Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Поиски утраченных смыслов. Режиссер Александр Баршак: Удачных сказок в моей карьере не было

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Поиски утраченных смыслов. Режиссер Александр Баршак: Удачных сказок в моей карьере не было
Александр Баршак на премьере фильма «День слепого Валентина» / Фото: Personastars

Одной из первых премьер года стал новый фильм режиссера Александра Баршака — комедия «Елки–иголки», ориентированная на семейный просмотр. Перед премьерой мы поговорили с Александром не столько о новом фильме, сколько о кино в целом и положении режиссера в частности, а также о том, как, для кого и зачем снимают сегодня картины, чего ждет от них зритель, а чего — продюсер.

Начала интервью пришлось подождать: в студии — святое время озвучки. Комедия «Елки–иголки» имеет все шансы стать хитом января. Юный актер Дима Калихов, играющий одного из героев, работает по-взрослому, дубль за дублем проговаривает непростую интонационно фразу, добиваясь идеала. Ого, Гарика Сукачева в роли дяди из Чикаго (так, кстати, фильм и назывался в рабочей версии) просто узнать невозможно! А еще недавно многие были очарованы героиней другого фильма Александра Баршака — современной Красной Шапочкой, картиной в жанре то ли сказки, то ли фэнтези, и какой–то очень русской. Так что для беседы с режиссером нашлось сразу несколько поводов: важно было лишь дождаться, когда он временно выпадет из своего «колеса».

— Александр, среди ваших киноработ — несколько сказок. Вы их так любите?

— Сказки люблю, но считаю, что удачных в моей карьере не было.

— Вот это заявление...

— «Золушку 4×4» я лишь доснимал, ее начинал делать Юрий Морозов, но процесс по разным причинам приостановился, и мне надо было довести кое-что до конца. Фильм «12 месяцев» был попыткой «поженить» на полуторачасовом пространстве современную комедию для молодежи и какие-то разумные, светлые, сказочные вещи, на самом деле к сюжету про двенадцать месяцев не имеющие отношения. А «Красная Шапочка»… Хотите честно? Версия, которую мы сделали с режиссером монтажа, занимала 120 минут и была абсолютно логична. Но потом, без согласования с нами, из нее вырезали порядка 25 минут...

— Не так мало…

— Не так мало?! Несколько трамвайных остановок! Но главное — это сделали без нас. В итоге получился гигантский клип, в котором многое зрителям непонятно. Скажем, в кадре дергается мизинец у Юры Чурсина, сыгравшего одну из главных ролей. А чего он дергается, почему? Предыстория вырезана. И про героиню многое неясно: все выхолощено.

— И кто это сделал?

— Продюсеры. По их задумке, «обрезание», очевидно, должно было принести пользу, сделать фильм внятнее, но все, наоборот, превратилось в мешанину. Я вообще снимал фильм глазами главной героини, таков был замысел. Зритель должен был ассоциировать свое восприятие происходящего с ее восприятием. Но все это неизбежно потерялось в ситуации, когда отдельные крупные планы были вырезаны. И атмосферные вещи были искорежены.

— А что, режиссер так бесправен, что с ним можно подобные вещи не согласовывать?

— Наверное, отвечу «да»: часто современные договоры составлены так, что от многого страхуют именно продюсеров. Они, мол, несут финансовую ответственность за результат. Но о своем впечатлении от того, что получилось, я все сказал продюсерам сразу после премьеры.

— Фильм хвалят, он собрал приличную кассу... Не ожидала я от вас такой печали.

— Я просто честно говорю, как и что вижу. Люди это сделали — значит, им нравится. Почему нравится? У всякого свой вкус, как писал Островский, кому-то нравится арбуз, а комуто — свиной хрящик. Думаю, ставка была сделана на современную клиповость мышления. Но я вижу, что фильм потерял, потому что объективен к тому, что делаю.

— Это редкость, если честно.

— В нашей профессии остался еще элемент того, что можно назвать, наверное, божественной искрой, некое природное дуновение — то, что приходит свыше. Но этого не так много, режиссер многое обязан просчитывать, особенно сейчас, когда время больших художников ушло — мне кажется, оно осталось где-то в 1960–1970-х годах. Вдохновение — это хорошо, но многое нужно выстраивать через мозг. Хотя в выборе артиста на роль большое значение играет интуиция. А иногда и слепой случай.

— А пример можете привести?

— У меня были фильмы, с которых я уходил, в том числе потому, что продюсеры не соглашались с моим выбором. Скажем, было такое кино «Карусель». Оно иногда упоминается у меня в фильмографии, но в итоге снимал его не я, еще в подготовительный период все закончилось. Леша Макаров потом у меня снимался, у нас хорошие отношения, но тогда я считал, что главного героя картины должен сыграть актер лет двадцати семи, а не условных сорока. Кстати, я учился у Владимира Мотыля, и у него на съемках культового фильма «Белое солнце пустыни» тоже была история с претендентом на главную роль. Там изначально Юматов должен был играть. И уже начались съемки, но Юматов то ли подрался, то ли его избили, в общем, больше сниматься не мог. Начали искать, кто из актеров не занят в театре и может срочно приехать. И приехал Анатолий Кузнецов — милый человек, но ни разу не мачо. И только потом все поняли, что это удача. Вышла метафора: такой вот он, русский солдат, способный кашу из топора сварить, с хитринкой, простой, да не очень. Или возьмите великое озарение Балабанова. Надо же было на роль парня из деревни, который становится наемным убийцей, пригласить студента истфака МГУ с глубоким взглядом — Сергея Бодрова! Метафора! Но какая в этом была надежда на русский народ и на свет в конце тоннеля 1990-х…

— Какой вы видели аудиторию своего фильма, я о нашумевшей «Красной Шапочке»? Семьи?

