Преподаватель школьникам не друг. Он гораздо больше
По просторам интернета гуляет масса видеороликов, на которых учителя во время уроков ввязываются с учениками в драку. Гости в студии не шокированы — к сожалению, сейчас мало кого можно удивить подобными «зарисовками». Они, скорее, возмущены поведением и детей, и преподавателей.
— Конфликт, который перерос в драку, зародился не тогда, когда включили камеру на мобильном телефоне, — говорит учитель истории и обществознания центра образования № 2098 Ирина Щекина. — Он зародился гораздо раньше. И у меня вопрос не к детям, а к учителям: почему они допустили его развитие?
— Любой серьезный конфликт — это проблема атмосферы в конкретной школе. Причину надо искать в том, как ее педагоги выстраивают личностные взаимоотношения, — поддерживает коллегу учитель истории, президент московского клуба «Учитель года» Андрей Лукутин.
Андрей Владимирович работает в школе с 1989 года, он уверен, что изменяются время, мода, но при этом дети остаются детьми. И профессионализм учителя как раз и определяется тем, чувствует ли он современные тенденции, умеет ли ими пользоваться, выстраивая свои взаимоотношения с учениками.
— Не секрет, что сегодня, когда технологии развиваются семимильными шагами, ученики могут во многом опережать своих учителей, — отмечает Лукутин. — Но это случается тогда, когда педагог перестает интересоваться детьми.
На защиту учителей встала представитель экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Юлия Лысая.
— Учителя стали намного образованнее, — говорит она. — У многих по два-три высших образования. И они постоянно ходят на курсы повышения квалификации.
Все это так, соглашаются эксперты, но для работы в школе одних знаний недостаточно.
— Хороший педагог не просто вкладывает в ребенка знания, он формирует личность, — подчеркивает психолог Наталья Панфилова. — Поэтому многое зависит от личности самого педагога: может ли он завладеть вниманием учеников.
Гости в студии едины во мнении, что у педагога должен быть авторитет. Но как заработать его у современных школьников? Запугиванием? Панибратством?
— Конечно, нет, — улыбается Ирина Щекина. — Чтобы нас уважали, мы должны не на словах, а на деле соответствовать тем требованиям, которые к нам предъявляют дети. Я всегда говорю своим ученикам: «Я вам не друг». На друга можно обидеться, с другом можно поругаться. А я — учитель. И это нечто большее. Больше чем друг.