Фото: Главархив Москвы

Внимание, разыскивается бетон

Общество

Уже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, как «Вечерка» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.

Любая масштабная работа не может пройти гладко, как того хотелось бы. Особенно если что-то делается впервые. Так, на строительстве Московского метрополитена тоже случалось разное, а любые ошибки брали во внимание, чтобы в разы улучшить процесс возведения подземки. Об одном из подобных инцидентов писала «Вечерняя Москва» в номере от 22 июня 1934 года.

На шахте № 21 июньский план по бетонированию оказался под угрозой. Бригадиры бетонщиков требовали материалы для строительства.

«В кабинет зашел возбужденный раскрасневшийся инженер Елудов — руководитель технических работ:

— Илья Давидович, — обратился он к начальнику шахты товарищу Гоцеридзе, — так продолжать работу нельзя. Я сейчас вышел из забоя. Там не хватает бетона. Меня обступили и требуют: «Дайте бетон!» Такие строки были в материале на второй полосе газеты.

Бетон требовали бригады Морченко и Юркова, которые вместо 26 вагонов строительного материала получили только восемь. Меньше половины! Стали разбираться, созвали расширенное совещание. Выяснилось, что на бетонном заводе в гравиемойке сломалась деталь, которую не могут заменить уже девять часов. Но это еще не все.

Сами работники бетонного завода часто жаловались на недостаток гравия. Стали выяснять дальше... и открыли, что его на элеваторах Метроснаба сколько угодно. Цепочка инцидента привела к транспорту, но до конца ее так и не удалось распутать — конкретный виновник не был найден.

Кстати, на самом бетонном заводе были проблемы с равноправием полов, о чем писала газета. Так, вагонетки откатывали женщины, в то время как на гравиемойке трудились мужчины. Правда, и те и другие делали все вручную.

Но были, как говорится, и хорошие новости на страницах «Вечерней Москвы». Проходческий щит, приобретенный в Англии, закончил проходку первых ста метров тоннеля. Водитель щита инженер Фредерик Барретт в беседе с корреспондентом газеты сказал, что пройти столько за три месяца— это отличный результат, ведь до этого ни один из рабочих и даже инженеров не только не работал на подобной технике, но даже не видел ее.

Одновременно с английским работал и советский щит, который был срочно разработан на основе импортной конструкции. С ним строители освоились быстро, и к моменту выхода материала техника дала уже 30 метров тоннеля, а темп работы непрерывно нарастал каждый день.

ЦИФРА

3, 5 тысячи калорий каждый должны были получать строители метрополитена в столовых.

КСТАТИ

Участок, на котором работали английский щит и управлявшие им английские инженеры, пролегал между станциями «Охотный ряд» и «Лубянка».

Кроме этого, на строительстве станции «Маяковская» в качестве технических консультантов работали американцы.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Первые эскалаторы тоже закупили в Англии. Платили золотом. Это было дорого для страны, поэтому приняли решение в кратчайшие сроки сделать свои эскалаторы. Задача была выполнена.

amp-next-page separator