втр 15 октября 10:01
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«Взяточников, вымогающих деньги за поступление в школу, мы увольняем»

«Взяточников, вымогающих деньги за поступление в школу, мы увольняем»

Глава столичного департамента образования Любовь Кезина – «Вечерке»

[i]Сейчас самая горячая «образовательная» тема в Москве – прием детей в первые классы. Параллельно выпускники и их родители с волнением обсуждают грядущие экзамены. Те же, кому еще далеко до выпускного бала, интересуются новыми программами, мечтают о дружеских взаимоотношениях в классе и о понимающих педагогах. Взрослых – учителей и родителей – беспокоит, как будет развиваться реформа образования и увеличится ли финансирование образовательных учреждений. На эти важные темы специальный корреспондент «Вечерней Москвы» беседует с [b]руководителем столичного департамента образования Любовью КЕЗИНОЙ.[/b][/i] [b]«Ребенок может пройти дополнительное собеседование» – В школах Москвы идет прием заявлений в первые классы, проводятся собеседования. Официальных отказов пока не последовало, хотя некоторым родителям директора посоветовали «попробовать свои силы в другом учебном заведении, поскольку ребенок наверняка не справится с трудной программой их школы». Такая вот форма вежливого отказа.[/b] – Сейчас при приеме в школу не действует территориальный принцип, хотя преимущественное право приема все же имеют дети из близлежащих домов. Однако родители, живущие на юге Москвы, имеют право определить своего сына или дочь в школу, расположенную на севере столицы. Директор школы обязан взять у них заявление о приеме в учебное заведение и назначить время собеседования. Если он этого не сделал, надо жаловаться в окружное управление образования, к которому относится данная школа. [b]– Бывает так, что заявление принято и «испытание» ребенок выдержал. Но отказывают, если не сочтут семью перспективной в финансовом плане. Что делать в этом случае?[/b] – Последние несколько лет мы так пристально следим за приемом, что руководство школы боится брать детей за деньги. Правда, прецеденты случаются. Если такой факт становится известен, взяточник немедленно наказывается. Чаще всего увольнением. Одна проблема: родители зачастую боятся называть свою фамилию и номер школы, где вымогают деньги. А без такой информации, понятно, ничего не сделаешь. [b]– Так называемых «престижных» школ в Москве не больше двухсот. Понятно, что всех желающих они принять не в состоянии. Что вы посоветуете родителям?[/b] – Путей решения проблемы несколько. Во-первых, руководство школы, если хочет взять больше учеников, имеет право открывать 3–5 первых классов. Проблемы с помещением и учителями решаются за счет второй смены. Не могут учиться во вторую смену только 1, 2, 9 и 11-е классы. Во-вторых, мы имеет возможность сливать расположенные рядом «престижные» и «непрестижные» школы, например, делая в одном здании только начальное звено, в другом – среднее. В-третьих, директор специализированной школы не имеет права единолично решать: этого возьму – этого не возьму. Он собирает заявления и передает их в специальную комиссию, действующую при каждом окружном управлении образования. Только члены этой комиссии определяют, кого принять в первый класс. Если родители считают, что их ребенка недооценили, они могут обратиться в эту комиссию и пройти дополнительное собеседование. [b]– В таком случае классы специализированных школ будут явно переполнены.[/b] – Санитарные нормы говорят, что в классе должно быть 25 человек. Это минимум и максимум. Если директор набирает больше, он должен думать об открытии еще одного класса. И опять же мамы и папы имеют право требовать этого. [b]– Важная проблема, которая особенно остра в спецшколах, – взаимоотношения учеников друг с другом, с педагогами. Как добиться того, чтобы дети не травили друг друга, чтобы не возникало конфликтов с учителями?[/b] – Все это вопросы воспитания в семье, в школе. Панацеей может быть создание хорошего морального климата в школе. А он зависит, в первую очередь, от директора школы и настроя педагогического коллектива. Чтобы избежать проблем, руководству школы, педагогам, родителям и детям следует прибегать к услугам школьных психологов. Такие должности есть в каждом образовательном учреждении. [b]– Как сказался на системе образования демографический кризис?[/b] – За последние десять лет мы «не дождались» 200 тысяч учеников. В столице есть школы, где обучаются от 150 до 300 человек. Другие школы перенаселены. Нужно объединять одни и другие, уравнивая количество учащихся. [b]– Проблема школьных поборов стара как мир. С родителей собирают деньги на ремонт класса, на озеленение территории, на оборудование спортивных залов. Отказ платить чреват тем, что ребенок может стать изгоем в школе. Что делать в этих случаях?[/b] – Сообщать о фактах таких поборов нам. И не бояться за своего ребенка. Если руководство учебного заведения настолько недальновидно, что допускает подобную дискриминациию, вряд ли в этой школе стоит учиться. Для всех детей обучение в средних учебных заведениях Москвы бесплатное. Средства на закупку учебников, парт и стульев, оборудования для кабинетов, а также ремонт школ, установление вокруг них заборов нам выделяет городской бюджет. И собирать на это деньги директора не имеют права. Единственное, что должны оплачивать родители, – это охрану в школах. Причем, не приносить рубли в конвертах, а переводить их на специальный счет через банк. Но, еще раз повторяю: это касается лишь муниципальных школ. Коммерческие гимназии, лицеи живут по своим правилам и могут требовать любые взносы как за прием в учебное заведение, так и за обучение в нем. [b]– На прошлой неделе Совет ректоров московских вузов огорошил выпускников школ сообщением о том, что сертификат ЕГЭ по истории будет необходим при поступлении в институт. Не поздновато ли они это сделали?[/b] – 30 декабря прошлого года вышло постановление правительства, где говорилось, что среди выпускных экзаменов один должен быть в форме ЕГЭ. В этом году по России таким обязательным предметом станет, скорее всего, русский язык. Мы русский язык в этом году не будем брать потому, что столичные вузы технически не сумеют его провести на своих площадках – у нас 77 тысяч выпускников. Поэтому остановились на истории. Ее собираются сдавать гораздо меньше ребят. Пока на ЕГЭ по истории записались 1200 человек, но в связи с сообщением Совета ректоров эта цифра явно увеличится. [b]– Сколько столичных вузов будут принимать сертификаты ЕГЭ по истории?[/b] – Приблизительно 35–40, то есть те, где история является профильным предметом. [b]О деньгах – Когда в школах начнут внедрять пластиковые карты оплаты завтраков и обедов?[/b] – Пока этот эксперимент действует только в гимназии №1531 Северо-Восточного округа. К началу следующего учебного года такие электронные системы появятся в двух-трех школах каждого округа. Это хорошая идея оградить школьников от проблем, связанных с хождением наличных денег. На пластиковую карту родители смогут положить ребенку деньги на питание, проезд, покупки в магазине. Эти пластиковые карты мы планируем привязать к социальной карте москвича. [b]– Две недели назад на Госсовете при президенте России обсуждался вопрос развития образования. Президент говорил о необходимости перевода школ на нормативно-подушевое финансирование. В Москве это уже сделано. Можно ли говорить о результатах такого эксперимента?[/b] – Действительно, с 1 января 2006 года все столичные общеобразовательные учреждения получили финансовую самостоятельность и стали хозяевами своего бюджета. Сейчас администрации школ вместе с попечительскими советами занимаются составлением смет, по которым они будут работать. Нужно оставить определенный процент на заработную плату, а остальное распределить в зависимости от потребностей самой школы. Но говорить о результатах перевода школ на нормативно-подушевое финансирование рано. Хотя одно то, что благодаря данной системе мы в этом году получили из бюджета на 22% больше денег, чем в прошлом – отрадный факт. Сейчас мы разрабатываем нормативы подушевого финансирования для колледжей и дошкольных образовательных учреждений. [b]– Как определялись школьные нормативы?[/b] – Мы подсчитали стоимость обучения ученика в разных типах школ: обычных общеобразовательных заведениях, гимназиях, лицеях, коррекционных школах и других, умножили на количество учеников. Получилась сумма, необходимая московскому среднему образованию. [b]– Нормативы, разработанные департаментом, – это нормативы потребностей средней школы или возможностей городского бюджета?[/b] – Скорее, возможностей, поскольку мы составляли норматив исходя из реальных возможностей бюджета. Если говорить о потребностях, то выделяемые суммы следовало бы увеличить в несколько раз. ([i]Согласно нормативам подушевого финансирования школьников, из городского бюджета на ученика общеобразовательной школы выделяется 26 187 рублей, на гимназиста – 49 933 рубля, на лицеиста – 49 799 рублей[/i]. – [b]«ВМ»[/b]) [b]– Наверняка для улучшения своего финансового положения школа будет стремиться к увеличению количества учеников. Не пострадает ли при этом качество образования?[/b] – Наоборот. Родители перед тем, как оправлять ребенка в школу, стараются узнать о ней все хорошее и плохое. Если качество преподавания там хромает, они не поведут ребенка в такую школу. Так что директора учебных заведений заинтересованы в улучшении уровня образования, следовательно, – повышении авторитета школы среди родителей и учеников. [b]– Министерство образования и науки РФ выработало критерии отбора лучших школ и лучших учителей страны, которые получат специальные гранты. Когда в Москве станут известны имена счастливчиков?[/b] – Министерская квота предполагает выделить по 1 миллиону рублей 118 московским школам и по 100 тысяч рублей 394 столичным педагогам. Сейчас идет прием заявок от желающих поучаствовать в конкурсе. Уже подано 149 заявок. Мы будем принимать заявления до конца мая. В июне на экспертном совете их рассмотрят и определят, кого можно назвать лучшим. [b]– Будет ли Москва разрабатывать свои критерии отбора лучших школ, поскольку, как говорилось на недавнем заседании столичного правительства, в городе не 118, а гораздо больше школ удовлетворяют федеральным критериям?[/b] – Критерии мы взяли министерские. А вот показатели этих критериев выработали сами. Например, критерий «высокое качество результатов обучения и воспитания». Здесь показатели такие: успеваемость, качество обучения, отсутствие скрытого «отсева» учащихся, отсутствие второгодников, количество учащихся, победивших в окружных, городских, всероссийских конкурсах и олимпиадах, социальных и научных проектах. Такие же подробные показатели выработаны по каждому критерию. [b]– И все же, цифра 118 для Москвы очень мала...[/b] – На первый год нам хватит. А там – посмотрим. [b]Об учителях – Не секрет, что в столичных школах не хватает учителей иностранного, русского языка и литературы, физкультуры. Чтобы решить эту проблему, не проще ли ввести систему контрактного приема в педагогические вузы Москвы, обязав их выпускников несколько лет отработать по специальности в школе?[/b]– Это было бы хорошо, но система таких контрактов юридически не подкреплена ни одним официальным документом. Мы ввели систему целевого набора в педагогические вузы. Учащиеся школ, готовые работать в своем учебном заведении, поступают в такие институты по целевому набору. Если они после окончания вуза расхотели работать учителем, заставить их это делать мы не вправе. Только после того, как появится документ, законодательно закрепляющий существование педагогических контрактов, мы сможем решить проблему нехватки учителей в школах. [b]О дошкольниках – С 1 апреля повысилась плата за детский сад. Когда родителям ожидать следующего повышения?[/b] – Оно возможно лишь при введении в стране нового коэффициента инфляции и изменении российского МРОТа, который сейчас составляет 800 рублей. В этот раз мы привязали оплату детского сада именно к этой сумме, поскольку в Москве он гораздо выше – около 3000 рублей. Но такие деньги жители столицы не в состоянии платить. [b]– Правительство Москвы подписало постановление о строительстве в Москве ста новых детских садов. Где они появятся?[/b] – Мы взяли участки, где стоят детские сады. Однако они либо закрыты по требованию Госпожнадзора, санитарной службы либо работают, но находятся в аварийном состоянии. Сейчас идет согласование документаций. Думаю, через месяц нам утвердят места построек новых детских садов. [b]СПРАВКА «ВМ»[/b] [i]8, 15, 22 апреля с 10.00 до 13.00 столичный Департамент образования проводит «горячие линии» по вопросам приема в первые классы. Телефон горячей линии: 366-65-50.[/i]

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада