Как защитить себя от нежелательных советов из интернета: мнения экспертов
Давать советы легко, а в некоторых случаях еще и выгодно. Причем по любому поводу. Но стоит ли следовать каждой рекомендации от решительно заявляющего «Я знаю как», выясняла «Вечерняя Москва».
Помните анекдот «с бородой» о тренере, который сам плавать не умел, зато знал как? Когда-то он казался смешным. Сегодня подобных советчиков в интернете пруд пруди, но вопросом их компетенции мало кто заморачивается.
А навеянный с Запада how-to-контент (how-to в переводе с английского означает «инструкция». — прим. «ВМ») щедро раздает миллионы ссылок на обучающие видео, руководства, статьи и «мастер-классы». По данным известной платформы, для создания и просмотра контента больше половины россиян ищут в виртуальном пространстве варианты решения самых разных проблем. При этом становится все более популярным пользоваться советами самоучек и домохозяек. По словам маркетолога Анастасии Калаус, в сети активно развивается тренд «люди доверяют людям». В топе тем, по которым россиянам нужны советы, — ремонт и уборка, готовка, здоровье, в том числе ментальное.
— Вошедшие в моду еще в девяностых всевозможные «лайфхаки» научили нас, например, делать из пластиковой бутылки вазу, — комментирует социолог Алексей Егоров. — В век тотального дефицита подобный креатив народных умельцев был очень полезен. Что только они не придумывали: клумбы из автомобильных шин, лак для волос из сладкой воды, клей из муки или рисового отвара… А сейчас в дефиците время, так что контент, быстро и четко отвечающий на вопрос «как» — сделать, найти, приготовить, вылечить и далее по списку, — естественно, пользуется спросом. Поймав волну, маркетинг быстро понял, что на этом можно зарабатывать. Так житейская смекалка превратилась в выгодный бизнес.
Объяснить по-быстрому
Суть контента в стиле how-to маркетологи объясняют просто: помогая быстро решить проблему, он вызывает положительный эмоциональный отклик, между пользователем и автором возникает определенный уровень доверия, который дальше превращается в стабильный фундамент для продаж.
— Потребители контента воспринимают такую информацию или советы как результат практического опыта, — считает интернет-маркетолог Татьяна Хромогина. — Создатели how-to-контента приводят доказательства успешного применения их рекомендаций. И чем больше людей реагируют на него, тем сильнее он вирусится, набирая популярность.
Согласитесь, что плохого, если человек, планирующий путешествие, выяснит у бывалых туристов тонкости и нюансы: как снять жилье, распределить финансы, грамотно собрать чемодан, наконец.
И затеявшие самостоятельно сделать ремонт в квартире тоже ведь как-то должны выяснить, с чего начать, какие материа лы использовать. По мнению Егора Бруса, управляющего партнера компании, изучающей поведение потребителей, раз информация поступает от конкретного человека, рискующего репутацией, значит, ей можно доверять.
«Не зря 45 процентов пользователей ограничиваются просмотром коротких видео — они быстро и наглядно получают решения, которые дают нужный результат», — говорит эксперт.
Однако совет совету рознь. И хорошо, ес ли в опрос конкретен и предполагает короткий ответ, который можно вместить в парутройку предложений.
— Например, бытовые вопросы: как сварить кашу в мультиварке на отложенном режиме, сделать экран в ванной и можно ли класть ламинат на кухне, — поясняет маркетолог Петр Губанов. — Конечно, не очень хочется тратить время на изучение свойств ламината, а сразу получить ответ от эксперта: «Да, можно, но обратите внимание, что он должен быть влагоустойчивым, а при монтаже не забудьте о гидроизоляции и промажьте замок специальным составом».
Автор множества статей и видеоуроков по ремонту квартир Антон Крапивин с мнениями маркетологов категорически не согласен.
— Хоть убейте, но за пару минут невозможно объяснить человеку, впервые взявшемуся за ремонт, как правильно уложить ламинат или линолеум, — говорит он. — Я самоучка, но за плечами у меня огромный опыт. Подписчики мне доверяют, и я дорожу своей репутацией. П о этому дурачить людей, побыстренькому объясняя, как легко и просто сделать ремонт, никогда не буду.
Расскажу подробно, пусть и потрачу на это больше времени. Споры о плюсах и минусах how-to-контента вести можно бесконечно. Но главный вопрос в том, как пользователю научиться отделять зерна от плевел.
Ведь блогер за свои советы ответственности не несет. Допустим, что ему удалось без негативных последствий вылечиться, например, крапивой, нагреть бутерброд блоками питания от двух ноутбуков или в машине открыть на полном ходу бутылку при помощи пряжки ремня безопасности. Ой, а вам нет? Попали в аварию, сожгли проводку, усугубили болезнь? Как жаль… Да и только.
— При выборе лайфхаков народной смекалки следует учитывать, что не всегда можно полагаться на неофициальные и непроверенные источники, — считает маркетолог Максим Оганов.
— Не все советы и инструкции из интернета могут быть применимы к вашей конкретной ситуации. Их использование требует баланса между доступностью информации и ее достоверностью.
Монетизация доверия
Увы, народные умельцы, опытные путешественники, мастера на все руки, кулинары от бога, дающие в интернете действительно дельные сов еты в подробном и грамотном контенте, не слишком вписываются в современный тренд простых решений. А он с точки зрения маркетинга работает на ура.
Как отмечает Егор Брюс, рекламный контент с участием авторов в первые 6 секунд имеет на 193 процента более высокий показатель просмотров по сравнению с объявлениями без авторов. Ктото скажет: это, мол, про рек ламу… Не только. Просмотры, то ес ть интерес и реакция пользователя, очень ценная «валюта» для блогера.
Секрет прост. Инструкций, как заработать блогерством, в том же интернете предостаточно. И расценки известны. Так, на одном из маркетинговых сайтов подробно описывается, за что и сколько платят авторам на популярной платформе, размещающей текстовые и видеоматериалы на самые разные темы.
Прежде всего размещение рекламных блоков: блогеры получают часть дохода, полученного от рекламодателей. Те, разумеется, покупают место там, где большее количество просмотров. Есть и другие программы поддержки.
Так, за двухминутные ролики или текстовые посты авторам начисляются деньги, но только после того, как контент наберет 10 тысяч просмотров. Максимальная сумма вознаграждения за один топовый ролик — 15 тысяч рублей, за пост — 6 тысяч рублей. По оценке экспертов, за месяц на видео можно заработать до 300 тысяч рублей. Максимальное вознаграждение за посты в течение месяца — 400 тысяч рублей, но, чтобы оставаться в схеме поддержки, нужно за этот период опу бликов ать не менее 20 материалов. Это много, и написать покороче, естественно, выгоднее. Опытом зарабатывания на хлеб насущный блогеры между собой тоже охотно делятся.
«На доход влияют разные факторы, — пишет на одном из форумов о том, как заработать на площадках в сети, блогер Алексей М. — Главный и очевидный — это величина аудитории. Есть показы — есть просмотры, значит, есть доход». «Почти четыре года я веду канал про бюджетные автомобили, — делится Егор С. — Скоро дойду до отметки в 70 тысяч подписчиков.
Еще недавно завел канал о психологии, но он только начинает развиваться». Судя по комментариям блогеров, соскочить с одной темы на другую по принципу «это просто бизнес» — вполне нормально. Некий опытный автор одной популярной площадки честно признается: «Я пишу про кулинарию и близкие к ней темы. Моя основная аудитория — люди старше 45 лет. Сейчас в среднем я получаю более 200 тысяч рублей ежемесячно только с прямой монетизации. Раньше крутил тему здорового образа жизни. Не пошло, видимо, и без меня много контента. Или тема народу поднадоела».
«Начните с психологии отношений, это всегда топчик, — советует начинающим блогерша Ольга. — Используйте формат «личный опыт», и все получится».
— Кто-то действительно хочет делиться полезными лайфхаками, другие ищут способ произвести впечатление и набрать много просмотров, — комментирует руководитель практики коммуникационного агентства Мария Жожина. — Опасность фейковых советов в том, что часть из них просто бесполезна, а часть может нести угрозу жизни. Некоторое время назад в зарубежных соцсетях, например, завирусился лайфхак — очистка организма средством для стирки.
Шоу дилетантов
Бредовых советов и лайфаков, вызывающих улыбку у разумных пользователей, в сети, конечно, немало. Но одно дело вслед за блогером утеплять унитаз, натягивая на его крышку шерстяные носки, но рисковать здоровьем, доверяя дилетанту, согласитесь, — совсем другое. Хотя, казалось бы, кто в здравом уме будет мазать щечку ребенка сметаной и давать полизать ее собаке, чтобы прошел диатез? Или поедать куриные сердечки, если болит сердце, а говяжью печень — в случае цирроза или гепатита. Однако, как отмечают аналитики, стоит сделать в блоге отметку «народная медицина», количество просмотров увеличивается в разы. По данным ВЦИОМа, семь из десяти россиян, несмотря на высокотехнологичную систему здравоохранения, говорят, что практикуют средства народной медицины. А назвать таковой можно ведь любую несусветную дурь, предложенную изобретательным блогером.
— Из поколения в поколение у нас в России передаются «бабушкины рецепты» от боли в горле, кашля и насморка, ушибов, ссадин и многие другие, — говорит руководитель клиники Альбина Лещева. — К сожалению, многие дилетанты в интернете используют нашу с вами доверчивость к народным средствами пытаются ими лечить от всех болезней. Иногда это приводит к очень печальным последствиям.
Сколько вреда здоровью нанес запущенный кем-то в пандемию фейк, что коллоидное серебро (в просторечье «серебряная вода») способно убить ковид, неизвестно. Но активно распространяющие в сети этот «совет» свои сотни и тысячи рублей на просмотрах точно заработали. Научный руководитель Института спортивного менеджмента и права Елена Истягина-Елисеева рассказывает, как она однажды спросила владельца фитнес-марафона, какую ответственность он несет, предлагая не слишком здоровым людям делать сложное и травматичное упражнение, и контролирует ли он технику их выполнения? И получила ответ: «Я индивидуальный предприниматель, предоставляю услугу. Человек по ту сторону экрана должен сам думать о своем здоровье и о том, в состоянии ли он выполнять предложенные упражнения». Больше, как говорится, вопросов нет.
— Очевидно, что самый опасный how-to-контент касается советов, как лечить то и это, — говорит психолог Людмила Федотова. — Врачи напоминают об этом постоянно. А вот популярные кулинарные ролики, в которых домохозяйки делятся секретами приготовления блюд, можно было бы рассматривать с позитивной точки зрения. Среди их авторов немало талантливых, любящих и умеющих готовить людей. Делясь опытом, они таким образом самореализуются, ну и зарабатывают, конечно.
Беда в том, что сегодня сеть заполонили дилетанты, не слишком разбирающиеся в стряпне, но жаждущие заработать на демонстрации процесса готовки.
По оценке специалистов, кулинарные каналы, имеющие более 450 миллионов подписчиков, приносят автору немалый доход.
«Мое видео рецепта торта собрало более 1,5 миллиона просмотров, расчетный доход — 1,8 тысячи долларов», — хвастается фудблогер Бунбич. Даже если преувеличивает, число желающих сорвать куш это явно раззадоривает. Только одни действительно показывают мастерство, а другие веселят, злят, удивляют и раздражают публику нелепыми «изысками», лишь бы привлечь аудиторию.
Просмотрев несколько роликов, завирусившихся на просторах сети, с изумлением узнала, что манку можно жарить, а куриную грудку — тереть на терке.
Правда, так и не поняла — зачем. Но интрига, заявленная в ярких заголовках, цепляет, заставляя смотреть: «Нищая домработница продавала такие пироги и стала богатой мажоркой», «Рецепт подслушала в маршрутке», «Купила секрет у бедного еврея»… Время роликов у подобных псевдокулинаров, как правило, наоборот, затянуто.
Оно же деньги. Так, на одном канале бравая «повариха» в течение 7 минут (!) демонстрировала, как она самозабвенно режет ножницами вареные макароны в кастрюлю. Смотреть скучно, перемотала вперед в надежде увидеть результат, достойный звезды Мишлена. Увы, в финале на тарелку была вывалена серо-бурая бурда «а-ля макароны по-флотски». Справедливости ради спуску таким «изыскам» пользователи не дают, оставляя в чате множество негативных отзывов. Ролик «Чуть тарелку не проглотила, настолько вкусно!», в котором дама пожарила вымоченный в воде хлеб, комментаторы разнесли в пух и прах.
«Когда будете заглатывать тарелку, обязательно выложите видео, уверена, это будет куда интереснее, чем ваши рецепты», — один из самых беззлобных отзывов. Видео «Кидаю огурцы в кипящее молоко» смотреть даже не стала, сразу перешла к комментариям.
«Бедненькая, на пурген денег нет, во чего придумала», — пишет пользователь Сергей. «Смотрите, чтоб унитаз не раскололся!» — рассыпается смеющимися смайлами Ольга. «Люди, не знаю, как вы, но я подписана, чтобы поржать», — признается некая Анна. Готова к ней присоединиться… Но на то и расчет. Не важно, что ты готовишь, был бы зритель и отклик. Даже резкий, негативный.
Черный пиар — все равно реклама и количество заветных просмотров. И шоу продолжается снова… Главная рекомендация, которую дают эксперты, — включать критическое мышление в тот самый момент, когда вы запускаете ролик how-to-контента.
Определитесь, что вы от него ждете — возможность убить время, повеселиться или все-таки получить дельные советы. Они есть в интернете. Только времени, чтобы их найти, потребуется чуть больше, чем на то, чтобы попасться на дилетантскую обманку.
ЗА
Игорь Гудков. основатель платформы по запуску микрокурсов:
— В эпоху, когда время стало большой ценностью, появляется новый подход к потреблению информации. Люди хотят решать свои задачи максимально быстро, поэтому контент в формате «как?» очень удобен. У человека есть возможность прямо с телефона найти ответы практически на все интересующие его вопросы. Например, как приготовить салат или сделать упражнения для больной спины. В этом плане видеоконтент, который находится под рукой, очень выручает. Но нужно понимать, что быстрые рекомендации — это не тотальное решение проблемы. Это возможность «в моменте» получить какую-то дозу информации и сразу ее применить.
ПРОТИВ
Ирина Дережова, психолог-конфликтолог, член экспертного совета Департамента образования Москвы:
— Желание людей обращаться к непрофессионалам — одна из опаснейших черт духовного и экономического кризиса. Были в деревнях такие особые люди, чаще женщины. Их называли трандычихи. В современности это блогеры, доморощенные интернет«просветители». Цена их советов нулевая. Можно ли их слушать? Да, если вы хотите заполнить свое сознание мусорной информацией, хотя и истерически-яркой. Но если нужен совет, например, как решить сложную проблему взаимоотношений в семье или на работе, поставить правильную цель и достичь ее, понять, какая профессия подходит вам или вашему ребенку, то обращайтесь только к профессионалам.