Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Малая родина Маршала Победы

Сюжет: 

70-летие Великой Победы
Общество
Великий полководец, сложный человек с непростым характером, Георгий Жуков был выходцем из беднейшей семьи, прошел колоссальный путь и познал и славу, и опалу. Но где начинался его путь и что мы знаем о его малой родине?

Многие думают, что Жуков — москвич. Но он родился в Калужской губернии, в деревеньке Стрелковке, которую в биографии, написанной им в 1931 году, называл Стрелковщиной. Когда тут продают дачу или участок, непременно указывают: место примечательное, родина Маршала Победы.

...115 километров по Киевскому шоссе, даже с учетом пробки до Внукова и у Рассудовского поворота, преодолеваются быстро, за час с небольшим. Женский идиотизм заставляет проехать поворот, затем, найдя его, «поймать» колесом яму. Еще немного — и вот он, тихий городок Жуков, прежде — Угодский Завод.

Оказавшись тут впервые, я, честно говоря, и не уловила сначала связи между фамилией полководца и названием городка. И бродила по городу бесцельно, рассматривая ленивые автобусы-буханки и сонных голубей, топтавшихся в пыли, пока не увидела Мемориальный комплекс, Музей полководца, показавшийся сначала ирреальным. А потом гуляла по его круговому залу — в тот день в полном одиночестве.

Панорама «Штурм Берлина» — дивной красоты.

Личные вещи. Китель. Бинокль. Камера. Оружие. Часы. Грамоты. Подарки. Фотографии… Все это — из «взрослой» жизни маршала. Даже мебель с дачи, на которой он жил, оказавшись в опале. Интересно, о чем он думал, сидя в этом кресле...

Отношения Жукова с земляками укрепились как раз в эту непростую пору его жизни. Его имя находилось под полузапретом, но первой в гостях у него побывала ныне покойная директор районного Дома культуры, Н. Г. Щевелева. Приехала, позвала в гости. Он обещал приехать...

От Жукова до Стрелковки — километра три. На просторах гуляет ветер. Пока зелени мало, пейзаж радостным не назовешь: поля, деревья кучками. Сейчас это не расстояние от Москвы — ну что там, час-полтора. Но когда будущий Маршал Победы появился тут на свет, расстояния были иными...

Огромные буквы «Стрелковка» не пропустить. Согласно записи в метрической книге Никольской церкви села Угодский Завод, обнаруженной в 80-е годы XX века калужским историком А. И. Ульяновым, родителями рожденного 19 ноября и 20 ноября 1896 года крещенного младенца Георгия были указаны «деревни Стрелковки крестьянин Константин Артемьев Жуков и его законная жена Иустина Артемьева, оба православного вероисповедания».

Тогда пространство перед избой Жуковых не было выложено плиткой, как сейчас. Думаю, грязи было по колено — чем Стрелковка отличалась от тысячи иных деревень? Кстати, мемориальная изба — вовсе не Жуковых. Прежний их дом не сохранился, хотя вложено в него было много сил.

В мемуарах Жуков писал: «Дом в Стрелковке… стоял посредине деревни. Был он очень старый и одним углом крепко осел в землю. От времени стены и крыша обросли мохом и травой. Была в доме всего одна комната в два окна. Отец и мать не знали, кем и когда был построен наш дом...»

Жили Жуковы непросто. Особенно тяжело им пришлось в 1902 году: от ветхости обвалилась крыша дома, им пришлось перебираться в сарай. Отец занял денег у односельчан и сумел купить плохонький сруб. Под зиму его поставили и покрыли соломой. Тот сруб, впрочем, до нашего времени тоже не дожил. Георгий Константинович вспоминал: «Год выдался неурожайный, и своего зерна хватило только до середины декабря.

Заработки отца и матери уходили на хлеб, соль и уплату долгов. Спасибо соседям, они иногда нас выручали то щами, то кашей... » Так что и эта классическая русская изба — лишь символ деревенского происхождения маршала. Чуть мрачноватый, из темных бревен, дом глядит на поля глазницами-окнами в ярких рамах.

…Дождь. Только что все было почти весенним, но миг — и все теряет цвет. Изба закрыта, как назло. Если заглянуть в окно, разглядишь печь и ухваты. Из Москвы посмотреть на родину маршала приехала семья — Лариса и Павел Воронихины. Топчемся у дома вместе. Три пацаненка возникают из ниоткуда: «Вам туда?» Воронихины разводят руками: «Посмотреть!» Я порчу все, зачем-то сообщив, что мне нужен материал для газеты. Улыбка стекает с лица:

— Да ну вас, газетных. Напишете еще — мамка еще орать будет.

Почему, за что? Оказывается, ребята при желании избу могут открыть, они так делают, если, скажем, приезжают свадьбы. Это у них не то чтобы бизнес, скорее — хобби: они всем гостям Стрелковки рассказывают о Жукове, кто он и что, причем знают о маршале много. Если кто заплатит чуть-чуть — хорошо. Нет — так нет. Нам избу не открыли.

…Жуков начал работать наравне со взрослыми еще до семи лет. На его пальце на всю жизнь остался рубец от серпа: он рассек его, убирая рожь. Может, это было тут, на этом поле? Или тогда поля тут не было? Как узнать? В далеком жуковском детстве эта земля не знала асфальта. Зато все местные перелески и леса Егорка знал как свои пять пальцев, с малых лет собирая грибы-ягоды и рыбача в реке.

Мария Жукова, младшая дочь маршала, вспоминала, что незадолго до смерти отец вдруг сказал ей, что очень хочет варенья из земляники, что росла в лесах его детства. Время года было не земляничным, но у одной из местных жительниц отыскалась-таки баночка заветного лакомства, и ее отправили маршалу. Вот так...

Жукова тут всегда любили. И не забывали никогда.

…Мне кажется, при всей любви к Стрелковке, смышленый и амбициозный Егорка Жуков мечтал вырваться из нее куда-то далеко, в иную жизнь. Он хорошо учился в приходской школе, а в июне 1907 года отправится в Москву к дяде, учиться на скорняка. Там он будет постигать и науки, затем поступит на вечерние курсы и с успехом окончит их… Так начнется его карьера. И постепенно жизнь разведет его со Стрелковкой. Но он ее не забудет.

Он приедет сюда через много лет. Его легковушка преодолеет стрелковское бездорожье, жители деревни сбегутся, и Жуков будет говорить с ними тепло, как с родными. И пообещает вернуться. И выпить чаю — под огромными деревьями.

Он уже не сможет этого сделать. И со временем там, где так и не состоялось чаепитие, ему поставят памятник. Так маршал вернется на родину как символ того, что место рождения тебе дается свыше, а судьбу ты выбираешь сам...

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.