Фото: Анастасия Трофимова / Вечерняя Москва

Музыкант Сергей Трофимов: Те, кто управляет миром, пользуются старой схемой — разделяй и властвуй

Общество

Автор-исполнитель Сергей Трофимов 16 июня сыграет большой летний концерт на исторической открытой сцене Зеленого театра ВДНХ. Накануне выступления «Вечерка» пообщалась c заслуженным артистом России.

— Сергей, прозвучат ли на концерте новые песни? Как и о чем вам сейчас пишется?

— Новые песни, конечно, будут. А пишутся они о том же, о чем и всегда, — кто мы, зачем мы здесь, на Земле. И что будет с нами после этого. Собственно, все песни об одном и том же — как и все творчество человеческое.

— Меняется ли у вас со временем отношение к написанному ранее? Может, хочется петь другое, новое — но публика ждет песен, которые знает наизусть?

— Конечно, хочется петь новое — то, что ты сейчас творишь, что для тебя актуально в данную минуту. Но я понимаю, что процентов 80 того, что публика хочет слышать, — это старые хиты. Это как если бы ты пришел в заведение фастфуда и вместо бургера заказал бы устриц с лимонным соком. На тебя посмотрели бы, как на сумасшедшего! Примерно та же реакция у публики на концертах, когда начинаешь петь что-то новое.

— Конкурс авторской песни «Гринландия», где вы — сопредседатель жюри, сейчас подводит свои итоги. В обществе есть запрос на патриотические песни и стихи. Какие тенденции заметили вы? Можно ли сказать, что сейчас в России формируется новая культурная среда?

— Есть, на мой взгляд, молодые талантливые ребята, очень хорошие барды. Я вижу это потому, что мне и на почту часто присылают чтото, делятся своим творчеством, и сам я слышу и вижу их выступления на разных площадках. Многие ищут новый подход, языком владеют. И литература, поэтические тексты хорошие. Это меня лично вдохновляет.

— В одной из ваших песен есть слова: «Проклятие нашего века — коллективное одиночество». А как, на ваш взгляд, бороться с этой напастью?

— У человечества должна быть цель, большая цель. Не знаю, какая — я не пророк, не Господь Бог. Но люди должны быть сплочены идеей, такой, которая сможет всех собрать воедино. Тогда весь потенциал человечества будет реализован. Но, к сожалению, те, кто управляет этим миром, пользуются старой схемой: разделяй и властвуй.

— Вы москвич в пятом поколении. Что это для вас значит? Чувствуете ли, что вы часть корневой системы некоего большого дерева?

— Я чувствую, что я одна из его ветвей. Не самая, может быть, прямая и красивая, но уж какой уродился! Москва для меня сродни матери — она мне очень дорога. Слава богу, здесь еще остались уголки, которые похожи на Москву моего детства. И я пытаюсь привить любовь к ней своим детям. Гуляю с ними по городу, вожу на экскурсии — чтобы им рассказывали, как, чего и почему. Хочу, чтобы они любили этот город так, как я.

— Вы как-то высказывались о вреде шоу талантов для детей. Действительно, есть ощущение, что после минуты славы о победителях забывают. А как тогда выявлять таланты?

—Таланты нужно не только выявлять, ими нужно заниматься. Вот в Швеции есть целая государственная программа поддержки молодых талантов — под нее подпадали в свое время такие группы, как ABBA, Ace of Base. Деньги шведских налогоплательщиков тратились на то, чтобы сделать из талантливых людей супергруппы, которые в дальнейшем приносили стране прибыль. К сожалению, у нас таких государственных проектов в области попмузыки нет. Вкладываются в классическую музыку, в театральное искусство. Но я думаю, что и шоу-бизнес мог бы приносить хорошую прибыль стране. А детские конкурсы талантов... Ну, вышел человек, что-то спел — а дальше что? Чтобы его раскрутить, нужно немерено денег, специалистов. Это продукт. Такой же, как продукт автопрома, скажем, или пищевой промышленности. И этим продуктом надо заниматься. У вас ведь автомобиль не получится, если вы будете в гараже его собирать из остатков стиральных машин.

— В чем вообще секрет успеха в шоу-бизнесе, в музыке?

— В профессионалах.

— Какой этап творческого пути был для вас самым сложным?

— Наверное, адаптация собственного творчества для слушателей. Вернее — поиск компромисса между тем, что ты хочешь сказать, и тем, что хотят услышать.

— Какие тенденции вы сейчас видите в музыкальной сфере? Наш шоу-бизнес — нечто устоявшееся, с постоянными законами развития, или подвижная среда, где все меняется ежесекундно?

— Ежесекундно все меняется, особенно в наше время. Думаю, что тренды в современной музыке — массовой, популярной — сейчас задает не столько личность артиста, сколько продукт, который выпускают те или иные фирмы, компании звукозаписывающие, с которыми он сотрудничает. Я имею в виду новое звучание синтезаторов, новые методы обработки голоса и все такое прочее. Благодаря технологиям музыка стала совсем другой. Человек, сидя дома, может создать продукт, не уступающий по качеству тому, что делал Майкл Джексон на студии в Нью-Йорке. Возможности к творчеству сейчас вообще не ограничены. А наличие средств компьютерной коммуникации дает возможность быстро раскрутить потенциальный хит. Но, с другой стороны, такой конкуренции, как сейчас, музыкальная индустрия не испытывала никогда.

— Вы учились в консерватории. Можно ли быть самобытным музыкантом — и не иметь академического образования?

— А смотря чем ты хочешь заниматься. Если ты пишешь и поешь песни под гитару, зачем тебе консерватория? А вот если ты хочешь заниматься серьезной музыкой и тебе это доставляет кайф, то академическое образование необходимо.

— Какое проявление признания было для вас самым ценным?

Например, то, что многие считали, что моя песня «За тихой рекою» — это народное творчество.Какие цели себе ставите после концерта? А я такие цели, как проведение мероприятий, выступлений, не ставлю. Пройдет концерт — я буду его переживать какое-то время. Он мне даст некую духовную отдачу — я на это надеюсь. А дальше продолжу работу над новыми песнями.

ДОСЬЕ

Cергей Трофимов родился 4 ноября 1966 года в Москве. Учился в Московском государственном институте культуры, затем в консерватории, но не окончил ее. В 1985 году стал дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Вскоре начал концертную деятельность.Песни Трофимова исполняют и многие российские звезды. Заслуженный артист России. Член Союза писателей России (выпустил сборник стихов «240 страниц»).

Детали к портрету Сергея Трофимова

  • Трофим — в прошлом. В 1994 году у Сергея появился псевдоним Трофим, под которым он выступал (фото вверху) несколько лет и запомнился слушателям. В 2000-м на афиши концертов вернулись имя и фамилия.
  • Первый гонорар. Учась в Институте культуры, Сергей побывал в экспедиции на Дону, познакомился там с казачьими песнями. Но через три года ушел из института, поступил в консерваторию. От нее Трофимова отвратило то, что он хотел заниматься музыкой, не совмещая это с изучением марксистско-ленинской философии. В начале 1980-х Сергей пел в группе «Кант», а после победы на Всемирном фестивале молодежи и студентов к нему обратилась певица Светлана Владимирская (фото вверху). Он сочинил для нее песню «Я тебя не хочу потерять» и получил й первый гонорар — 150 долларов.
  • Я буду долго гнать велосипед. Любимое летнее развлечение Сергея Трофимова — кататься на велосипеде. Артист признается, что он любит ездить на нем «далеко-далеко, по красивым местам».
  • Хотел уйти в монахи. После распада Советского Союза Сергей Трофимов искал опору внутри себя. Тогда он пришел к вере в Бога. Два года отдал церкви: был и певчим, и регентом. Жил согласно церковному уставу. Хотел даже уйти в монахи, но духовник его отговорил, сказав, что нельзя этого делать, если в душе постоянно рождается что-то новое — надо реализовывать талант и служить людям.
  • Счастливые годы. Детство Сергей провел на Самотеке (местность между современными Садовым кольцом (на фото справа) и Суворовской площадью. — «Москва Вечерняя»). Он любил играть с друзьями в «казаков-разбойников», футбол, гулять по крышам. Исполнитель признается, что тогда был влюблен во всех девчонок одновременно. Музыкой Трофимов занялся с ранних лет — еще в детском саду прошел прослушивание в хоровую капеллу.
  • Серьезная травма. В 13 лет Сергей, играя в «Зарницу», залез на дерево, где находилась вышка. И упал с высоты 12 метров. Получил множественные переломы рук. Долго восстанавливался. В тот период начал писать стихи. А когда сняли гипс, записался на карате, чтобы руки быстрее начали «слушаться».

amp-next-page separator