Фото: Игорь Синельников / Вечерняя Москва

«Путешествуем ВМесте»: канатная дорога, слияние рек и эффектные набережные — что посмотреть в Нижнем Новгороде за два дня

Общество

Нижний Новгород славится большим количеством достопримечательностей. Однако сюда стоит ехать не только за ними. Например, в Нижнем вы также найдете канатную дорогу с захватывающими дух панорамными видами, которую местные используют как обычный общественный транспорт, полюбуетесь на эффектное слияние Оки и Волги, а также оцените невероятные закаты. Корреспондент «Вечерней Москвы» Игорь Синельников в рамках спецпроекта «Путешествуем ВМесте» отправился в Нижний Новгород и выяснил, что посмотреть здесь за два дня.

Как добраться из Москвы

Нижний Новгород находится довольно близко к Москве: по прямой получается всего 400 километров. Способов туда добраться много, и некоторые из них насколько быстрые, что выезд в Нижний вполне может стать поездкой выходного дня.

Например, я поехал в Нижний «Ласточкой», которая выходит в 07:15 и приезжает чуть позднее 11 часов утра (время в пути — меньше четырех часов). Цены на электрички в среднем начинаются от полутора тысяч в одну сторону, но, например, обратно электричка обошлась мне еще дешевле.

Более долгий вариант — ехать на машине (время в пути — не меньше шести часов). Порядка семи-восьми часов до Нижнего едут автобусы. Также туда можно долететь самолетом: в среднем прямые рейсы из столицы находятся в воздухе около 1 часа и 15 минут. Но нужно добавить время на дорогу до столичного аэропорта и из нижегородского аэропорта до самого города.

День 1. Слияние рек, исторический центр и многочисленные набережные

Начать знакомство с Нижним вполне можно с пешей прогулки от вокзала до Стрелки — здесь соединяются Ока и Волга. Что я и сделал сразу после прибытия. Напрямую путь займет полчаса, но советую не спешить. По пути будет Нижегородская ярмарка — легендарный исторический район, в котором располагалась крупнейшая в Российской империи ярмарка. Сейчас здание Нижегородской ярмарки — лицо города, его активно используют как выставочный центр. Также недалеко от Стрелки находится Александро-Невский Новоярмарочный собор.

Непосредственно с самой Стрелки открывается эффектный вид на слияние Оки и Волги. Несколько лет назад Стрелку облагородили и сделали тут красивый парк, ставший точкой притяжения и для местных, и для туристов. На самом углу стрелки теперь находится небольшой амфитеатр с видом на воду.

После визита на Стрелку самое время отправиться в исторический центр Нижнего Новгорода. По московской привычке я принялся искать поблизости станцию метро, но оказалось, что в Нижнем метро практически не представлено в историческом центре. Если вы приехали на пару дней и остановились в центре, то подземка совершенно не понадобится. За оба дня путешествия я так ни разу туда и не спустился. Между прочим, метро здесь — третье по размерам в России после московского и петербургского.

Тем не менее вариантов добраться от Стрелки в центр много: в Нижнем довольно активно ходит общественный транспорт — можно воспользоваться одним из автобусов. Также развито такси, причем среди машин много электромобилей — это пока в диковинку даже для Москвы. Есть и другой вариант, который я и выбрал: просто прогуляться по Канавинскому мосту. Кстати, мосту в апреле исполнилось 90 лет — это старейший постоянный мост через Оку в Нижнем Новгороде.

Исторический центр Нижнего имеет огромный перепад высот. Чтобы подняться от набережной к центральным улицам, нужно этот подъем преодолеть. Например, легендарная Чкаловская лестница, которая как раз проложена через этот перепад высот, имеет 560 ступенек. Но о ней я еще расскажу позднее. Свой первый подъем в исторический центр Нижнего я осуществил через парк 800-летия Нижнего Новгорода по более простым лестницам, которые начинаются практически сразу после Канавинского моста.

Поднявшись наверх, вы попадете к одной из многочисленных нижегородских набережных, носящей имя Тодоровского. Примечательно, что до берега тут невероятно далеко и назвать эту дорогу набережной как будто бы не поворачивается язык. Зато с высоты открывается прекрасный вид на воду.

А еще здесь находится памятник Максиму Горькому. Основоположник соцреализма в литературе родился в Нижнем Новгороде, а с 1932 по 1990 год город в честь писателя назывался Горьким. Если пройти по набережной чуть дальше, то увидите еще и памятник Жюль Верну — с характерным воздушным шаром.

После памятника французскому писателю я отправился по набережной в сторону центра. Идти буквально пять минут, после чего набережная переходит в улицу Ильинскую. Здесь можно задержаться у Ильинской и Казанской церквей. После этого вы оказываетесь у стен Нижегородского кремля.

С этой стороны кремля можно увидеть сразу несколько достопримечательностей: например, тут находится памятник Минину и Пожарскому. Также здесь угадываются очертания фуникулера, который раньше использовался для подъема в кремль. Подвесная дорога существовала с 1896 по 1927 год, после чего была закрыта: ее функции взял на себя городской трамвай. Тем не менее прямо сейчас ведутся работы по восстановлению фуникулера. Но после возрождения он будет выполнять, скорее, туристическую функцию.

Интерес представляет и ночлежный дом Бугровых. Купцы построили его как ночлежку для низших слоев общества. Бугровы были противниками разгульного образа жизни, поэтому на доме имелась надпись «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо». В более современном виде она есть и сейчас на заборе неподалеку.

Кремлевская стена доступна для туристов, но ее посещение я оставил на второй день поездки. В первый день я лишь прошел через территорию кремля. Здесь находятся не только правительственные здания, но и художественный музей, филармония, несколько садов и различные памятники.

От противоположной стороны Кремля начинается пешеходная Большая Покровская улица — этакий местный Арбат. Здесь много кафе, ресторанов, оригинальных магазинчиков и других интересных туристу мест. Большой интерес представляет монументальное здание Государственного банка. Оно построено в 1913 году в честь 50-летия Государственного банка Российской империи. Экскурсии сюда водят только раз в год: 17 мая — в годовщину открытия банка. Все остальное время им можно полюбоваться снаружи. Но даже этого достаточно, чтобы впечатлиться масштабами строения.

Если хочется контрастов, то напротив здания Госбанка находится Грузинская улица. Можно свернуть с Большой Покровской немного во дворы. Здесь открывается другая сторона Нижнего, которая понравится любителям старых построек, до которых еще не добралась рука реставраторов.

Дело шло к вечеру, и я отправился смотреть закат на монументальную Чкаловскую лестницу, одну из самых длинных в России. Ее построили после Великой Отечественной войны. Изначально лестница называлась Волжской, однако нижегородцы часто называли ее Чкаловской (наверху расположен памятник легендарному летчику Валерию Чкалову, который родился в Нижегородской губернии) — это название в итоге и закрепилось за лестницей.

Благодаря обилию смотровых площадок в сторону захода солнца Нижний стал своеобразной «столицей закатов», здесь даже проводится одноименный фестиваль. Огромное количество людей, смотревших на закат вместе со мной, это подтвердило.

После заката я спустился по Чкаловской лестнице. Тут находится на вечной стоянке катер «Герой». Свое название катер заслужил: он воевал в Гражданскую войну, участвовал в Великой Отечественной войне (в том числе в Битве за Сталинград). Теперь «Герой» стал памятником волжским речникам.

День 2. Канатная дорога и кремль

Второй день я решил начать с поездки на местной канатной дороге. Добирался до нее на трамвае. От пересечения Большой Покровской с трамвайной линией до остановки «Сенная площадь» (ближайшей к канатной дороге) ехать примерно полчаса.

Нижегородская канатная дорога над Волгой — популярный туристический объект, хотя изначально она задумывалась с совсем иными целями. Канатная дорога соединяет Нижний Новгород с городом Бором и регулярно используется местными жителями. Цена поездки в одну сторону для туристов чисто символическая: 100 рублей. Местным поездки обходятся дешевле.

В среднем поездка занимает 12 с половиной минут. Нижегородская канатная дорога имеет 861-метровый пролет над водой, на протяжении которого нет ни единой опоры (рекорд во всей Европе), поэтому ничто не мешает наслаждаться видами. Самая высокая опора — 82 метра, и в этом месте из кабинки открывается особенно впечатляющий панорамный вид на Волгу.

Кстати, как рассказала местная жительница во время поездки, у нижегородцев принято говорить не «в Бор», а «на Бор». Смотреть «на Бору» в двухдневную поездку особо нечего, поэтому я сразу же отправился в обратную дорогу.

В Нижнем Новгороде много электросамокатов. Здесь это вполне полноценный вид транспорта, поэтому я решил прокатиться от станции канатной дороги по набережной до Чкаловской лестницы, чтобы потом подняться по ней к кремлю. Дорога на набережной ровная, для велосипедов и самокатов выделены отдельные полосы.

Если спуск по Чкаловской лестнице просто выглядит затяжным, то непрерывный подъем по ней будет хорошей проверкой ваших сил. А еще наверху вас сразу встретит ларек с мороженым и водой — расчет на уставших от подъема по лестнице в жару туристов вполне себя оправдывает.

Нижегородский кремль пускает туристов на экскурсии по кремлевской стене. Стоит это удовольствие 300 рублей, студентам и льготникам дают скидки. На табличке рядом с кассой предупреждение: людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями перед посещением стены нужно рассчитать свои силы. «Хм, что ж там такое?» — подумал я и купил билет.

В самом начале ничего необычного не происходит. Вы просто идете внутри стены (ее длина по кругу — чуть больше двух километров), рассматриваете через бойницы панорамные виды Нижнего и периодически читаете таблички об истории кремля.

Она, кстати, очень насыщенная. Основанный в 1221 году Новгород был защищен деревянными укреплениями. В конце XIV века была осуществлена первая попытка строительства белокаменного кремля, которая тем не менее не увенчалась успехом. В начале XVI века здесь впервые построили каменный кремль. Военное значение тот утратил к XVII веку и после этого вновь был задействован как оборонительное сооружение лишь в годы Великой Отечественной войны. В это время тут расположились зенитные орудия, не дававшие немецким самолетам бомбить город. За все годы существования кремль неоднократно реставрировался, поэтому отлично сохранился.

В процессе передвижения по кремлевской стене со временем все больше начинают настораживать графики перепада высот на стене и понимание, что уже совсем скоро кремлевские стены вслед за рельефом резко последуют вверх. Когда начнется подъем, вы обязательно вспомните о табличке с предупреждением: ступеньки тут огромные, поэтому силы действительно нужно рассчитывать, хотя серьезная физическая подготовка для посещения стены не нужна.

После спуска с кремлевской стены я посетил находящийся внутри Нижегородский государственный художественный музей. Там на постоянной основе находится большая коллекция русского искусства, а до 16 июля также проходит выставка индийского ткачества и картин. Так что в ближайшее время здесь можно получить представление о двух совершенно разных культурах.

Время подходило к отъезду, и я решил снова дойти до набережной, а оттуда до вокзала для разнообразия доехать на автобусе. Общественный транспорт, кстати, в Нижнем Новгороде можно легко отличить по яркому рыжему цвету. По пути на вокзал вышел из автобуса напротив Нижегородской ярмарки и прогулялся вдоль нее еще раз. Все-таки в первый день поездки здесь было значительно жарче, а рассмотреть такую красоту хотелось в более спокойной обстановке. Этим неторопливым созерцанием и закончилась поездка — сразу после этого я отправился на «Ласточке» до Москвы.

amp-next-page separator