Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Великий пост

Первый навсегда

Первый навсегда
Фото 1957 года. Один из первых успешных запусков ракеты Р-7. В октябре доработанная Р-7 выведет ПС-1 на орбиту / Фото: РИА Новости
Юбилей отмечает первый искусственный спутник земли: 60 лет назад, 4 октября 1957 года, с его первого «бип! бип!» для человечества началась космическая эра.

Совсем небольшой металлический шар, всего 58 сантиметров в диаметре и весом 83,6 килограмма, с четырьмя лучами-антеннами, — словно из футуристического фильма 1930-х годов. И название он получил столь же незамысловатое, сколь и единственно верное — ПС-1, то есть «простейший спутник-1». На орбиту первое «око вселенной», отправленное человеком, было выведено разработанной Сергеем Королевым межконтинентальной баллистической ракетой Р-7.

И только после этого первого в истории удачного запуска 5-й Научно-исследовательский испытательный полигон Министерства обороны СССР близ поселка Тюра-Там стали гордо называть космодромом Байконур.

Спутник открыл новую эру — эру покорения космоса. Его запуск означал и новый шаг в непрерывной гонке вооружений, которую вели Москва и Вашингтон.

Вернувшийся из ГУЛАГа Королев (ученый был осужден за связь с маршалом Тухачевским) работал над созданием межконтинентальной баллистической ракеты — после того как стало известно о планах Трумэна нанести ядерные удары по СССР, выбора у Москвы не было, гонка вооружений стала неизбежной.

Спутник стал новым шагом в игре на опережение.

Учеными двигали не только научные интересы, но и почти спортивный азарт.

Вот как об этом вспоминал один из крупнейших советских ученых космической отрасли академик Б. В. Раушенбах: «Все мы, работавшие в области создания космических аппаратов, испытывали эмоции, близкие спортсменам, — прийти первыми к финишу.

...Это было совершенно искреннее чувство соревновательности».

Работа велась стахановскими темпами. В 1952 году аналогичные задачи стали обсуждать в США, а в марте 1954-го Королев предложил сделать свой спутник. 8 августа 1955 года на заседании Президиума ЦК КПСС решение об этом было принято.

Подготовка к запуску была окутана таинственностью. В ЦРУ могли лишь гадать, когда произойдет исторический пуск. «Информация, касающаяся времени запуска первого советского искусственного спутника Земли, отрывочна, и наши специалисты полагают, что ее пока недостаточно для утверждения с высокой вероятностью, когда именно спутник будет запущен… Русские любят театральность и могли бы выбрать день рождения Циолковского, чтобы осуществить такую операцию, особенно учитывая столетие со дня его рождения…» — говорилось в докладе директора ЦРУ Аллена Даллеса 5 июля 1957 года.

Надо сказать, он был близок к разгадке. День рождения Циолковского приходится на 17 сентября. И конечно, 100-летие родоначальника отечественной авиации не могло пройти без громких заявлений.

Выступая в Колонном зале Дома союзов, Сергей Королев провозгласил: «В ближайшее время с научными целями в СССР и США будут произведены первые пробные пуски искусственных спутников Земли». 22 сентября в обстановке высочайшей секретности на полигон Тюра-Там, где Королев проводил испытания Р-7, были доставлены ракета и спутник. Ученых подстегивало опасение, что американцы тоже готовятся к запуску.

Игра велась со взаимным азартом.

«Наши задачи заключаются в том, чтобы советские ракеты летали выше и раньше, чем это будет сделано где-либо еще», — говорил Королев тремя днями позже, выступая перед студентами Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана по случаю 125-летия вуза. В решающий момент он единолично принял решение о переносе даты запуска спутника на два дня раньше — с 6 на 4 октября. А было это так.

Королеву стало известно, что 6 октября в Вашингтоне огласят доклад «Спутник над планетой». Решив, что американцы вот-вот запустят спутник, Королев, не дозвонившись Хрущеву, решает сдвинуть дату запуска единолично. Американцы смогли запустить свой Explorer I, созданный Вернером фон Брауном, лишь 1 февраля 1958 года. К этому моменту мир уже успел присвоить СССР звание космической державы. Американская пресса окрестила ПС-1 «Красной Луной».

Миллионы людей наблюдали за движением спутника, отслеживая крошечную точку — и не важно, что это был вовсе не ПС-1, а всего лишь ступень ракеты, вышедшая на орбиту вместе со спутником. В журнале «Радио» опубликовали подробные рекомендации по приему сигналов из космоса, и энтузиасты целых две недели, пока не разрядились его 50-килограммовые аккумуляторы, могли слышать бодрые «Бип! Бип!», похожие на сигнал электронного будильника (а ничего другого он не передавал), на частоте 20,005 и 40,002 МГц.

Мир буквально сошел с ума по «рашн спутник». В США сняли эпохальный фильм «Октябрьское небо», а именем Спутник стали называть мальчишек. Вот как пелось в песне того времени: А над страной уже звучит Знакомый голос Левитана, И потрясенно мы молчим, Вдруг вырастая в великанов! Так мы историю творим! Она сейчас, она не в книжке.

Жить будут с именем твоим В тот год рожденные мальчишки! Мы были первыми, и это навсегда.

«В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я (…) глядел вверх и думал о предопределенности будущего, — писал Рэй Бредбери. — Я знал, что, хотя русские и прекрасны в своих начинаниях, мы скоро последуем за ними и займем надлежащее место в небе (…) Человечеству было предписано стать бессмертным, и тот огонек в небе надо мной был первым бликом бессмертия. Я благословил русских за их дерзания».

ПС-1 находился на орбите 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли и преодолев около 60 миллионов километров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Мацнев, заведующий планетарием Центрального дома Российской армии:

— В 1956 году Сергей Королев работал над созданием другого объекта — «Спутник-3», он был запущен в итоге в 1968 году и летал до 1960-го. Это была настоящая космическая лаборатория весом 1,3 тонны. Однако Королев предложил вместо тяжелой машины запустить сначала простой объект и приурочить запуск к Ассамблея Международной астронавтической федерации 1957 года. ПС-1 передавал сигналы на бытовых частотах, то есть любой житель Земли мог поймать его позывные.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!