чт 24 октября 00:41
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

А музей-то есть!

Сергей Собянин призвал москвичей предложить идеи по улучшению парков

Стоимость родового сертификата в России планируют увеличить

Назначен новый глава Департамента труда и соцзащиты населения

Малышева рассказала, когда вернется к съемкам после госпитализации

Как будут отдыхать россияне на ноябрьские праздники

Синоптики предупредили метеозависимых о риске природной гипоксии

Что стало с «Норд-Остом» после теракта

Турция отказалась считать операцию в Сирии завершенной

Кинолог рассказал, чем лучше кормить собак

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Врач заявил о пагубном влиянии кофе на иммунитет

Чем опасно долгое использование смартфона

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

А музей-то есть!

Государственный музей истории ГАЛАГа действует уже 3 года на Петровке, 16

[i][b]«Согласно Постановлению правительства Москвы 589-ПП, принятому 22 июля 2003 года, все помещения дома № 16 на Петровке, арендуемые частными фирмами, подлежат передаче музею. Однако у Центрального территориального агентства (ЦТА) другие планы. Стремясь угодить богатым арендаторам, дирекция ЦТА пренебрегает постановлением правительства и распоряжениями Ю. М. Лужкова и Л. И. Швецовой»[/b] Полемика в СМИ по поводу так называемого музея смерти не утихает. Историки-москвоведы наперебой высказывают свои точки зрения о том, где его лучше разместить. Однако, как ни странно это прозвучит, такой музей уже существует. В редакцию с просьбой предоставить ему слово обратился известный [b]историк, писатель и публицист Антон Антонов-Овсеенко.[/i][/b] 11 апреля «Вечерка» опубликовала статью обозревателя «Известий» Бориса Устюгова «Зачем Москве музей смерти?» Автор полемизирует с журналистом Львом Колодным, предложившим на страницах «МК» (4 апреля) открыть музей истории сталинской диктатуры в «расстрельном доме» на Никольской улице, где в годы массового террора действовал конвейер Военной коллегии Верховного суда СССР. Кстати, казни в подвале того исторического здания случались редко. Расстреливали в специальных камерах Лубянки по спискам, завизированным Сталиным и его подручными Молотовым, Ворошиловым, Ждановым. Приговор приводили в исполнение обычно через 2–3 дня после «суда». Но если Л. Колодный ратует за передачу музею дома, где недавно еще размещался горвоенкомат, то Б. Устюгов полагает создание такого музея вовсе лишним. Достаточно самого факта воссоздания храма Христа Спасителя, злодейски уничтоженного в черную годину. Дескать, и без музея народу в ближайшее время не забыть о сталинских лагерях. В подзаголовке его статьи упомянута тема создания музея ГУЛАГа. А в тексте упомянут наш музей на Петровке, причем упомянут как музей «Мемориала». Того самого, которым руководит позорно знаменитый Сергей Ковалев? Совсем недавно его мемориальский орган «30 октября» предостерегал москвичей от посещения нашего музея, где «нет ничего, кроме мусора и хлама» («Московская правда», 30 октября 2005 г.), и советовал художникам не предоставлять свои произведения в экспозицию. А между тем весь богатый архив «Мемориала» и художественная коллекция собраны нами, подлинными узниками подлинного ГУЛАГа. Вот бы и выставить эти экспонаты в музее. Вместо этого, вместо помощи общему делу, руководитель «Московского Мемориала» Валерия Дунаева чернит нашу столь нужную работу, попутно присваивая картины художников, переданные «Мемориалу» на хранение. Так поступает дочь заслуженного германского фашиста Отто Марека, установившая личную и бессменную диктатуру над объединением жертв политрепрессий («Красная звезда», «Дочь за отца», 24 августа 2005 г.). Если судить по весенним выступлениям столичных газет, а также радио и ТВ, то у москвичей может создаться впечатление, что такого музея в Москве нет. А если он все-таки существует, то в качестве виртуального учреждения культуры. Тогда и портретная галерея тридцати метров по фасаду, и сторожевая вышка над оградой из колючей проволоки во дворе, и четырехметровая карта ГУЛАГа, и десятки произведений живописи, графики, скульптуры, а также множество стендов с фотографиями, документами, все это является плодом нашего воображения?.. Государственный музей истории ГУЛАГа, основанный в 2001 году при личном участии мэра Москвы, был открыт в мае 2004 года. Его успели посетить более пяти тысяч экскурсантов, включая представителей 15 стран и ближнего и дальнего зарубежья. [i]«Мы очень рады, что вы честно и открыто представляете этот полный страданий период вашей истории».[/i] [b]Президент фонда исследований диктатуры СЕП Германии, член бундестага Райнер Эппельман. 15.09.2005.[/b] [i]«Я очень ценю работу организаторов этого чудесного музея. Память должна оставаться и жить в сердцах будущих поколений».[/i] [b]Карла Мускио, Италия. 15.04.2006.[/b] [i]«Огромное вам спасибо за то, что вы открыли этот музей, который так нужен нам всем. Дай Бог, чтобы музей развивался, так как нам необходимо знать больше об этом тяжелом периоде не только России, но и всего мира».[/i] [b]Синтия Рубер, штат Кентукки, США. 27.09.2005.[/b] [i]«Этот музей призывает всех нас не забывать и хранить в памяти ужасы прошлого».