Возвращаемся в школу: специалист дал советы, как подготовить детей к учебному году
Сюжет:
Эксклюзивы ВММеньше недели остается до первого сентября. В интервью «Вечерней Москве» клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт Иван Андрухов рассказал, как подготовить детей к предстоящему учебному году.
— После летних каникул дети приходят в школу «расслабленными». Иван Федорович, на ваш взгляд, насколько заранее надо возвращать их в учебный ритм?
— Лето — время для отдыха у детей. И многие из них, действительно, не вспоминают об учебе в период каникул. Но чем ближе сентябрь, тем активнее стоить готовиться к школе. Тут стоит провести аналогию с физической нагрузкой: любую тренировку стоит начинать с разминки. Так и в подготовке к учебному году: нагрузки стоит давать с малых доз. Если же дать сразу много заданий, то получим обратный эффект: у ребенка что-то не получится, он расстроится, а потом может и вовсе отказаться от выполнения задач. За полторы-две недели до школы стоит начать детей готовить к предстоящей учебе.
— Что в такую подготовку входит?
— Во-первых, режим дня. Некоторые ложатся за полночь. Это стоит исправлять заранее, до начала учебного года, отправляя детей спать в 22 часа или чуть раньше. Утренние подъемы стоит делать в одно и то же время. Во-вторых, лето — это не только время в гаджетах. Для школьников нужна умственная нагрузка. Стоит вспомнить, что проходили в предыдущих классах или поиграть в школу с детьми младшего возраста. В-третьих, с ребенком нужно чаще говорить о том, для чего нужна школа и ее правила. Родители должны формировать ценности того, что он имеет. Это относится и к учебе, к выбору своего будущего пути. Особенно это актуально для старшеклассников. Для учеников младшей школы важно выбрать вместе вещи: форму, ручки, карандаши, тетрадки, рюкзачок. Так ребенок понимает, что впереди у него новый этап, и выбор вещей — позитивное подкрепление большого шага.
— У школьников есть список литературы для чтения. А что делать, если ребенок не хочет? Как уговорить?
— Всегда родителям говорю одну фразу: «Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, увлеки меня, и я пойму». Задача ребенка — понять, почему нужно читать, учиться, познавать новое. Родителям важно объяснять, что учеба — это фундамент будущего, для профессии в перспективе. Позитивные сценарии должны подкрепляться играми в раннем возрасте. Например, малыши любят представлять, что они строители, пожарные, врачи, парикмахеры и т. д. Можно рассказать о своем пути: учились в школе, потом в вузе, затем стали работать, достигли определенных высот, стали заниматься тем, о чем мечтали в детстве. Для этого прикладывали усилия: много читали, изучали углубленно какие-то предметы, интересовались чем-то дополнительно. Если у ребенка есть такая долгосрочная история, у них появляется маячок, к которому они стремятся.
— Но некоторые родители стремятся заставить читать, а дети делают это как из-под палки, с неохотой.
— Чаще всего заставления травмируют. Родителям важно грамотно сформировать позицию надобности. Например, подростки хотят, чтобы родители признавали значимость их решений. У них есть желание быть как взрослые: делать то, что хочется, сидеть дольше в гаджетах, приходить домой и ложиться спать позже. Здесь стоит применить определенную психологическую ловушку: признать, что ребенок хочет сидеть дольше в компьютере, хочет быть взрослым, но при этом, как и у людей постарше, у него добавляются свои обязанности. Уборка в квартире, выполнение учебных задач открывают дверь в мир некоторых привилегий. Например, погулять не до 20, а до 21 часа.
— Но как здесь соблюдать баланс: чтобы ребенок был мотивирован не только дополнительным временем в гаджетах, но и мог понимать свою ответственность?
— Родители должны объяснять, как устроен мир взрослых. Что есть свои обязанности, и их признание — важная часть взрослой жизни. Например, ребенок хорошо убрался в комнате, значит, может получить дополнительное время в том же телефоне или планшете. Если не получилось, то ограничения на те же мобильные устройства возвращаются вновь: к примеру, не более двух часов в день. Так у ребенка формируется цепочка: я хочу быть взрослым — хочу сам распоряжаться телефоном и своим временем — я должен выполнить задание. Вместе с этим запускается механизм ответственности: я сделал — я получил. Большим подспорьем в мотивации что-то делать является личный пример родителей. Если мама и папа меньше проводят времени в телефоне, больше уделяют внимания семье, физической активности, то и ребенок будет действовать так же. Нужно помнить, что дети в раннем возрасте подражают взрослым. Если папа сидя за компьютером размышляет, что игры — это так себе занятие, то результат будет противоположным. А если папа или мама ходят в спортзал или занимаются на площадке у дома, то и у ребенка появится желание подражать, быть как взрослые. Секции, кружки, которые начинается в августе, также помогают подготовиться к школе.
— Питание: летом многие грешат вредными перекусами на детских площадках. Особенно в компании сверстников. Как объяснить, что мода на вредности — это всего лишь попытка быть круче в компании?
— Этот момент больше касается подростков, которые, как правило, уже гуляют самостоятельно, без родителей. Им важно понимать, что они в своей среде, среди таких же сверстников. Порой это происходит через общие увлечения, те же гаджеты, а иногда — через еду. У подростка рождается чувство крутизны, когда он принесет для всех пачку чипсов на площадку. Но здесь лучше заранее искать позитивные примеры для подражания, проговаривать в семье о пищевом поведении, лично показывать, как правильно питаться. Тогда и желание следовать плохому у него не возникнет. Если мама или папа пьют газировку и жуют бургер, то ребенок точно не захочет грызть только морковку. Родители своим примером должны показать, почему выбирать вредную пищу не стоит. Возможно, стоит сказать о том, что копировать других не нужно, что ребенок ценен такой, какой он есть, он не потеряет своей значимости, если не станет слепо подражать сверстникам.
— То есть здесь родителям стоит учитывать момент подросткового подражания?
— Безусловно. Особенность подростков — подражание значимому взрослому, своему авторитету. При этом зачастую подростки склонны обесценивать родителей. Важно понимать, что это не плохое воспитание, а часть поведенческого кризиса. Обсудите со своим ребенком его фаворита, подчеркните его сильные сторон, отметьте те черты, над которыми стоит задуматься. Здесь нужно действовать при желании подростка идти на контакт. Позвольте ребенку самовыражаться. Естественно, в пределах разумного. Так вы подчеркнете, что его образ мышления, чувства важны в семье, принимаемы.
— Иван Федорович, давайте кратко резюмируем, как готовить детей к предстоящим нагрузкам в школе?
— Соблюдение режима дня, тематические игры с младшими детьми, выбор школьных предметов и мотивация старших на предстоящую учебу, повторение ранее пройденных материалов. Важен также личный пример родителей в пользовании гаджетами, физической активности и пищевом поведении. Детям стоит рассказывать о том, как он может провести новый учебный год в школе: найдет или встретит друзей, узнает много нового, пойдет на дополнительные занятия, в кружки и секции. Родители, говорите чаще со своими детьми, узнавайте их лучше, интересуйтесь тем, что им нравится! И тогда подготовка к школе будет не обузой, а приятным событием в жизни всей семьи.