— Мы больше ориентировались на подростковую аудиторию или чуть шире, на людей до двадцати лет. В сценарии были важные для пубертатного и постпубертатного периодов вещи, когда человек переживает сложные эмоции. Проблемы с родителями, поиск отца героиней, то есть тема, заложенная как некая основная «арка», — зеркально отражается в судьбе другого героя, или антигероя… Отсюда в фильме и образ песочных часов. Если бы картина зацепила и взрослых, мне было бы приятно. Но некоторые сцены, адресованные именно взрослым, ушли. К фразе, которую кричит герой Серебрякова: «Исправь ошибку, исправь судьбу» — подводила глубокая линия, теперь звучащая лишь фрагментарно.

Вы строги. На площадке вы диктатор или режиссердруг?

— Режиссер–друг, а еще создатель атмосферы творческой работы. Это вообще нынче важнейшая составляющая профессии. Но до съемок я жестко борюсь за какие-то вещи, поскольку понимаю, что именно мне нести за них ответственность.

— Вы сказали, что время великих ушло. Но каждое время рождает таланты. Или не так?

Думаю, современный зритель не воспринимает кино в том понимании, в котором его воспринимаем, например, мы с вами. Для нас под кино понимается не только зрелище, но и публицистика, и смыслы, потому что мы помним великое советское кино, в котором количество шедевров не уступает количеству шедевров Голливуда, а может, и превосходит их. Это было Кино Больших Задач, причем не в смысле задач политических, а задач социальных — воспитания, например, и поддержания Человека с большой буквы Ч, вечных человеческих ценностей. Катастрофа 90-х привела к тому, что все это как бы есть, но размыто, хотя и не отменено. Но насколько иная теперь жизнь! Как сегодня рассказывать на уровне наивности и одновременно гениальности фильма «Доживем до понедельника» об этих учителях, которых нет?! Да, не все покупается и продается. Заповеди остались. Но людей, способных услышать их, мало. И они не ходят в кино! Может, в театр еще ходят, где более-менее понятно, кто будет сидеть с тобой рядом, поскольку он пришел за тем же, что и ты. А в кино не знаешь, кто будет рядом смачно жевать попкорн и насколько громко смеяться. Поэтому перестали массово ходить и на футбол: не знаешь, какие фанаты будут рядом.

— Вы о падении культуры?

— И об этом тоже. Хотя в России количество талантливых людей на квадратный метр больше, чем где бы то ни было. Но многие талантливые люди ушли из кино или не идут в него, так как оно потеряло свое первозначение. Кому-то просто не нужны смыслы, нужна только зрелищность, тупая и прямолинейная... Сегодня существует как отдельный вид бизнеса нечто под названием артхаус. Который живет внутри бизнеса под названием «фестивали»… И есть подразделение этого бизнеса — «западные фестивали», где свои конъюнктуры. Понимаю, услышать это из уст режиссера странно, но это лишь констатация фактов. Если загуглить в интернете «драки», или «девочки», или набрать в поисковике слово «жесть», можно увидеть такое, о чем игровое кино достовернее не расскажет. Но такого рода фильмы, по сути, потеряли актуальность, поскольку существует «Ютьюб». А ты все ищешь смыслы, пытаешься их донести! В общем, приходишь к выводу, что некоторые процессы должны начаться снизу: люди сами должны захотеть чего-то другого.

— Процессы, начавшиеся у нас в 1990-х, необратимы?

— Мне кажется, Россия страна достаточно… обратимая. И наше большое геополитическое пространство, которое включает в себя разные народы, имеет и свои достоинства, и свои недостатки. Во всем есть и трагедия, и надежда. Вот телефон. С одной стороны — это образ прогресса и нашей мобильности, транспарентности и глобальности. А с другой — чистый ужас. Не только потому, что дети потеряли способность креативить, поскольку в ответ на любой запрос им подсовываются уже готовые формы. Когда ты это осознаешь, начинаешь думать: может, это и есть черный квадрат Малевича, наш телефон? Или это обелиск из «Космической одиссеи», где Кубрик сделал подсказку будущим поколениям?

Потребительская парадигма не терпит самоограничения. Она способна с инерцией несущегося на дикой скорости паровоза глобального потребления сшибать на своем пути все. Но если говорить о больших задачах кино, которые могут еще возникнуть когда-то, то мне хотелось бы застать это время и попытаться что-то сделать...

— А как вы относитесь к появлению на экране интимных и жестоких сюжетов и сцен?

