В советских кинокартинах роботы — это добрые создания, помогающие людям, — как Вертер из фильма «Гостья из будущего» / 1984 год / Кадр из фильма «Гостья из будущего» / 1984 год

У всякой машины есть выключатель: сможет ли система образования сработаться с нейросетью

Общество

Нейронные сети могут освободить человека от поисков, творчества и самостоятельного мышления или это просто инструмент, помогающий в учебе?

Это случилось. В цифровом мире новое достижение. Со знаком минус. Мы стали еще на шаг ближе к той ситуации из фантастических романов и кинофильмов, когда искусственный разум не только заменяет человека, но и начинает диктовать свои правила игры.

К тому, что шахматные компьютеры играют лучше самых выдающихся гроссмейстеров, просчитывая комбинации на сотни, а то и тысячи ходов вперед, мы уже привыкли. Но приходится смириться уже и с тем, что из-за искусственного разума могут стать бесполезными образование, культура, искусство...

Зачем учиться, если есть бот

Недавняя история, наделавшая много шума. Студент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Жадан написал и защитил диплом с помощью нейросети ChatGPT. Студент не скрывает: хотел сэкономить время, а нейросеть помогла ему исполнить дипломную работу всего за сутки.

В вузе это произведение искусственного интеллекта спокойно приняли, не догадавшись об участии в процессе машинного разума, — проверка на плагиат показала оригинальность 83 процента.

Правда, диплом оценили на «трояк». Ну да лиха беда начало. То ли нейросеть пока не совершенна, то ли юноша совсем уж поленился, то ли у него навыков общения с искусственным разумом не хватило, чтобы дотянуть до «отлично».

А ведь мы вышли к очень опасной черте. История со столичным студентом — свидетельство того, что у системы образования появился настоящий ее разрушитель. Этакий Терминатор из популярной серии блокбастеров. Если так пойдет, то такими ли уж необоснованными кажутся опасения о грядущем восстании машин?

Казалось бы, столько разговоров об острой потребности страны в IT-специалистах, способных в том числе на «ты» общаться с искусственным интеллектом. Но как сделать так, чтобы он помогал в учебе, а не провоцировал леность ума учащихся.

Уже сейчас многие преподаватели сетуют: 70, а то и все 90 процентов курсовых работ, которые они получают, — это сплошная компиляция из интернета. Нейросеть же вполне способна узаконить такое образовательное воровство, придав черты достоверности самому махровому плагиату.

— В ситуации, где студент получил «удовлетворительно», следует учесть, что ключевые практические главы, которые требовали анализа и рекомендаций, он взял из чужой дипломной работы и прогнал через нейросеть, — комментирует руководитель проектов Академии Минпросвещения России, филолог Николай Пронев. — По сути самая главная часть диплома, связанная с исследованием, основана на подставных данных. Обучать студентов алгоритмам взаимодействия с нейросетью можно, ведь так процесс поиска и изучения информации идет быстрее, но для положительной отметки в любом случае нужна максимальная вовлеченность в работу самого студента.

Кстати, после этого громкого скандала руководство университета поспешило предложить: нужно ограничить в учебных заведениях доступ к ChatGPT. В вузе полагают, что все образовательное сообщество оказалось перед лицом нового вызова, когда нейросети стимулируют лень.

Озадачены и в Национальной комиссии по этике в сфере искусственного интеллекта, члены которой обратились к главе Минобрнауки Валерию Фалькову с просьбой обозначить правила использования нейросетей в вузах.

Кадр из фильма «Его звали Роберт» / 1967 год

— Российским школьникам и студентам потребовалось не более двух недель с момента выпуска программного продукта, чтобы начать использовать его для выполнения домашних заданий, — комментирует декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики Сергей Гатауллин.

Думать не надо

И все-таки что делать? Запретить использовать в учебе новейшие технологии? Страхи-то не беспочвенные.

