«Я против франшиз»: композитор и продюсер Глеб Матвейчук — о том, как зарубежные мюзиклы чуть не убили русский театр
Когда кто-то говорит, что не любит мюзиклы, это означает только одно — этот человек никогда не видел настоящий мюзикл. Сегодня на российской сцене все чаще появляются музыкальные проекты мирового уровня, ни в чем не уступающие бродвейским постановкам. В качестве примера одного из таких представлений можно привести мюзикл «Хозяйка Медной горы». Музыкальный продюсер, композитор, певец, номинант на национальную премию «Золотой орел», автор музыки более чем к 30 фильмам и создатель российских мюзиклов поделился секретом создания успешных проектов в интервью «Вечерней Москве».
— Глеб Алимович, в январе в Театре Эстрады состоится два показа мюзикла «Хозяйка Медной горы», в которых вы сыграете мастера Данилу, главного героя истории. Это удивительно, так как в последнее время вы крайне редко играете на сцене.
— Соглашусь, что это разовая акция, сегодня я не так часто, как хотелось бы, выхожу на сцену. Но могу сказать, что помимо «Хозяйки Медной горы» у меня есть музыкально-драматический спектакль с Александром Балуевым, с которым мы выезжаем на гастроли. Также у меня есть спектакль «Ночь перед Рождеством» в театре Русской песни, в которой я играю кузнеца Вакулу. Но больше «выходов» я себе не могу позволить, потому что работаю постановщиком своих проектов. В моей жизни был такой период, когда я на сцене выступал очень много, но сейчас нахожусь в другом качестве.
— На сегодняшний день кто вы больше — продюсер, режиссер, композитор?
— Я особо никогда не определяю приоритеты, всегда считал себя творческим человеком, у которого несколько профессий, между собой связанных. Если я скучаю по пению, то устраиваю себе больше выступлений, если чувствую, что хочу сосредоточиться на создании проектов, становлюсь продюсером, а композитором я бываю, когда появляется желание создать новый спектакль. Мюзикл «Хозяйка Медной горы» — это проект, который был создан одновременно с режиссерским и композиторским пониманием.
— Создать такой грандиозный мюзикл — это была лично ваша идея?
— В проекте есть либреттист — Софья Стрейзанд, но начальная идея сделать большой проект по мотивам сказок Павла Петровича Бажова принадлежала мне. У Бажова в оригинальном тексте множество сюжетных линий, которые невозможно реализовать в мюзикле, поэтому по мотивам сказок мы создали совершенно новую историю.
— Реально ли создать мюзикл, который бы отразил сегодняшнее состояние и настроение общества?
— Сюжет «Хозяйки Медной горы» — это классическая история, которая учит хорошим вещам, необходимым в нашем обществе: преданности своему делу, храбрости, любви к своему народу. Молодежи необходимо прививать именно эти качества через искусство, воспитывать благородство, милосердие, отвагу. К сожалению, современные репертуарные театры иногда позволяют себе вываливать на сцену такие зрелища, какие я, например, своим детям не советовал бы посещать, потому что при просмотре невольно вспоминается древнерусское определение театра — «позорище».
Вообще наша компания уже давно работает на основе национального материала. У нас есть мюзикл «Садко» — это полностью оригинальный авторский мюзикл по мотивам русской былины. В истории говорится о том, что ничего нет ценнее настоящей дружбы. Разве эти аспекты сегодня не важны в воспитании, в оздоровлении общества? А сейчас мы ставим мюзикл «Ревизор», сюжет всем знакомый, это все тоже национальное и родное.
Я — противник всяких франшиз в таком количестве, в котором они были у нас. Подобное засилье совершенно убивало развитие национального театра, и до сих пор я так считаю. Зачем использовать какие-то готовые лицензионные проекты, созданные 20–30 лет назад, которые совершенно не влияют на развитие национальной культуры, а где-то даже его тормозят? Пусть они, конечно, будут, но необходимо разумное процентное соотношение. Раньше у нас показывалось столько условных «красавиц и чудовищ», что российским проектам совершенно невозможно было попасть на сцену. Поэтому, если бы еще 20 лет назад существовали бы какие-то законы рынка и давали развиваться российским проектам и была бы честная конкуренция, то, думаю, сейчас мы бы находились в другой стадии развития музыкальной культуры.
А сейчас случился перелом, это связано с определенными политическими событиями, но стало наглядно видно, как театры начали обращаться к русским сюжетам и российским авторам, и работа закипела. В России своего национального материала предостаточно! И «Хозяйка Медной горы» — это достойный «кирпич» в этом сооружении.