— Этот вопрос упирается в обсуждение проблемы этики искусства и кино — как представителя массового искусства. Есть знаменитая пушкинская фраза — художника нужно судить по законам, им самим над собою признанным. Но чтобы этот художник признал эти законы над собой, он должен их знать и чувствовать. Конечно, все мы несем ответственность за то, что делаем, но иногда я думаю, что институт неких художественных советов был бы нелишним. Понимаю, чего все боятся, вопрос «а судьи кто» остается. Но все — к вопросу об этике. И к образованию… Думаю, в 1991 году в СССР не случилось гражданской войны потому, что люди еще реально помнили Булгакова, знали, что такое «Тихий Дон», читали рассказы Бабеля, «Разгром» Фадеева, помнили песни о Гражданской войне и так далее. И пресловутое примирение красной и белой Руси шло в этом позднем советском обществе за счет того, что уровень интеллектуальный был высоким. А потом произошел разворот в сторону масскульта, победили прозападные, зрелищно ориентированные чтиво и кино — потому что это легче, удобнее. Раньше в инструкции по эксплуатации «Жигулей» было написано, как в дорожных условиях пересобрать карбюратор. Сейчас там написано: «Пожалуйста, не пейте тосол».

— Чем же режиссер Александр Баршак успокаивает душу в наше непростое время?

— Детьми, работой. Увлекся участием в онлайн–киношколе «Шередарь» — это проект одноименного благотворительного фонда, стартовавший недавно. Там лекции тем, кто хочет снимать картины на социальные темы, читают профессионалы. Мы с фондом давно дружим: я был потрясен когда-то, узнав, что есть место, где дети, борющиеся со страшной болезнью или уже победившие ее, могут бесплатно пройти реабилитацию. Основной меценат фонда — Михаил Бондарев, человек с геном благотворительности. Меня так захватила вся эта история, что я стал председателем правления фонда «Шередарь», живу этим и надеюсь: мы в ноябре еще объявили о начале строительства второго медицинского центра для детей, перенесших и переносящих тяжелые заболевания. Это большое и по-настоящему благое дело, и к нему присоединились многие — актеры Паша Прилучный, Саша Обласов, Оскар Кучера, Елена Ксенофонтова, Катя Климова, мой брат — Павел Баршак. Очень помогал «Шередарю» мой близкий друг — Сергей Пускепалис... Надеюсь, первый камень в строительство заложим в апреле. Это реальное дело. И знаете, я, наверное, много тоскливого вам наговорил, но все же искренне верю в хорошее будущее.

— Для этого есть основания?

— Недавно, например, я был членом жюри на фестивале короткометражных фильмов в Городце и увидел там несколько потрясающих фильмов, снятых молодыми режиссерами. Пусть со временем, но я надеюсь, что мы сможем найти в кино такие интонации, которые помогут зрителю вернуться в кинотеатры, потому что возрождение или появление заново культуры совместного просмотра многократно увеличивает эффект воздействия кино, что крайне важно…

— Это хорошая задача для будущего.

— Я тут сформулировал для себя одну штуку, если позволите — процитирую. Советский Союз стремился сделать так, чтобы все выглядели одинаково и думали одинаково, но осмысленно одинаково. Современный Запад стремится сделать так, чтобы все выглядели по-разному, но думали одинаково. Одинаково бессмысленно! Наша задача на будущее — сделать так, чтобы стремление выглядеть по-разному стало бы бессмысленным, а стремление думать по-разному — осмысленным.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

■ Аптекарь (сериал, 2011)

■ «Кедр» пронзает небо (сериал, 2011)

■ 12 месяцев (сказка, 2013)

■ День выборов-2 (комедия, 2015)

■ Владыка времени (фэнтези, приключения, 2015)

■ Море волнуется (драма, 2016)

■ Мой любимый призрак (мини-сериал, комедия, 2017)

■ Все еще будет (мелодрама, 2017)

■ Пилигрим (триллер, 2018)

■ Московские тайны. Гостья из прошлого (детектив, 2018)

■ Московские тайны. Семь сестер (детектив, 2018)

■ Когда позовет смерть (детектив, 2019)

■ Охотница (детектив, 2019)

■ День слепого Валентина (комедия, мелодрама, 2022)

■ Красная Шапочка (фэнтези, 2022)

■ Елки-иголки (семейная комедия, 2022)

ДОСЬЕ

Александр Дмитриевич Баршак родился 28 февраля 1978 года в Москве в семье инженеров. Российский актер, режиссер, сценарист.

Учился в театральной школе № 123 при ГИТИСе, в 1994 году стал студентом факультета автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института (МЭИ), но после двух лет учебы, в 1997 году, ушел и поступил в Школу-студию МХАТ, намереваясь стать режиссером. В 2002-м Баршак все-таки окончил Московский энергетический институт и тут же поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

С 1996 года самостоятельно занимался творческой деятельностью. На его счету несколько музыкальных молодежных акций, конкурс «Обложка года». Работал на телеканалах «ТВ-6» и СТС, был директором кинопрограмм Евроазиатского кинофестиваля стран СНГ и Балтии.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.