Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Житинкин представил в Малом театре свою версию чеховской «Драмы на охоте»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Житинкин представил в Малом театре свою версию чеховской «Драмы на охоте»
Фото: Евгений Люлюкин / Малый театр

Российский режиссер Андрей Житинкин представил в Малом театре свой взгляд на повесть Антона Чехова «Драма на охоте». Спектакль получил название «Мой нежный зверь». Подробнее о премьере — в материале «Вечерней Москвы».

Творческая вселенная режиссера на этот раз объединила литературу, кино и сцену. В своем спектакле Житинкин (он же автор инсценировки и музыкального сопровождения) соединил черты малоизвестной повести Чехова, популярного в свое время советского фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» и классические традиции репертуарного театра, которыми славится именно Малый театр. И во многом это произошло органично именно благодаря музыке, мелодиям, которые пронизывают всю ткань спектакля, сопровождая эмоции и поступки героев. А они все вокруг любви и предательства.

Напомним: почти все мужчины тут влюблены в одну героиню — юную Оленьку Скворцову (изящная Варвара Шаталова), чья жажда красивой жизни оказалась сильнее жажды любви. И не зря встреча ее со своей горькой судьбой в лице дворянина-следователя Камышева (статный Андрей Чернышов) сопровождается знаменитым вальсом Евгения Дога из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Помните эту знаменитую мелодию?

Но спектакль рифмуется с фильмом не только в этом. Герой Чернышова в некоторых сценах поразительно напоминает мимикой Олега Янковского, сыгравшего в фильме Лотяну ту же роковую роль. Просто дежавю какое-то. Это, конечно, не реинкарнация Янковского, хотя его флюиды явно летают по сцене. Одного взгляда или жеста мало даже у героя-любовника. Мы ведь в театре, причем Малом. С позолотой и лепниной. И условная реальность спектакля говорит о другом. Более символичном и при этом материальном. Сценография лаконична и выразительна при этом. Сцена как бы поделена условно на две части. Массивная мебель, шкафы, обеденный стол, тяжелое кресло с пятнистой шкурой коровы — материальный мир вещей со своей весьма звериной системой ценностей, обитель деградирующего дворянства.

А второй план как бы спрятан за прозрачным занавесом, который через дымку открывает зрителям то пространство эфира, откуда «мимолетным виденьем» появляется «наяда» Оленька в алом платье — стихию леса, природы, воздуха... Перейдя в тяжелый материальный мир, дочь лесника на глазах «заземляется», тяжелеет, становится такой же «дойной коровой» зла, как и другие обитатели этого дворянского «рая».

Так режиссеру удается срифмовать реалии позапрошлого века с сегодняшним днем. Ведь что нового? Чем отличаются метаморфозы героини от трансформации сегодняшних «Оленек», приезжающих из провинции в шумную столицу и превращающихся из невинных мотыльков в алчных волчиц, преследующих «олигархов-папочек»? Тот же сценарий, грустно говорит Житинкин, поправляя свои знаменитые очки.

— Время поменялось, но природа человека не меняется, — замечает режиссер. — Фраки, костюмы, свадьбы точно такие же, как и сегодня. Такие же бабочки. Иногда даже непонятно, когда происходит эта история: здесь и сейчас или когда-то давно.

А еще нам снова напомнят о проклятой русской болезни. Здесь герои без конца поднимают тосты, наливают и выпивают. Водочку, херес, коньячок. А потом удивляются, что кто-то рядом спился... Пьет Камышев. Пьет граф Корнеев. Наконец, дворянин Петр Урбенин (сочный Александр Клюквин) как законный муж Оленьки, надеявшийся осчастливить ее и своей шестидесятилетней любовью, и своими деньгами. Но героине, жадной до жизни, нужно больше, все и сразу — привет нашим провинциалкам ХХI века! И она добивается этого весьма легко, без всяких там дурацких угрызений. А то, что ее муж оказывается пьяницей в канаве — это уже не проблема экс-наяды.

Но не только раздутое эго героини — один из смыслов истории. Это еще и о том, куда могут завести женщину компромиссы, к которым, кстати, нас сегодня активно склоняют психологи. Вот компромисс героини — она пытается соединить и любовь, и деньги в одном флаконе, предлагая тайно встречаться с влюбленным в нее Камышевым, а на деньги мужа вылечить своего отца. Вроде разумно, никто не обижен. Но аппетит приходит во время еды, как известно. И когда в игру вступает еще один герой — сладострастник и пьяница граф Корнеев (Александр Вершинин), ставки в игре повышаются. И героиня, заглотив крючок соблазна, окончательно становится объектом купли-продажи, что невыносимо для Камышева.

И тогда неминуемо происходит чисто русское зверское убийство — от невозможности соединить в одном мужском организме, весьма пропитом, такие понятия, как любовь и деньги, любовь и предательство. По вине Камышева погибают два человека — Оленька и ее муж, угодивший за несовершенное убийство на каторгу. А потом уж, как водится, будет раскаяние у героя через литературное творчество — это уже отсыл к Достоевскому. Не меньше.

Тема соблазна и неизбежной расплаты — вот что интересует Чехова. И ему как тонкому «инженеру человеческих душ» удается показать духовную динамику героев. Причем в разные стороны. И Житинкин смог это наглядно передать. Герои в финале совсем не те, что в начале. Так, Камышева замучает совесть. Но он не выйдет с покаянием на перекресток, как Раскольников, а напишет повесть о своей любви и принесет ее в редакцию, где, прочитав ее, мудрый редактор (Валерий Афанасьев) к финалу превратится в прокурора.

— Нам хотелось сохранить главную идею Чехова — разложение человеческих душ, — говорит Андрей Чернышов. — Практически все персонажи спектакля отрицательные. Позитивный вроде Камышев становится абсолютно разложившейся личностью. А разлагает его любовь. Любовь, которая должна возвышать человека. Он влюбился в женщину, у которой приоритеты только материальные — актуальная во все времена тема. Но ведь у человека всегда есть выбор.

Спектакль «Мой нежный зверь» как раз об этом — о том, что выбор всегда есть. Выбор трезвого человека быть человеком, а не зверем, даже нежным и ласковым.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.