— То есть если сегодня кто-то захотел бы поставить английский мюзикл, то у него не было бы такого оглушительного успеха, как 20 лет назад?
— Вся Москва была в свое время увешана рекламными плакатами мюзикла «Чикаго», а все СМИ твердили, что это самый лучший проект. Зрителю преподносили рекламу масштабно, и зритель шел туда, чтобы увидеть лучший проект, а видели какое-то англосаксонское произведение, написанное для людей с совершенно иным менталитетом. И иногда получалось так, что постановка была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение, но у многих умных, думающих людей она вызывала недоумение. Сегодня эти мюзиклы у нас по-прежнему существуют, но я вижу, что их стало меньше.
Народная артистка РСФСР Валентина Талызина — о том, как «подарила» свой голос Брыльской, о работе с Рязановым и страхе перед ролью
— Многие продюсеры не хотят вкладываться в мюзикл, потому что боятся прогореть. Они сходятся во мнении, что это слишком непредсказуемый жанр. У вас какое по этому поводу мнение?
— Смотря как продюсировать. В свое время я делал первый авторский проект — ледовое шоу «Волшебник страны Оз». Я писал для него музыку и могу с гордостью сказать, что представление попало в Книгу рекордов Гиннесса, как самое коммерческое шоу. Оно побило все рекорды всех ледовых шоу, а их было на протяжении двадцати лет достаточное количество. Мы не жалуемся. Понятно, что мы не можем позволить себе сверхдорогих вещей, но мы понимаем запросы зрителя и свои возможности. Все сопоставляем и стараемся делать максимально качественные проекты. Все наши постановки в регионах считаются коммерчески успешными.
На мюзиклах «Алиса» и «Садко» у нас всегда аншлаги. В Минске на мюзикл «Опасные связи» билеты раскупаются мгновенно, и это все легко проверяется. Мы работаем с региональными театрами и понимаем возможности площадок, поэтому не требуем невозможного, например, вытащить трамвай или самолет на сцену, и цены на билеты у нас лояльные. Определенно, я не согласен с убеждением, что мюзикл — не прибыльное предприятие, по факту рискованности — такой же, как и любой творческий проект.
— Давно ли у вас началось сотрудничество с фестивалем «Музыкальное сердце театра», продюсером которого является М. И. Дунаевский и в рамках которого вы дали представление в Самаре, где проходил фестиваль? И как считаете, нужны ли, на ваш взгляд, такие музыкально-театральные фестивали нашей стране?
— Сама идея хорошая, она пропагандирует искусство, ведь не все самарские зрители могут приехать в Москву и Питер, чтобы посмотреть современные спектакли и мюзиклы. А если у них появилась возможность у себя в городе посмотреть самые лучшие конкурсные постановки, отобранные организаторами, это великолепно. Я очень доволен, что самарцы увидели наш мюзикл. И мне было очень важно понимать, как самарский зритель принимает спектакль. Премии и награды не столь важны, для меня было важнее, чтобы самарская публика увидела мюзикл. И надеюсь, что в будущем у нас в Самаре появятся еще проекты, я увидел большую перспективу в этом направлении. И также открыт для предложений. Вообще мы много играем по российским регионам — в Новосибирске, Новокузнецке, Омске. Наша постановка с успехом идет в Минске. Также в этом году планируем выпустить спектакль в Кемерове. Планы, связанные с регионами, большие.
«Меня улучшать — только портить»: актриса Елена Валюшкина — о дружбе с Муравьевой, юбилее на сцене Театра Моссовета и об автобиографии
— Мюзикл «Хозяйка Медной горы» масштабен, неужели не возникает трудностей с гастролями такого огромного проекта?
— Я не считаю, что это громоздкий мюзикл, он не такой масштабный, как бывает в стационарном театре, как раз его преимущество в том, что он нацелен на возможность гастрольного выезда. Вообще, считаю, что мобильность постановок сегодня одна из важных составляющих.
— Можно немного узнать о предстоящей премьере мюзикла «Ревизор»?
— Премьера назначена на июнь 2025 года в театре Российской Армии. В главной роли — Александр Балуев, он будет исполнять роль Городничего. Мы уже провели грандиозный кастинг, это будут лучшие российские исполнители. Но пока информацию озвучивать рано, все держим в строгом секрете. Ждите премьеры!
— Что бы вы хотели пожелать своим зрителям в Новом году?
— Я хочу поздравить всех с Новым годом! Хочу пожелать зрителям, чтобы они в будущем году ходили в театр как можно чаще и получали только положительные эмоции и яркие впечатления! Чтобы из театра они выходили с хорошим настроением и чтобы увиденное на сцене уносило их в волшебный мир!