— Мы уже столкнулись с тем, что не все студенты после двух лет дистанционного обучения в состоянии самостоятельно рассчитать показатели, потому что привыкли, что за них это делают сайты или заранее подготовленные шаблоны, — говорит доцент Финансового университета при правительстве РФ Роза Восканян. — Теперь ребята не могут толком интерпретировать полученные результаты, оценить их адекватность и сформулировать выводы. А ведь именно это отличает грамотного специалиста от технического работника, просто загружающего массив данных в систему для обработки.

Проблема еще и в том, что нашумевшая разработка ChatGPT научилась обобщать данные и по загруженному в ее «мозг» материалу формулировать выводы «под заказ». Умение самостоятельно мыслить отменяется?

Впрочем, есть и иное мнение. Доктор педагогических наук Людмила Осипенко считает, что в нейронных сетях нет ничего плохого, но это лишь инструмент в руках человека. И что без собственных усилий нейросеть неэффективна.

— Вряд ли опыт использования нейросетей поможет студенту, ведь его погружения в тему исследовательской работы не произошло, дипломник лишь оформил готовый текст, — говорит она. — Фактически он не окончил свое обучение, так как не выполнил квалификационную работу. Не думаю, что такого специалиста высоко оценят работодатели. В цене по-прежнему остается собственный ум.

Ведущие специалисты IT-технологий утверждают, что учится с помощью нейронных сетей можно и нужно. Только студенты при этом должны все-таки развивать собственный интеллект, чтобы грамотно использовать искусственный.

— Нейросеть не может отвечать на поставленный вопрос по «плану» или по методичке, — объясняет программист-разработчик нейросетей Илья Карпук. — Нужно уметь формировать запросы, видоизменять их. Работа эта не простая, кнопки «халява» там нет!

А по мнению руководителя проектов по искусственному интеллекту и машинному обучению компании ITentika Дмитрия Ходыкина, разработка на основе нейросетей хоть и научилась анализировать информацию, но делает это лишь на уровне школьного образования.

Но ведь это только начало. Технологии развиваются стремительно, и чем дальше, тем опасностей становится больше.

Техника безопасности нужна даже при использовании молотка. А тут чуть ли ни высший разум! Даже если, как оказалось, пока он всего лишь «троечник». Но честь мундира педагогической общественности теперь отстаивать все равно придется. Ведь понятно, что игнорировать прогресс — вещь бессмысленная.

— Системе образования важно адаптироваться к современным технологиям, чтобы эффективно использовать их в учебном процессе, — говорит кандидат психологических наук Мария Данина. — Возможно, пора отказаться от письменных дипломных работ как аттестационного задания для студента и заменить их на проектную работу, где студент самостоятельно выполняет практические задания, которые покажет как портфолио работодателю.

Пока же некоторые эксперты дают неутешительные прогнозы, допуская, что развитие технологий может привести к деградации общества.

— Память современных студентов оценочно хуже, чем у тех учащихся, у которых раньше не было доступа к интернету, — считает Дмитрий Ходыкин. — Наличие поисковых машин не способствует развитию кругозора, способности делать обобщающие выводы.

— Сегодня нейросети могут сгенерировать качественный текст, однако сделать научное открытие — нет, — говорит кандидат экономических наук Сергей Гатауллин. — Хотя с появлением систем сильного искусственного интеллекта все может измениться.

Готова ли к этому система образования? Заведующий кафедрой прикладного искусственного интеллекта МТУСИ, генеральный директор Центра интеллектуальных аналитических и робототехнических систем, профессор Владимир Соловьев считает, что появление новой технологии приводит не к устареванию системы образования, а к вымиранию одних профессий и появлению новых.

— Нельзя говорить, что вся система образования одномоментно устарела, — считает ректор Славяно-греко-латинской академии, доктор богословия и философии, отец Сергий (Храмешин). — Скорректировать нужно не систему образования, а технологию обучения. Но классическое образование нейросеть не заменит. Приглашая машины в нашу жизнь, школа должна сохранить в человеке духовно-нравственные ценности. Задача педагогов подготовить не «человекомашину», а личность, способную эффективно и во благо использовать новые технологии.

СПРАВКА

Нейронная сеть — одно из направлений искусственного интеллекта, цель которого смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом.

amp-next-page separator