чт 17 октября 00:26
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Расчет – дело тонкое

Расчет – дело тонкое

Как использовать кадастровую оценку земель для расчета платежей за земельные участки в городе

[b]Новации Налогового кодекса[/b] В 2004 году принята 31-я глава Налогового кодекса «Земельный налог» и изменение бюджетной классификации. Документ закрепил земельный налог, арендную плату за землю, а также платежи за право на заключение договоров аренды земельных участков как одни из основных источников формирования местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Основной новацией этой главы Налогового кодекса стало изменение налоговой базы для исчисления земельного налога. Вместо нормативной величины, которая рассчитывалась по специальной формуле, утвержденной федеральным законом 1991 года «О плате за землю», осуществлен переход к использованию кадастровой стоимости земельных участков. Город Москва с 1 января 2005 года первым среди регионов Российской Федерации обеспечил введение на своей территории 31-й главы Налогового кодекса. [b]Ставки: минимум и максимум[/b] Переходу на новую налоговую базу предшествовало следующее. В 1998 году в соответствии с федеральным законом «О плате за землю» был принят Закон города Москвы «О ставках земельного налога». Чтобы сохранить утвержденную для города Москвы федеральным законодательством среднюю ставку земельного налога – 40,5 тыс. руб. за гектар – была произведена дифференциация ставок земельного налога по 69 территориально-экономическим зонам. В результате максимальная ставка в пределах Садового кольца была установлена в размере чуть более 300 тыс. руб. за гектар, а минимальная – в Зеленограде – 5,6 тыс. руб. за гектар, – т. е. различие для разных частей города составило более 50 раз. При этом перепады ставок на границах территориально-экономических зон достигали 5 раз. Размеры ставок земельного налога между Третьим транспортным кольцом и МКАД оказались искусственно занижены для того, чтобы сохранить среднюю ставку, установленную для города федеральным законодателем. В связи с ростом стоимости земельных участков из-за опережающего развития городской инфраструктуры в этих районах (реконструкция МКАД; строительство объектов социальной инфраструктуры) возникла потребность в индексации ставок земельного налога. Однако индексация ставок земельного налога проблему противоречия между необходимостью сохранения средней ставки земельного налога и необходимостью повышения ставок налога в периферийных районах города не устраняла. Кроме того, утвержденный федеральным законом «О плате за землю» порядок расчета ставки земельного налога практически не учитывал цель использования земельного участка. Только с переходом от нормативно установленной средней ставки земельного налога к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости эти противоречия были разрешены. Реализация этого подхода в Москве стала возможной благодаря той работе, которая была проведена по государственной кадастровой оценке московских земель, результаты которой впервые были рассмотрены правительством Москвы еще весной 2003 года. [b]Все можно посчитать самому[/b] В мае 2005 года постановлением правительства Москвы удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков были актуализированы. При этом важно еще раз подчеркнуть, что оценка земель осуществлялась по единым для всей страны федеральным методикам, прежде всего в интересах всех землепользователей – нынешних и потенциальных. Они должны быть убеждены в том, что стоимостная оценка земли, принадлежащей им на любом праве, предусмотренном Земельным кодексом, проведена правильно, а регулярные земельные платежи справедливы. После перехода на исчисление земельного налога от кадастровой стоимости различие в размерах налоговых платежей между центральной частью Москвы и периферией по некоторым видам использования, например, для промышленных объектов и объектов транспорта, сократилось почти в два раза. Но при этом, например для объектов торговли, различие осталось практически на прежнем уровне. Это более адекватно отражает особенности использования земельных участков для различных установленных видов их функционального использования. Кроме того, в связи с тем, что вместо 69 территориально-экономических зон теперь используется 1596 кадастровых кварталов, перепады стоимости на границах сведены к минимуму. Сейчас любое заинтересованное лицо может самостоятельно рассчитать кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка. Результаты кадастровой оценки земель Москвы и материалы, позволяющие рассчитать кадастровую стоимость, опубликованы на официальном сайте Департамента земельных ресурсов в Интернете. [b]Экономически обоснованно[/b] Следующий этап использования кадастровой стоимости земель был предопределен результатами заседания правительства Москвы, состоявшегося 24 января 2006 года. На этом заседании мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым перед Департаментом земельных ресурсов города Москвы была поставлена конкретная и четкая задача: Создать простую, ясную для понимания всеми арендаторами городской земли систему установления размера арендной платы за пользование землей. При этом размер регулярных земельных платежей должен быть экономически обоснованным и справедливым для землепользователя. С поставленной задачей Департамент земельных ресурсов города Москвы успешно справился. С учетом конкретных замечаний и предложений от всех заинтересованных городских организаций подготовлено и выпущено постановление правительства Москвы «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве». [b]Ключевой момент[/b] Одним из основных направлений в области городской земельной политики является решение тех комплексных задач, которые поставлены в сфере земельных правоотношений не только Земельным и Градостроительным кодексами, но и реформой межбюджетных отношений. Поскольку земельный налог и арендная плата за землю имеют сходную экономическую природу и являются формами изъятия части земельной ренты, следующим логичным шагом стало изменение порядка исчисления арендной платы. До принятия соответствующего постановления правительства Москвы арендная плата рассчитывалась по нормативному принципу, установленному Законом РФ «О плате за землю», от которого при исчислении земельного налога мы уже ушли. В качестве основного элемента использовалась базовая арендная ставка, связанная с уже отмененными ставками земельного налога и дифференцируемая по видам деятельности арендаторов и ранее применявшимся территориально-экономическим зонам. Размер базовой ставки арендной платы за землю, дифференцируемый в зависимости от категории арендатора и вида использования земельного участка, лежал в пределах от 1,8 тыс. руб. за гектар до 900 тыс. руб. за гектар при средней ставке 180 тыс. руб. за гектар. При этом в течение последних трех лет по прежней схеме ставки арендной платы оставались на одном уровне, что привело к их фактическому снижению с учетом темпов инфляции. Попытки совершенствования расчета арендной платы в рамках действовавшего до настоящего времени законодательства приводили к количественному росту категорий арендаторов. Если в 1997 году ставки арендной платы дифференцировались по 16 категориям арендаторов и видам использования, то в 2005 году – уже по 48. Все это усложняло расчеты и давало возможность арендаторам, зачастую преднамеренно, затягивать оформление договоров аренды. Теперь как для земельного налога, так и для арендной платы за земельные участки в качестве единой расчетной базы используется кадастровая стоимость земель. [b]База-кадастр[/b] Этапом, завершающим унификацию проведения расчетов по всем видам платежей за земельные участки, стало состоявшееся в апреле нынешнего года заседание правительства Москвы. На этом заседании по предложению Департамента земельных ресурсов были одобрены Временные правила расчета стоимости платы за право заключения договора аренды земельного участка. Новые правила являются доработанным вариантом ранее действовавшей в Москве методики расчета. Существенным отличием новых правил является использование для расчета этого вида платежей в качестве базы все той же кадастровой стоимости земель города Москвы. Следующим программным этапом работы может и должна стать совместная с федеральными структурами доработка методики определения кадастровой стоимости земель поселений. [i][b]Прямая телефонная линия[/i] В четверг, 8 июня, с 10.00 до 17.00[/b] В этот день на ваши вопросы будут отвечать специалисты Управления нормативно-методического обеспечения, инвентаризации и оценки земель Департамента земельных ресурсов города Москвы. [i]Вы можете задать вопросы о регулировании землепользования в столице по телефону 959-09-62.[/i]

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше