чт 17 октября 21:23
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Служебная квартира для космонавтов

Служебная квартира для космонавтов

Служебный модуль — ключевой в Международной космической станции (МКС) — успешно прошел испытания в подмосковном Королеве. Сейчас его готовят к отправк

— Мы работали круглосуточно, без выходных, даже в праздничные дни, — говорит заместитель Генерального конструктора Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», директор пилотируемых программ [b]Юрий Ильич ГРИГОРЬЕВ[/b]. — Пришлось наверстывать упущенное. Как известно, изготовление многих узлов и агрегатов сдерживалось скудным финансированием. [b]— Сохранилась ли традиционная схема кооперации? [/b] — В основном, да. Ведь кооперация складывалась десятилетиями. По станциям мы работаем совместно с заводом имени Хруничева, который теперь именуется Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ). Имеющиеся там первоклассные производственные мощности, позволяют делать гигантский корпус станции или модуля. «Энергия» проектирует, разрабатывает все бортовые системы, заказывает все необходимое десяткам смежников. Конструкторы КБ «Салют», входящего в состав Центра им. Хруничева, по нашему техническому заданию делают чертежи на размещение всего заказанного в «космической квартире». Готовые изделия поступают сюда на сборку. Так повелось с наших первых орбитальных станций. Обычно уже смонтированный модуль (кроме тех частей, которые изготавливает наш Завод экспериментального машиностроения, а это примерно половина всей конструкции) перевозится в Королев на испытания. На этот раз, хотя модуль был перевезен в июне 1998 года, монтажные работы представители Центра им. Хруничева вынуждены были завершить до конца августа. [b]— Но вы, конечно, не сидели сложа руки, ожидая окончания всех этих работ? [/b] — Конечно. В начале 1997 года мы получили наземный аналог служебного модуля и начали проверку бортовых систем. Кое-что пришлось менять, учитывая небывало длительный опыт эксплуатации «Мира». Например, в некоторых местах обнаружилась коррозия трубопроводов, с которой раньше мы не сталкивались, потому что дольше пяти лет не летали. Пришлось по ходу дела вносить изменения. Модуль ведь напичкан техникой, связанной между собой. Достаточно сказать, что в нем проложено три с половиной тысячи кабелей, многие из которых оказались очень сложными. Были кабели более десяти метров длиной с сотней штепсельных разъемов. Надо было разбивать их на части с точки зрения будущей ремонтопригодности. Так что испытания по шестистам программам на наземном аналоге оказались очень плодотворными. На летном образце модуля планировалось пятьсот сорок разделов проверок. Каждую систему надо было испытать в отдельности, потом во взаимодействии с другими. Затем отдельную систему надо было проверить при одновременной работе десятка других. Например, смотрели, как работает система ориентации после выведения на орбиту в различных режимах. И так всесторонне проверялась каждая система в «полете на Земле». Если что-то было не в порядке, приходилось снова повторить весь цикл проверки. Экипажи приезжали обживать модуль, потренироваться на его системах, а всю основную работу вели операторы нашей контрольно-испытательной станции. [b]— Какие функции будет выполнять в составе МКС служебный модуль? [/b] — Он выполняет ту же роль, что базовый блок на «Мире». Здесь на первом этапе до 2001—2002 годов должен постоянно жить экипаж из трех человек. Кстати, на сегодня уже сформировано четыре экипажа, готовятся еще два. Формируются экипажи на паритетной основе. В первом — два российских космонавта и один американский, но он командир. Во втором экипаже наоборот. В служебном модуле есть все необходимое для жизни. Система жизнеобеспечения поставляет воздух, еду, воду, создает комфортные условия. Здесь сосредоточены все функции управления, все режимы ориентации и коррекции орбиты по крайней мере до 2003 года, когда состыкуется с МКС американский управленческий аналог. А до этого комплекс связи, работа двигательной установки осуществляются из служебного модуля. Здесь же расположен центральный компьютер МКС для управления всеми модулями. Делали его европейцы. Периферийные терминалы на других блоках — американские, а программное обеспечение было выполнено российскими и американскими специалистами. [b]— Как в конечном итоге будет выглядеть МКС? Сколько всего должно быть российских модулей? [/b] — МКС будет состоять из тридцати шести — тридцати восьми элементов. Два из них — «Заря» и «Юнити» — уже летают на орбите, дожидаясь нашего служебного модуля. Предполагается, что на станции должно быть девять или одиннадцать российских модулей. Американцы поставили перед собой стратегическую цель, чтобы по мере строительства станции создать комплекс, который мог бы в случае необходимости существовать самостоятельно. Но на первом этапе без российского сегмента МКС им никак не обойтись. В основу нашего сегмента легли разработки создаваемой ранее станции «Мир-2», и он тоже может быть самостоятельным. Пока совместная работа идет нормально. Первое время американцы смотрели на нас слегка свысока. Но скоро все изменилось: они увидели, что имеют дело с высококвалифицированными специалистами, за плечами которых бесценный тридцатилетний опыт. Так что в итоге сложилось хорошее и плодотворное международное сотрудничество. Для создателей служебного модуля завершается московский этап. В середине мая модуль будет отправлен на Байконур. Там его и ракету «Протон» снова ждут уже предстартовые испытания.

Новости СМИ2

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Наливайки как символ беззакония