Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Кино нового времени: драма «Позывной «Пассажир» — о внутренних переживаниях, выборе и СВО

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Кино нового времени: драма «Позывной «Пассажир» — о внутренних переживаниях, выборе и СВО
Фото: Позывной «Пассажир», 2023 год

Премьера фильма «Позывной «Пассажир» о молодом писателе, попавшем на Донбасс, состоялась 14 марта.

Корреспондент «Вечерней Москвы» увидела ленту до выхода на большие экраны и делится мнением с читателями.

В основе сценария, написанного режиссером Ильей Казанковым, лежит роман «Убийство городов» Александра Проханова, рассказывающий о начале войны на Донбассе. Режиссер подчеркивал, что не хотел далеко уходить от литературного оригинала, но все же некоторые сцены изменил — кино требует другого языка повествования, и визуальные образы здесь порой важнее слов.

Создатели фильма с документальной точностью воссоздали то, что происходило в реальной жизни. Изначально у режиссера даже возникла идея отправиться в гущу событий, работать над будущей картиной прямо там, на Донбассе. Но взвесив все риски, от этой идеи отказались. Все сцены были сняты в Подмосковье недалеко от Павловского Посада, там же для съемок построили целую деревню из 17 домов. А вот за историческую достоверность во время съемок отвечали военно-реконструкторский клуб «Гарнизон-А» и реальные участники спецоперации, которые выступили в качестве консультантов.

Время и действие фильма разворачиваются в 2015 году на Донбассе. Модному столичному писателю Николаю Рябинину, надо сказать, весьма клишированному образу, в исполнении Антона Шагина приходится отказаться от жизни беспечного тусовщика. Брат писателя уехал добровольцем на восток Украины и пропал без вести. Николай, измученный упреками отца и болезнью матери, отправляется на поиски брата.

Чужой, в своих белых кедах и стильной кожаной куртке, он оказывается среди ополченцев батальона «Аврора» — здесь чеченцы, сербы, русские, казахи... Они с автоматами наперевес защищают тех, кто остался в небольшой донбасской деревеньке, тех, кто хочет сохранить родной, русский язык, культуру. С легкой руки шофера, которого играет Владимир Стеклов, главный герой получает ироничное прозвище «Пассажир», которое потом станет ему чуть ли не дороже собственного имени.

В новом фильме нет задачи идеализировать тех, кого жизнь забросила на Донбасс. Потому что среди них есть как настоящие герои, жертвующие собой, так и те, кто взял в руки оружие ради наживы. Такой, например, бывший заключенный, вор Жила (Сергей Горобченко). Честность в изображении разных персонажей — определенно достоинство этого кино, которое достоверно отражает непростое время, а не пытается лакировать его.

Попав на Донбасс не по своей воле, Николай переоценивает собственную жизнь и творчество. Пережив несколько обстрелов, смертей и других ужасов войны, признается, что писал романы и рассказы «ни о чем». Он встречает людей, отличающихся от столичных повес, и понимает, где надо искать настоящие чувства и на чьей стороне правда.

Преемственность поколений и их непохожесть между собой режиссер решил показать с помощью музыки. Так, в минуты отдыха между обстрелами ополченцы поют не песни военных лет, а современные — «Проститься», «Тополиный пух», «Белые розы». Так режиссеру удалось избежать клише и излишне нарочитого, показного решения. Тем не менее преемственность поколений осталась одной из важнейших тем.

Патриотическое кино — жанр, кажется, самый сложный. Особенно сейчас, когда события не то что живы в памяти, они даже не завершились, не закончились, и борьба продолжается. И как раз потому что это настолько больная тема, велик соблазн «обелить» происходящее, показать однозначно, кто здесь герои, а кто враги. Но есть тонкая грань, когда все рассказанное перестает быть правдой, а напоминает искусно созданный миф для потомков, но точно не помогающий разобраться в истории здесь и сейчас. Новому фильму как раз удалось избежать этих «розовых очков» — туда, на Донбасс, попадают разные люди. Среди них есть честные и благородные, как командир Курок (Виталий Кищенко), который запрещает убивать попавшего в плен украинца, потому что мы не звери. Есть и те, кто, как Жила, готов рискнуть собой ради денег и считает, что на войне все можно, она все спишет. Есть и такие, как Николай Рябинин, сомневающиеся люди, которых Донбасс изменил, показал, где жизнь настоящая, а где призрачные фантомы чувств. Но одно после просмотра фильма можно сказать точно — сейчас самое время создавать именно такое кино, про героев настоящего времени, и осмыслять то, что происходит на Донбассе, в искусстве, которое порой может действовать на нас сильнее, чем обезличенные сводки новостей.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Антон Шагин, актер, исполнитель роли Николая Рябинина:

— Я считаю, что мы одни из первопроходцев, затронувших эту непростую и животрепещущую тему для того, чтобы попытаться осмыслить и показать правду, которая касается огромного количества русских людей. Это фильм о человеческих отношениях. Он учит любить Родину, русскую женщину, которая полюбила героя не потому, что он ездит на крутой машине или много зарабатывает, а потому что он мужчина с нормальными человеческими качествами.

Дмитрий Певцов, актер, народный артист России:

— Самое главное качество этого фильма — он сделан с любовью. С любовью прежде всего к нашей стране, к ее людям. Это чувствуется в каждом кадре. Это мудрая, глубокая картина.

И, я думаю, у нее будет хорошая длинная жизнь, потому что это кино нужно смотреть всем.

Александр Сладков, военный журналист:

— Пожалуй, это первый фильм, который показал, как развивались события на Донбассе. Сейчас это понимание нужно всей нашей стране. По антуражу и по героям — абсолютно стопроцентное попадание.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.