Фото: Игорь Генералов / Вечерняя Москва

Вырастим своих: почему в России возник дефицит инженеров

Общество

Инженеры остро нужны стране. С проблемой авральной подготовки кадров для промышленного сектора мы сталкиваемся не впервые. Какие уроки стоит извлечь из опыта прошлых лет, чтобы достойно ответить вызовам времени?

Жесткие экономические санкции спровоцировали потребность в импортозамещении, а стремительный рост инновационных достижений заставляет всерьез задуматься о научно-технологическом суверенитете страны. В таких условиях вопрос дефицита инженерных кадров нового поколения особенно актуален. Эта тема стала лейтмотивом прошедшего в конце июня ХI международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего — 2023». В видеообращении к его участникам президент страны Владимир Путин назвал развитие и модернизацию промышленности безусловным приоритетом России. А на проведенном недавно первом Форуме будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир» глава государства отметил повышенный интерес молодых людей к инженерным профессиям. Растет на них и спрос: по данным сервиса по поиску работы SuperJob, число вакансий по инженерно-техническим специальностям за полгода увеличилось в 1,5 раза.

Догнать и перегнать

Кулибины на Руси всегда славились смелыми изобретениями, но с дефицитом инженерных кадров для промышленной сферы наше государство за свою большую историю сталкивалось не раз и решало проблему вполне успешно.

— После революции СССР по многим экономическим показателям серьезно отставал от капиталистических стран, — говорит историк Любовь Степанова. — И на XIV съезде партии было принято решение взять курс на индустриализацию, чтобы в кратчайшие сроки развить и усовершенствовать производство, обеспечив техническую и экономическую независимость страны и укрепив ее безопасность. Чтобы реализовать эти планы, требовалось срочно создать свою инженерную школу.

С инженерным составом в годы первых пятилеток действительно было туго. На всю огромную страну имеющих инженерную специальность насчитывалось всего-то 25 тысяч человек. По статистике тех лет, это меньше 1 процента к числу рабочих, повышением квалификации которых в оперативном режиме занимались школы фабрично-заводского ученичества. В 1930-х годах в стране уже действовала и единая система высшего образования. Всего за несколько лет число вузов выросло со 150 до 800, а количество студентов«технарей» увеличилось в три раза. На страницах учебников истории это время обозначается беспрецедентным технологическим прорывом. Всего через десять лет в СССР уже проектируются и создаются современные заводы, станки, товары народного потребления, производятся лучшие в мире самолеты, танки, тракторы.

— Разработавший легендарный танк Т-34 инженер-конструктор Михаил Кошкин призывал работать не вдогонку, а на результат, используя мировые тенденции, — рассказывает историк. — К началу войны производственная мощь страны уже во многом опережала западных конкурентов. Свои возможности советская промышленность продемонстрировала в годы Великой Отечественной: штурмовик Ил-2, артиллерийская система «Катюша» и многое другое серьезно «сработали» на Победу. А послевоенное время! Это поистине золотой век советской инженерии. Мы в сжатые сроки восстанавливаем экономику страны, строим атомные электростанции, первыми запускаем человека в космос.

Прорыв советских технологий всерьез беспокоил зарубежных конкурентов. О чем в 1959 году в своем докладе «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР», подготовленном для комитета по вопросам науки НАТО, с тревогой сообщал известный физик, доктор Чарлз Мэндерс. «Сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство, — говорилось в документе. — Это достижение, которое не знает равных в современной истории». Техническое образование поощряется и ценится, мальчишки и девчонки мечтают стать изобретателями. Кстати, не случайно: по всей стране открывается огромное количество бесплатных технических кружков самых разных направлений.

— При плановом хозяйстве молодые специалисты гарантированно получали рабочие места, — говорит социолог Алексей Егоров. — Причем и после техникума, и после вуза нужно было несколько лет отработать на производстве. А сейчас в Госдуме рассматривается законопроект об обязательном распределении студентов-бюджетников. И это правильно! Только опыт нужно перенимать комплексно. В Советском Союзе выпускники вузов получали существенную поддержку: предприятия предоставляли жилье, места в детских садах, путевки в санатории, даже продуктовые заказы — все, чтобы молодым специалистам было комфортно жить и работать. Хорошие условия труда в том числе позволили стране выйти на передовой технологический уровень.

Кадровый голод

Но потом система дала сбой. Как отмечают эксперты, в период застоя, начиная с середины 1980-х годов, инженеров в стране стало больше, чем необходимо. И их количество стало, как писала газета «Правда», «опережать «прибавку» от результатов их деятельности».

— «Добила» инженерную школу в стране, конечно, перестройка, — считает экономист Андрей Демин. — А с развалом Союза начинается повальная деиндустриализация, заводы и фабрики массово закрываются, инженеры оказываются не у дел. Собственно, последствия этой недальновидной политики мы и расхлебываем по сей день.

Еще семь лет назад эксперты отмечали, что представители инженерных специальностей буквально бегут с предприятий и вообще из профессии — из-за низкой оплаты труда и отсутствия перспектив. Аналитики сервиса SuperJob в 2016 году предупреждали: больше 62 процентов промышленных компаний могут остаться без своих передовых инженеров. Причем эксперты отмечали утечку кадров из стратегически важных сфер: авиастроение, оборонный комплекс, ракетостроение и авиакосмические предприятия.

— К так называемой четвертой промышленной революции, при которой существенную роль в производстве играют инновационные технологии, мы подошли с не самыми лучшими результатами, — считает кандидат технических наук Олег Проклов. — Когда зарубежные компании стали покидать российский рынок и возникла потребность в импортозамещении, это стало особенно заметно.

Да, время диктует новые условия. О том, что спрос на представителей технических профессий в ближайшие 20 лет будет расти, заявило недавно Минтруда РФ. А сейчас российские предприятия, участвующие в процессе импортозамещения, испытывают острый дефицит в инженерах. Причем, по мнению некоторых экспертов, потребность в них сегодня становится выше, чем в айтишниках. А отечественный промышленный сектор, отвечая на вызовы, оперативно внедряет инновации. Только в столице работают, используя передовые технологии, более 650 крупных предприятий самых разных отраслей.

— Нужно разрабатывать новое оборудование, налаживать собственные производственные линии. А для их обеспечения необходимы молодые современно мыслящие инженеры с новаторскими взглядами и желанием проявить себя, — комментирует ректор Государственного университета управления, доктор экономических наук профессор Владимир Строев. — Новые технологии появляются, и поэтому возникает острая необходимость в людях, обладающих соответствующими компетенциями.

И это не только исключительно инженерные навыки, но и умение внедрять нестандартные, а также креативные решения, работать в команде, кроме этого, необходимо желание постоянно учиться. Общая экономическая стратегия государства направлена на расширение практически всех отраслей производства и замещение импортной продукции собственными аналогами. И страна сейчас только в начале этого пути.

Нюансы подготовки

Понятно, что кадровый вопрос необходимо решать практически в авральном режиме. Недавно вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в этом году наибольшее количество бюджетных мест в вузах предусмотрено по инженерным и техническим направлениям «для скорейшего импортозамещения и достижения научно-технологического суверенитета России». А уже в этом году, по словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, на рынок труда выйдут 197 тысяч инженерных специалистов. Однако, по мнению работодателей, уровень их образования пока оставляет желать лучшего.

— В нашем бизнесе давно наблюдается нехватка инженеров, — говорит директор крупного сервисного центра Илья Карпук. — Готовых специалистов по нашему направлению нет, мы берем людей и учим с нуля. Я лично провожу собеседования, и из 50–70 человек можно выбрать от силы двух, из которых не всегда получается выучить хотя бы одного специалиста.

Согласен с этим мнением и предприниматель, инженер, сооснователь компании — производителя накопителей электроэнергии Александр Кияница: «Молодые инженеры до сих пор учатся на остатках советского образования, которое, хоть и дает устойчивую базу, но не отвечает современным потребностям».

Судя по тому, что Минобрнауки недавно заявило о расширении программы целевого обучения по инженерным специальностям, в вузах проблему понимают. Но и у выпускников высших заведений страны порой возникают претензии к работодателям.

— Я поступил в МАИ по целевому набору от одного из конструкторских бюро, — рассказывает молодой инженер-конструктор Олег Круглов. — Получив диплом, пошел туда работать. Но мое появление поставило начальство в тупик: несмотря на то, что в договоре была четко прописана моя будущая специальность, в штате не оказалось подходящих позиций. Определили в команду инженеров, где сразу возникла проблема: современные автоматические станки, на которых я учился работать, простаивали в цеху без дела. Несколько раз предлагал коллегам и начальству настроить и подключить их. Но мне отказывали: мол, все привыкли работать «руками» и в новом разбираться нет времени. В итоге меня перевели в конструкторский отдел: здесь мои знания в программировании и новом оборудовании пригодились.

Чтобы не повторять печальный опыт с «перебором» специалистов — и в подготовке кадров, и в развитии производственных мощностей — необходимо учитывать абсолютно все нюансы, полагают эксперты. Причем вузы и потенциальные работодатели решать проблемы должны в одной связке, сообща.

— Большинство крупных производственных компаний активно осуществляет модернизацию и автоматизацию оборудования, закупают передовые производственные линии, которые требуют даже от простых операторов знаний на уровне инженерных, — отмечает директор «Завода Лоджикруф» компании «Технониколь» Михаил Ольчев. — Эти линии необходимо обслуживать, развивать, покупать дополнительное оборудование. Все это обусловливает острую нехватку инженеров. Но если раньше стандартно на предприятиях работали тысячи человек, то на примере нашей компании видно, что сейчас часто для обслуживания полноценной производственной линии достаточно десятерых, но уровень их подготовки должен быть высокий.

По мнению инженера, предпринимателя и бизнес-эксперт Романа Ляшенко, при правильной системе государственного регулирования отечественного рынка труда и экономики в целом мы можем выйти на конкурентоспособный уровень производства. «Потенциал у нас огромен, нужно им правильно распорядиться», — говорит он.

А профессор Владимир Строев советует не забывать о профессиях будущего:

— Они появляются постоянно, а при современных темпах развития технологий еще и быстро. Для новых производств нужны новые инженеры. Свои. Это самое важное. России необходимо заново выстраивать собственную систему производства с минимумом «чужеродных» элементов.

«Свои» молодые специалисты готовы учиться и поднимать отечественную промышленность на передовой уровень. Но с карандашом и линейкой работать они не хотят, их привлекают цифровой мир, возможности и перспективы инновационных решений. Хочется верить, что исторический опыт поможет найти вариант, при котором быть инженером станет и престижно, и выгодно. И тогда, как утверждают эксперты, наша страна снова сможет гордиться новыми именами, которые встанут в один ряд с Королевым, Поповым, Черепановыми и другими выдающимися российскими инженерами, известными своими достижениями всему миру.

ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО

В ближайшем будущем рынку труда потребуются новые инженерные специальности:

■ Тканевый инженер. Вместе с хирургами-трансплантологами будет создавать технологии производства искусственных органов и тканей под каждого конкретного пациента, нуждающегося в пересадке.

■ Инженер космодорожник. Будет обслуживать околоземную транспортную сеть и отвечать за организацию транспортных потоков в космосе.

■ Архитектор живых систем. В городах будущего системы переработки мусора будут работать с помощью микроорганизмов. Для проектирования таких городских ферм нужны инженеры.

■ Инженер по безопасности транспортной сети. С их помощью с улиц мегаполисов исчезнут пробки. Инженер будет перестраивать транспортную инфраструктуру так, чтобы заторов на дорогах не было.

■ Проектировщик инновационных материалов. Будет востребован в легкой промышленности для разработок умных тканей, способных менять свойства в зависимости от температуры тела, самоочищаться, запоминать форму и аккумулировать солнечную энергию.

■ Инженер терраформирования. Займется превращением малопригодных для жизни территорий (в том числе на других планетах) в потенциально обитаемые для человека.

amp-next-page separator