Фото: Shutterstock

Карл III скончался, а потом «воскрес»: кому нужны фейки о знаменитостях

Общество

В начале недели мир повергла в шок новость, что король Англии скоропостижно скончался. Не прошло и часа, как стало известно — Карл III «воскрес», а новость оказалась фальшивкой. Доктор филологических наук, медиаэксперт Лидия Малыгина рассказала «Вечерней Москве», зачем и как создаются подобные фейки.

Современный медиафейк (ложная информация в СМИ, не соответствующая действительности. — «ВМ»), создается для того, чтобы отвлечь внимание читателей. Например, срочно переключить интерес граждан Запада с оглушительной победы Владимира Путина на президентских выборах. А российского читателя отвлечь от очень важной для нашей страны даты — 10-летия воссоединения Крыма и России. И тут как нельзя лучше подошел фейк про смерть Карла III, который как медиафигура известен всему миру.

К счастью, за последние несколько лет специалисты научились быстро определять «фальшивку» и молниеносно распространять об этом информацию в интернете. Но важно отдавать себе отчет в том, что аудитория новых медиа, не умея различать достоверную и ложную информацию, сама невольно становится распространителем фальшивых сведений.

Необходим фактчекинг — проверка всех фактов! Потому что «фейк — это не просто ложь, это искусно сплетенная история, которая обманывает умы и сердца». Почему фейки часто такие оперативные? Все дело в том, что фейку не нужны согласования вышестоящих инстанций. То есть вбрасываем в СМИ с большой аудиторией фальшивую новость и тут же получаем огромный охват аудитории по всему миру.

Как же заподозрить наличие фейковой информации? Вас должны настораживать сенсационные заголовки в вопросительной форме, очень категоричный по форме заголовок, пугающая информация, вызывающая страх, сильные эмоции, предупреждение о важности информации, намеки на рассекречивание информации.

Что касается видео, то будет присутствовать смешение мнения и факта на уровне аудиоряда, подкрепляемые жестами, богатой интонацией, кадры специально отобраны и носят они, как правило, оценочный характер. Часто практикуется использование видеоряда, снятого с определенного ракурса, что влияет на оценку происходящего. Очень популярно использование недостоверной инфографики, нагнетание негативных эмоций в титрах, изменение в интервью последовательности вопросов и ответов, меняющее смысл высказывания.

Что не так с Карлом

Фейковую новость о том, что король Карл III умер, многие приняли за правду: дела в британской королевской семье в последние месяцы идут объективно плохо. Карл недавно объявил о своей болезни — у короля обнаружили рак. Пропала из виду принцесса Уэльская Кейт, и пошли слухи о ее болезни. По всем фронтам полный швах. Поэтому аудитория очень легко и быстро «похоронила» Карла. Так же быстро и «воскресила»: фейк разоблачили после опубликованного на сайте королевской семьи сообщения о смерти короля. Оно полностью не соответствовало официальному этикету, который применяется для посланий в таких случаях

Макаронный урожай

В начале апреля 1957 года канал BBC показал сюжет о сборе урожая спагетти в Швейцарии. Мол, такое чудо стало возможным благодаря мягкой зиме и уничтожению страшного вредителя — жука-макароноеда.

Британские телезрители увидели, как в репортаже фермеры снимают спагетти с деревьев и сушат их на солнце. После выпуска телезрители еще неделю звонили в редакцию, чтобы узнать, что это за сорт деревьев такой. Фейк оказался очень жизнеспособным

Папа тоже любит рок

Фото молодого 266-го папы римского Франциска в сутане с названием рок-группы Black Sabbath (в переводе с англ. «Черные Субботы». — «ВМ»), которую часто ассоциировали с сатанизмом, вызвало шквал критики в сети. Даже представители духовенства поверили в подлинность изображения, из-за чего разразился скандал. Оказалось, это банальный фотошоп: на старое фото Франциска в сутане нанесли логотип группы.

Монро под прицелом

С появлением фотошопа сеть заполонили фейковые фотографии с Мэрилин Монро. Американская звезда при жизни имела достаточно сложные отношения с артистами шоу-бизнеса. И тем более с красавицами-артистками того времени. Например, с Элизабет Тейлор им приписывали настоящую вражду. Поэтому искусники фотошопа решили создать их совместное фото.

Получилось очень правдоподобно — до сих пор многие считают, что это оригинал. Монро совместили с другими звездами: Элвисом Пресли и даже с Джоном Кеннеди.

Отправим даже в Чернобыль

Летом 2019 года в российских СМИ разлетелась новость про китайца Ляо Гаоминга, который предлагал туристам путешествия в зону отчуждения Чернобыльской АЭС, а возил их на самом деле в Челябинск.

Мол, легенда была такая: власти устранили все последствия аварии, и город снова полноценно живет. Оказалось, что источником распространения фейка стало сатирическое издание «Панорама», которое специализируется на выдуманных заметках

Ничего личного, просто «болезнь X»

В конце прошлого года в сети активно начали распространять информацию о новом патогене Х, который якобы, по версии американских ученых и ВОЗ, может стать источником новой эпидемии.

Журналисты провели расследование, чтобы понять, откуда этот патоген взялся и существует ли он вообще. Как оказалось, на протяжении последних двух лет американские производители пищевых добавок призывали людей быть готовыми к появлению массовой пандемии «болезни Х». Применялись и фейковые новости — о массовой гибели людей в Китае от патогена X. Так американские компании продвигали свои аптечки «неотложной медицинской помощи» стоимостью около 300 долларов.

Дали на связи

Сейчас все больше набирает обороты технология дипфейков, когда фальшивые аудио и видео создаются с помощью искусственного интеллекта. Эту технологию весьма эффектно использовали во Флориде в Музее Сальвадора Дали. Прототип художника сгенерировала нейросеть, и Дали «общался» с посетителями музея, рассказывал истории создания своих картин.

Эйфелева башня — все

В 1986 году в газете Le Parisien появилась заметка, которая потрясла парижан: издание сообщило, что правительство страны приняло решение о демонтаже Эйфелевой башни, мол, ее перенесут в строящийся на тот момент парк аттракционов «Диснейленд». А на ее месте якобы решили возвести стадион для предстоящих Олимпийских игр. К счастью, все это оказалось первоапрельской шуткой. Но редакция еще долго получала гневные письма читателей

Никсон не сдается

В 1992 году одна из американских радиостанций в программе «Разговоры о нации» сообщила слушателям, что Ричард Никсон, ушедший в отставку с поста президента США в 1974-м после громкого Уотергейтского скандала, снова будет баллотироваться на пост президента — в третий раз.

Никсон объявил в прямом эфире свой предвыборный лозунг: «Я не допустил ни одной ошибки и не допущу их впредь» — и произнес предвыборную речь.

Американские радиослушатели очень бурно отреагировали: на студию обрушился шквал гневных звонков. Радиоведущим пришлось срочно объявлять, что это розыгрыш, а голосом Никсона говорил приглашенный артисткомик.

Подвела пластика

10 лет назад по сети разлетелась душещипательная история китайской семьи, которая оказалась на грани развода из-за жены. Точнее, ее лжи.

Мужчина подал иск к жене из-за некрасивых детей. Причиной судебных разбирательств стала пластическая хирургия, которой якобы злоупотребляла супруга до замужества. История оказалась рекламой одной из китайских клиник пластической хирургии. Кстати, модель Хайди Йе, которая в ней снялась, вынуждена была уйти из профессии — общество поверило в эту историю, и рекламодатели разорвали контракты с девушкой.

Бросили в космосе

В феврале прошлого года в сети начали распространять историю о советском космонавте Сергее Крикалеве. Писали следующее: «Его полет должен был длиться пять месяцев, но из-за развала СССР в 1991 году с Земли не могли отправить новые экипажи. Его просто бросили в космосе». Конечно, такой факт равнодушия не остался незамеченным — в сети пошло бурное обсуждение. Дошло до опровержения. Крикалев действительно совершил полет длительностью 311 дней 20 часов, знаменательный тем, что он начинался в СССР, а закончился в России. И космонавт действительно провел на орбите больше времени, чем планировалось изначально. Но никто его в космосе не забыл, он сам захотел остаться на станции «Мир».

Закусить батончиком

Российское информагентство ТАСС в 1994 году тоже решило пошутить над читателями и сообщило о том, что один из ликеро-водочных заводов решил начать производство «водочных батончиков» с тремя вкусами — лимона, кокосового ореха и соленого огурца. Продукт якобы решили сделать ради конкуренции с зарубежными шоколадками «Марс» и «Сникерс».

Также выдуманная компания работала над созданием «растворимой» водки в пакетиках. Шутки шутками, а многие читатели в фейк поверили и искали на прилавках спиртовые батончики.

amp-next-page separator