Телевидение заканчивается, монолит пошел трещинами
СD-диски пришли на смену виниловым пластинкам, а потом сами незаметно ушли в небытие — современные производители автомагнитол даже не делают приемную щель для дисков. Канули в Лету магнитофонные бобины и кассеты — как аудио, так и видео. Умерла фотопленка. А кто сегодня, кроме седых стариков, помнит дискеты на 3,5 дюйма? Я уж не говорю про гибкие 5-дюймовые дисководы, эти еще царя видели!..
Так вот, нечто похожее мы сейчас наблюдаем и в масштабах социальных носителей и трансляторов информации — один информационный рупор сменяется другим: по замерам социологов буквально на днях интернет-аудитория превысила аудиторию телевизионную! Правда, пока только среди молодежи до 34 лет. Однако тенденция предельно ясна — с уходом из жизни пенсионеров аудитория «зомбоящика» вымрет как класс. А с ней вместе вымрут и все авторитарные режимы на планете, поскольку они держатся только на игле средств массовой информации. Интернет же средство информации вовсе не массовое. А сугубо индивидуальное.
Вы ведь знаете свойства Сети: Сеть предельно персонифицирована и строится, пардон за тавтологию, по сетевому признаку, в ней нет начальства, здесь каждый сам себе одновременно начальник, центр сосредоточения, производитель и потребитель контента. Сеть подстраивается под каждого: если вы куда-то полезли и чем-то заинтересовались, Сеть тут же начинает вам подбрасывать то, что находится вокруг вашей зоны интересов — в виде рекламы, сообщений, адресов, новостей. Поэтому сетевое общение строится кластерным образом — люди, которые разделяют одинаковые интересы или убеждения, конденсируются в отдельных виртуальных лакунах, где им друг с другом комфортно.
И как бы ни были малочисленны и редки любители разных экзотических ересей, среди 7-миллиардного населения они всегда могут сколотить довольно многочисленное виртуальное сообщество, создавая впечатление отдельного целого мира. В котором чужие не приживаются: их быстро банят. Причем таких вот уютных мирков у каждого человека может быть множество. Один и тот же гражданин может иметь сетевое общение и в кругу плоскоземельцев, и среди автопутешественников, и в профессиональном сообществе, и на сайтах знакомств, и просто болтать с теми, с кем ему комфортно общаться.
И тогда у человека складывается впечатление, что мир вертится вокруг него. А главное, что так оно и есть — виртуальный мир выстраивается под запросы и капризы клиента.
Это при Советах было только два главных телеканала да плюс еще один учебный, где какой-то дяденька вечно писал какие-то формулы на доске, стукая по ней мелом. Так выглядело тоталитарное общество. Потом каналов стало много, они разбились по интересам — есть каналы для рыболовов, автолюбителей, огородников… Но при этом кое-где на планете еще сохранились и во многих государствах даже используются для трансляции «правильного мнения» каналы так называемого общего интереса, то есть как бы для всех.
Но тенденция постиндустриального общества к атомизации вскоре размоет эти «федеральные» каналы, потому как не будет на свете уже никакого «общего интереса», ибо не останется одинаковых людей, которых можно было бы пичкать одной бурдой из одного огромного корыта. Зрители «общего интереса» — порождение индустриального общества, общества городов, которые формируются вокруг фабрик и заводов. Нынешний же атомизированный постиндустриальный человек, живущий в мирке своих интересов, ест только индивидуально приготовленную узкоспециализированную информационную пищу, его уже не заманишь ни (одной на всех) религией, ни единой идеологией, ни общим для всей страны телеканалом.
А это значит, не может быть и общей страны для таких людей, она им просто не нужна — к чему? Вся их страна — тот виртуальный мирок, в который они могут занырнуть из любой точки земного шара. И при этом могут позволить себе роскошь не обращать внимания на то, что волнует другие группки людей, и как фамилия того, кто сейчас у власти в той местности, где они в данный момент обитают.
И, знаете, мне такой мир нравится! Потому что в нем не будет места государствам.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции