Александра Захарова: Как можно переснять «Летят журавли» или «Золушку»? Придумывайте что-то свое
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ большом конференц-зале Московского государственного института культуры недавно прошло заседание киноклуба, в котором приняла участие ведущая актриса Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова», народная артистка РФ Александра Марковна Захарова. Актриса с удовольствием откликнулась на приглашение посетить институт и пообщаться со студентами.
Почетную гостью представил проректор по молодежной политике и творческой деятельности Александр Владимирович Лекомцев. Он преподнес Александре Марковне букет цветов и пожелал присутствующим интересной беседы.
— Мой отец Марк Анатольевич Захаров изменил театр, — начала свою встречу Александра Марковна. — И создал ни на что не похожую площадку, как в свое время создали свои театры режиссеры Мейерхольд, Вахтангов, Любимов. «Кино от Захарова» — это был совершенно другой мир, и это кино ни с кем не конкурировало. Особенным он получился во многом благодаря тому, что Захаров собрал плеяду потрясающих артистов: Леонид Броневой, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Абдулов. И когда говорят, что незаменимых у нас нет, это неправда. Этих ушедших артистов «Ленкома», увы, не заменить… Сорок лет мой отец руководил театром «Ленком», и к его 90-летию меня уговаривали написать о нем книгу.
Александра Марковна представила студентам на встрече книгу под названием «Театральная фантазия на тему... Мысли благие и зловредные». Это последние воспоминания великого мастера, создателя, руководителя и идейного вдохновителя легендарного театра «Ленком», человека, который обладал невероятным даром находить и взращивать таланты, зажигать на театральном и кинонебосклоне новые звезды. И сегодня встретить такого Мастера для людей творческих — большая удача.
— Татьяна Ивановна Пельтцер, — поделилась Захарова откровением, — говорила, что 99 процентов в актерской работе — это удача, повезет, не повезет. Но я думаю, что каждому человеку в какой-то момент посылается случай, и ты можешь вдруг что-то сделать такое, что тебя заметят и увидят. Александра Збруева, например, заметили в массовке. Николая Караченцова заметили в массовке. Посылается какой-то случай, а вот умение воспользоваться этим случаем — другой вопрос. Я думаю, что мне был послан случай попасть в картину «Криминальный талант», когда меня выдернули на пробы. А до меня пробовали очень много актрис, я даже не хочу называть их фамилии, они все известные. Во мне была такая усталость и остервенение, я не верила в хороший финал этого мероприятия, но звезды сошлись… И вот этот «счастливый лотерейный билетик» я и вытащила.
Как только зашел разговор о фильме «Криминальный талант», зал заметно оживился, оказывается среди начинающих режиссеров, фотографов, актеров, драматургов много поклонников актрисы именно благодаря этой картине. В институте детективную драму режиссера Сергея Ашкенази разбирают на занятиях в качестве образца профессиональной режиссуры, замечательной актерской игры Александры Захаровой, Алексея Жаркова, Владимира Коренева, и в качестве примера для молодых драматургов, как писать захватывающие истории. Сцена допроса, которая длится более двадцати минут в одном, говоря «киноязыком», объекте, — это высший пилотаж актерского мастерства.
А еще прозвучали вопросы по поводу продолжения. Как Александра смотрит на то, если бы ей предложили принять участие в сиквеле. На что актриса ответила, что категорически бы отказалась, несмотря на то что к своей героине испытывает симпатию. И также ее отцу не единожды предлагали дать продолжение на экране картинам «Обыкновенное чудо», «Формула любви».
— На мой взгляд, это не очень хорошие идеи, — поделилась сомнением актриса. — Когда делают продолжения, переснимают нашу классику. Ну как можно переснять «Летят журавли» или «Золушку»? Придумывайте что-то свое, особенное.
И тут же к народной артистке прилетел вопрос: «А не планирует ли она сама пойти в режиссуру?» Ведь сколько удачных примеров мы знаем, когда актрисы уходили в режиссуру и снимали прекрасное кино.
— Я бы хотела, — ответила без раздумий Александра Захарова, — Потому что спектакль, который придумал мой отец, по его же пьесе «Капкан» выпускала сама. Сегодня пойти в режиссуру немного страшно, но, тем не менее, я знаю, как это делать. Как собрать коллектив, создать атмосферу, как надо выходить на площадку, чем должен дышать актер, как он должен развиваться в роли. Я могу объяснить и актерам, и режиссерам, что кинопроцессы бывают сложные и съемки изнурительные, а на выходе получается «жемчужина»! А иногда снимаешься, думаешь: «Здорово!» А ничего не получается…».
К словам ведущей актрисы театра «Ленком» молодые режиссеры прислушивались внимательно. Когда в институт приезжает такой профессионал поделиться опытом — прислушаться стоит. Актриса также рассказала о том, как однажды на «Мосфильме» пообщалась с известным режиссером Кареном Георгиевичем Шахназаровым, и он сказал, что скоро настанут времена, когда артисты будут не нужны, потому что «выдергивают» на экран ушедших артистов и выглядит это все очень достоверно.
— И меня это немного пугает, — ужаснулась Захарова, — Как без актеров? Почему без актеров? Вот поэтому лучшее, на мой взгляд, — это театр. Когда идет обмен энергиями, когда происходит сотворчество с залом. Когда энергия соприкосновения с настоящим творчеством остается в человеке навсегда. Это самые ценные секунды, когда ты энергетически соединяешься с залом, когда можешь повлиять на сознание зрителя и сделать его чище, духовнее, осмысленнее. Хорошие артисты даже владеют гипнозом. Когда на сцену выходил Леонид Броневой, то он мог говорить еле-еле, а зал замирал. И когда Доронина играла, завораживая зал, люди словно рождались заново. Разве могут искусственно созданные «актеры» заменить живой талант?
Важно было услышать подобное признание от профессиональной актрисы. Молодым кинематографистам необходимо было донести мысль, что они в своем творчестве не должны уходить только лишь в сплошные технологии. Чтобы, снимая современное кино, оставили место на съемочной площадке для живого актера.
А народная артистка РФ Александра Захарова, дабы поддержать начинающие дарования, вполне не прочь сыграть на этой самой съемочной площадке, если будет интересная роль.
— Надо рисковать и пускаться в авантюры к молодым режиссерам и пробоваться, — пошутила актриса, получив приглашение сняться в кино у режиссеров-дебютантов.
Ну что же, мысль донесена четко. И сценарии для актрисы молодые драматурги института культуры уже пишут.