«Огонь надо уважать»: главный пожарный Москвы Юрий Жуковский — о выборе профессии и службе
31 мая отмечается День пожарной охраны Москвы. В преддверии этого дня начальник Управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по г. Москве Юрий Александрович Жуковский рассказал о выборе профессии, о пути от курсанта пожарного технического училища до руководителя, о службе, и о том, как сегодня в современных реалиях работают пожарные столичного гарнизона.
— Юрий Александрович, ранее Вы уже рассказывали в интервью, что родились в семье пожарных. Кто начал эту славную династию?
Пожарная династия началась с деда. Он в годы Великой Отечественной войны был командиром отделения, служил в пожарной части — защищал Москву от налетов фашистской авиации, тушил пожары от зажигательных бомб. Но обо всем этом я узнал намного позже.
— Ваш отец тоже пожарный, значит он сознательно пошел по стопам деда?
Нет. После школы он трудился на рынке обычным мясником. А поступать в пожарное училище ему посоветовал двоюродный брат (он служил в МВД). После чего отец поступил в Ленинградское пожарно-техническое училище. Возможно, факт, что дед был пожарным и послужил каким-то толчком в выборе этой профессии.
— Со скольких лет пришло понимание, что Вы родились в семье пожарных?
Сегодня по прошествии времени я скажу так — особого яркого воспоминания о том, что я мечтал о чем-то конкретно, в глубине души желал стать кем-то — не было. Надо отметить, что тут играет большую роль родительское влияние. Также на детское сознание могут влиять внешние источники информации: где-то кто-то или что-то увидел и вот — эта искорка, возникает интерес. Я не могу припомнить такие моменты, чтобы когда-то, допустим, хотел или мечтал стать космонавтом, врачом или шофёром. У меня получилось так, что изначально в жизни вокруг меня была атмосфера «пожарки».
— И после школы Вы пошли учиться в пожарное учебное заведение?
Я не с первого раза, кстати, поступил в пожарное училище. Первая попытка была в Питере, где завалил экзамен. И в этот же год я поехал в Иваново, куда и поступил. С этого момента понеслась взрослая жизнь. Там я проучился 2,8 года, которые пролетели как один день. По окончании я вернулся в Москву офицером. Первое место службы —15-я пожарная часть.
— Вот Вы — молодой лейтенант пришли в пожарную часть к «матерым зубрам». Чувствовали ли какую-то неуверенность?
Разное было. Я считаю, в любом состоянии — будь ты старше по возрасту, будь ты начальник или подчиненный — всегда нужно оставаться человеком в первую очередь. Конечно, приходилось и на повышенных тонах общаться, а где-то простым разговором обходилось. И на бой вызывали (смеется).
— Скажите, а до какого возраста (максимально) можно работать пожарным?
В Федеральной противопожарной службе есть свое положение — пожарный младший начальственный состав (до полковника) служит до 50 лет, это предельный возраст, до которого вы можете работать. До недавнего времени предельный возраст был до 45 лет. Полковникам установлен срок до 55 лет, соответственно раньше это было 50.
— Можно ли по достижении этого предельного возраста остаться в пожарной службе?
Да, можно, если здоровье позволяет. Министром принимается решение, назначается аттестационная комиссия, и далее возможно продление контракта.
— Как Вы считаете, когда человек говорит, что «страху здесь не место» — это правильно?
Я попытаюсь объяснить, какие у меня чувства по поводу страха. Наша жизнь состоит из приятных и неприятных моментов. Мы, конечно, стараемся максимально, чтобы они были приятными. Но мы, люди, всегда боимся за свою жизнь. За свое здоровье, за то, чтобы нам не было больно. Человек не хочет испытывать боль, и он боится этого. А если это перекладывать на профессиональное, скажу так — страх должен быть, потому что если его не будет, то ты не будешь осторожным, ты не будешь предугадывать те события и возможные последствия, которые могут повлиять на твою жизнь и твое здоровье. И ты же можешь бояться не только за себя, а за других в том числе — за своих подчиненных, чтобы они не пострадали. Чтобы не пострадали те люди, к которым ты пришел на помощь.
Надо разделять понятие страха – есть панический, а есть страх, который ты перекладываешь на свой опыт и говоришь себе: «Здесь не надо боятся, потому что ты знаешь, как сделать так, чтобы не случилось непоправимого». Надо уметь работать с этим страхом и уметь управлять им. Я не могу сказать, что я боюсь пожара. Пожар — это страшная вещь, которая приносит горе, разрушения, трагедии. Безусловно, его надо бояться. Но его надо уважать. И если не уважать огонь, то он может с тобой сыграть злую шутку. Поэтому, если пожарный приезжая на место вызова с посылом — ерунда, мы здесь все быстро потушим — это грандиозная ошибка.
— Как после восстанавливаетесь после такой сложной работы? Ведь это не только физическая нагрузка, но эмоционально-психологическая.
Кроме пожаров еще столько дел существует, что, когда ты возвращаешься с вызовов, просто продолжаешь дальше работать.
— А откуда ресурсы берете?
Не знаю, наверное, кто-то делится (улыбается). Жена говорит, что это она меня подпитывает. Скорее всего это так, это мой источник энергии.
— На Ваш взгляд, почему люди идут в эту профессию?
Люди, которые приходят в нашу профессию, безусловно, приходят на каком-то азарте, на драйве, чтобы исполнить свою детскую мечту — стать во взрослой жизни пожарным. А может, получив свои первые впечатления во время школьной экскурсии в пожарную часть, эти дети настолько были заинтересованы и впечатлены, надев каску, подержав ствол в руках, что они загорелись мечтой. И потом в зрелом возрасте решили пойти в пожарную охрану, чтобы спасать людей, быть полезным обществу, прийти в трудную минуту на помощь, быть героем.
Работа пожарного — это многогранный труд, ежедневный труд над собой. Это постоянное совершенствование своих знаний, профессиональных навыков. Это исполнение требований, различных приказов и уставов.
— Сколько Вы уже служите?
В этом году 1 октября будет 33 года.
— Как изменилась пожарная охрана за это время, а что осталось неизменным?
Вот сколько бы лет не прошло, и как бы не продвинулись вперед технологии, главным достоинством всегда были, есть и будут, конечно же, люди, всегда готовые прийти на помощь всем, кто попал в беду. Наши пожарные — это особая каста, обладающая такими качествами, как мужество, героизм, способность принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. И, конечно, еще — это наши ветераны.
— А как справляетесь с тем, что все больше стало появляться высотных зданий? Спецтехники достаточно для выполнения таких задач?
Конечно, это непростая задача — потушить пожар, условно говоря «в небе». Но московский гарнизон имеет на вооружении современную технику, с помощью которой наши пожарные успешно тушат пожары и спасают людей. Новые технологии, например, CAFS, позволяют подавать средства тушения на эти высоты.
Та тенденция – строительство высотных домов, – которая на протяжении последних десятков лет существует в мегаполисе, она, конечно, в части обеспечения пожарной безопасности направлена на недопущение пожара. То есть инженерные системы, строительные материалы, а также системы противопожарной защиты — они подбираются таким образом, чтобы минимизировать возможность возникновения пожара.
Мы рассчитываем на те противопожарные системы, которые способны подавать огнетушащие вещества, предусмотренные проектными решениями для зданий, они в первую очередь нам помогут решить задачи по тушению пожара на высоте. Гарнизон имеет специальные пожарные автолестницы, которые позволяют спасать людей с высоты 100 метров. Есть и наземная техника, которая способна подать воду и огнетушащие вещества до 400 метров, а также технология использования летательных аппаратов с применением как вертикального, так и горизонтального тушения. Сейчас активно развивается процесс создания беспилотных летательных аппаратов, которые смогут нести на себе запас огнетушащих веществ. Но это пока в будущем.
— На данный момент насколько столичный гарнизон технически оснащен?
Мы идем в ногу со временем. Все-таки прогресс идет вперед и заставляет всю систему обеспечения пожарной безопасности двигаться в этом же направлении.
— Какая тенденция в Москве по сравнению с прошлыми годами — увеличения или снижения количества пожаров?
У нас значительное снижение. А это значит, что профилактическая противопожарные деятельность у нас на высоком уровне. Мы уверенно движемся в сторону снижения крупных пожаров.
— Ваш совет тем, кто собрался стать пожарным.
Оцените свои силы, готовы ли вы рисковать ради других, а потом принимайте решение и приходите - наши двери для вас открыты. Мы научим вас всем тонкостям нашей профессии.