Александр Олешко: Грим для роли Немировича-Данченко занимал всего шесть минут
По итогам театрального сезона престижную премию «Хрустальная Турандот» за роль императора Павла I в одноименном спектакле Театра имени Вахтангова получил заслуженный артист России Александр Олешко, немало удивив зрителей и коллег. «Вечерняя Москва» пообщалась с актером.
— Александр Владимирович, что для вас значит получение «Хрустальной Турандот»?
— Для меня это невероятно красивый аккорд завершения театрального сезона. Я знал, что будет особенное внимание к моему исполнению роли Павла I. Мне радостно, что зрители, критики приняли меня в роли Павла I, что все предубеждения в мой адрес со стороны тех, кто видит меня только как телеведущего, рушатся через пять минут после начала спектакля. Я не собирался никому ничего доказывать, мне просто хотелось сыграть роль в непривычном для себя жанре трагедии.
— Вы обращались к фильмам на ту же тему? Например, «Бедный, бедный Павел» (российская лента 2003 года, посвященная 300-летию Петербурга. — «ВМ»)?
— Наоборот, я специально не пересматривал фильм с Виктором Сухоруковым (сыграл в фильме роль Павла I. — «ВМ»), а посмотрел только коротенький отрывок из спектакля «Павел I» (постановка 1989 года. — «ВМ»), где эту роль играл легендарный актер Олег Борисов. Я понял, что должен найти свой почерк, свое высказывание. Поэтому не хотел ни у кого ничего подсматривать и присваивать.
— В новом фильме «Хитровка. Знак четырех» вы сыграли великого театрального режиссера Владимира Немировича-Данченко. Что дал вам этот опыт?
— Фильм для меня вообще стал подарком судьбы. Доверие Карена Шахназарова и возможность сыграть Владимира Немировича-Данченко — это, считайте, уже отдельная глава биографической книги, если когда-нибудь я соберусь ее написать, чтобы рассказать, с кем я повстречался в жизни. Немирович-Данченко вместе со Станиславским создали великий русский театр, на который до сих пор ориентируется весь мир. Я очень волновался, много читал про Немировича-Данченко, и в какой-то момент Карен Георгиевич мне сказал: «Мне нужен живой человек, а не памятник». Ну и кстати оказалось, что мне не нужно делать долгий пластический грим!
Мой грим занимал шесть минут: усы, борода, чуть по-другому причесанные волосы — и я уже был похож на Немировича-Данченко! У меня даже была мысль в таком гриме сходить в музей-квартиру, в которой я был несколько лет назад. А играть в фильме у Шахназарова — это как окончить ВГИК. В дипломе у нас написано «актер театра и кино», но в театральном институте не учат сниматься в кино. А у такого мастера оказаться на съемочной площадке, слушать его, наблюдать за тем, как он организовывает процесс, — это как киноинститут.
— Вы стали первым гостем в новом театрально-литературном проекте «Культурное пространство», который стартовал в середине июня. Провели творческую встречу со зрителями. Были неожиданные вопросы от аудитории?
— «Культурное пространство» на то и культурное, что здесь никогда не бывает глупых, примитивных вопросов. Это проект, который дает зрителям возможность на расстоянии вытянутой руки пообщаться с актерами, художниками, композиторами, с людьми искусства и науки.
На таких встречах, когда ты совсем близко с людьми, очень важно их не разочаровать. Мне кажется, это ценная возможность — увидеть, для кого мы работаем, для чего живем, с какими чаяниями и настроениями люди в зрительном зале, с какой надеждой и верой они приходят. Мне приятно внимание организаторов проекта, Российского фонда культуры и Школы Арины Шараповой.
— Вы снимаетесь в продолжении сериала «Папины дочки». Роль Аллигатора (олигарха Федотова. — «ВМ») принесла вам огромную популярность. С какими чувствами вернулись к образу сейчас?
— Этот проект подарил нам, как я говорю, счастливую пенсию, потому что целое поколение выросло на этом сериале. Не проходит и дня, чтобы взрослые люди не подходили ко мне и не говорили: «Вы наш дядя Аллигатор, мы вас любим, уважаем!» Многие девочки, которые выросли у нас на глазах, уже нашли свою дорогу. Чаще всего мы встречаемся с Лизой Арзамасовой (исполнительница роли Галины Сергеевны. — «ВМ»), а в прошлом году я встретился с Екатериной Старшовой (сыграла в сериале младшую дочку — Пуговку. — «ВМ»), с которой мы знакомы с ее пятилетнего возраста.
Она сейчас взрослая девушка, и я даже испытывал неловкость — не знал, как с ней общаться, хотя она у меня на руках росла на съемочной площадке. Но новый сезон осенью вновь стартует на экране, и мне радостно — зрителей ждет много сюрпризов, новые дети и, конечно, повзрослевшие папины дочки вместе с Андреем Леоновым и Нонной Гришаевой (сыграли родителей. — «ВМ»), секретаршей Татьяной Орловой и Аллигатором, которого играю я.
ДОСЬЕ
Александр Олешко родился 23 июля 1976 года в Кишиневе. Стал известен после роли олигарха в сериале «Папины дочки». Вел телешоу «Минута славы» и «Один в один». Сейчас играет на сцене Театра имени Вахтангова в спектакле «Павел I» и участвует в проекте «Культурное пространство» Российского фонда культуры и Школы Арины Шараповой.
Коротко о главном
— Тяжело ли артисту сейчас сохранять свою личную жизнь в тайне?
— Все зависит от самого артиста — насколько он позволит сократить дистанцию. Для меня всегда важно, чтобы в человеке было достоинство, чтобы он нес в себе какую-то загадку, чтобы его хотелось узнавать, слушать. Поэтому я предпочитаю героев того времени, когда не было столько средств связи и от творческих людей был загадочный, удивительный ореол.
— Когда вы работаете над ролью, не боитесь сравнения с другими артистами?
— Я с какого-то периода в профессии уже ничего не боюсь. Всегда найдется кто-то, кто скажет, что все не так и не то, но главное — смотреть на свою дорогу и понимать, ради чего ты делаешь то или другое.
— Что для вас значат награды и премии?
— Отвечу шаблонно, но главная награда для актера — внимание профессионалов и любовь зрителей. Когда тебя отмечают наградами, это приятно, некий флажок — ты успешно прошел дистанцию, тебя заметили. Отлично, идем дальше. Какое-то время статуэтки, которые стоят у тебя дома на полке, напоминают об успехах, но рядом есть еще свободное место, и важно, чтобы оно долго не пылилось.
— Вы рассказывали, что были единственным актером, кто не хотел сыграть Гамлета. А есть ли роль, которую вам очень хотелось бы сыграть?
— Человек меняется, взрослеет, поэтому, конечно, у меня есть список ролей, к которым я уже не смогу вернуться в силу возраста — я уже не юноша. Когда-то очень хотел сыграть Хлестакова (главный герой комедии Гоголя «Ревизор». — «ВМ»), но сейчас кажется, что уже в том возрасте, когда нужно подумать о роли Городничего. И думаю, что по-прежнему хотел бы сыграть Фигаро (герой трех пьес Бомарше. — «ВМ»).
— Когда играете исторических личностей, важна ли схожесть и достоверность?
— Для меня важно только, поверит ли зритель тому человеку, которого вместе создали актер и режиссер, ведь именно он остается на пленке и потом уже живет отдельную от нас жизнь.