно. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Бог смотрит не на место, а «Он требует только пламенного сердца и смиренной души». Мы должны помнить, что паломничество — не цель духовного подвига, а средство развития в себе любви к Богу и обретения постоянства во внутренней сердечной молитве.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.