[/i] [b]С. Казини, председатель палаты итальянского парламента. 25.05.2004.[/b] Но самыми дорогими для нас являются отзывы отечественных школьников и студентов. Лишенные полноценных учебников, в условиях предельно урезанной учебной программы, они только здесь, в музее, начинают всматриваться в прошлое открытыми глазами: [i]«Мы были глубоко потрясены увиденным и услышанным. История нашей страны трагична и, чтобы подобное не повторилось, нужно больше задумываться о «тех страшных временах и делать для себя выводы».[/i] [b]Студенты Московского педагогического колледжа. 18.04.2005.[/b] [i]«Пусть страшный этап нашей истории не повторится, и молодые никогда не переживут такого ужаса. Экспозиция оказала на нас сильное впечатление. Ваш музей имеет огромное воспитательное значение».[/i] [b]Студенты Московского государственного юридического института. 24.11.2005.[/b] [i]«Выражаем огромную благодарность создателям музея за собрание экспонатов и воплощение в экспозиции истинной атмосферы того времени. После посещения вашего музея создается ощущение реального присутствия в советских лагерях и происходит понимание всей трагичности судеб людей, попавших в адскую машину репрессий».[/i] [b]Ученики 11-го класса школы № 220, г. Москва. 18.04.2006.[/b] По мнению некоторых публицистов в столице нужен более масштабный музей, отражающий всю историю сталинских репрессий. Согласно концепции музей истории ГУЛАГа служит именно этой цели, восстанавливая правду о событиях периода 1917–1955 годов. Экскурсанты знакомятся с первыми декретами ВЦИК и приказами ВЧК, с историей прародителя ГУЛАГа – Соловецкого лагеря, со знаменитым Дальстроем. Ни в одном учебнике не найти данных о подлинной численности лагерного населения, которая достигала 12 миллионов в конце тридцатых и 17 миллионов в годы войны. Экспозиция музея отражает трагедию выдающихся ученых и литераторов, строителей и военных, художников и священников, уничтоженных Сталиным «врагов» ...И стал народ «врагом народа». Концепция музея охватывает историю тотальной коллективизации и голода, унесших многие миллионы жизней. Масштабы народного бедствия вобрали в себя всю территорию бывшего СССР. Помимо собственно истории ГУЛАГа, планируем создание экспозиции, раскрывающей правду о депортации неугодных Сталину народов и о геноциде малочисленных народов, населяющих, в основном, Крайний Север. По договоренности с Министерством юстиции готовим постоянную выставку художественных и ремесленных изделий заключенных в ИТУ. Растут, крепнут наши связи с краеведческими музеями других регионов. Ведем переговоры об открытии филиалов в Чечне, Абхазии, на Чукотке. Для реализации программы потребуется 4000 кв. метров помещений и три зала, библиотека-читальня, хранилище фондов, научный архив, экскурсионное бюро, мастерские, склады, типография. С благословения патриарха Алексия II заложена в проект православная часовня для поминальной молитвы и выставка портретов мучеников веры. Согласно постановлению Правительства Москвы 589-ПП, принятому 22 июля 2003 года, все помещения дома № 16 на Петровке, арендуемые частными фирмами, подлежат передаче музею. Однако у Центрального территориального агентства (ЦТА) другие планы. Стремясь угодить богатым арендаторам, дирекция ЦТА пренебрегает постановлением правительства и распоряжениями Ю. М. Лужкова и Л. И. Швецовой. Критике «Московской правды» (19 сентября 2005 г.) директор ЦТА Н. А. Петров тоже не внемлет. И остался музей на 200 кв. метрах, которые ЦТА «оформляет» вот уже три года (!), в то время как на заключение выгодных контрактов хватает одной недели. Музей располагает еще 400 кв. метров, но эти площади требуют капитального ремонта, с устройством железобетонных перекрытий. Распоряжение мэра отдано, но выполнять его не спешат. Есть еще подвал, непригодный для экспозиции и тоже нуждающийся в капитальном ремонте вместе с фундаментом. Блокируют, душат уникальное учреждение культуры. Дирекция ЦТА предложила Юрию Михайловичу проект распоряжения о ликвидации музея, подсунув фальшивые сведения. Отважились на подлог. Мэр Москвы отверг притязания стяжателей. На музей истории ГУЛАГа возложена миссия просвещения, он станет школой познания трагического прошлого и предостережением на будущее. Задача поставлена двуединая: средствами науки, искусства, одухотворенного слова разоблачать сталинизм и пробуждать в людях чувство общей вины, звать к покаянию и милосердию. [i]Музей истории ГУЛАГа нужен столице, России нужен. Сегодня как никогда ранее. Ибо на наших глазах, попирая израненную память, ревнители преступного прошлого, идолопоклонники нового призыва водружают где придется статуи Верховного палача, устраивают музеи Сталина. Пока еще только частные.[/i] [b]А. В. АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО, директор музея, руководитель Региональной общественной организации жертв политрепрессий, историк, писатель, публицист[/b]

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Все, что требует желудок, тело и ум

Екатерина Головина

Женщина, которая должна

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Чтобы быть милосердным, деньги не нужны

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга