пт 18 октября 17:22
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Евгений Бунимович: Школы перестанут стоять «с протянутой рукой»

Евгений Бунимович: Школы перестанут стоять «с протянутой рукой»

Московская городская дума приняла в первом чтении проект закона «О развитии образования», работа над которым шла более двух лет

[i]Он еще будет дорабатываться и совершенствоваться, но кардинально не изменится. А значит, уже сегодня можно говорить о законодательном документе, который в недалеком будущем станет основополагающим для всей системы столичного образования. Корреспондент «ВМ» беседует с заслуженным учителем России депутатом Московской городской думы [b]Евгением Бунимовичем[/b], принимавшим участие в разработке документа.[/i] [b]— Евгений Абрамович, зачем городу собственный закон об образовании? [/b] — В 1992 году был принят Федеральный закон «Об образовании» — по тем временам очень передовой, либеральный. Несмотря на несколько декларативный характер, он сделал главное: дал возможность школе уйти от идеологии, от «казармы» — к вариативности в образовании. Появились лицеи, гимназии, кадетские корпуса, экспериментальные учебные центры. Определенную свободу получили и обычные общеобразовательные школы: в них стали возможными разнообразные уклоны, профили, факультативы и т. д. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом каждый субъект Федерации обрел право построить собственную модель образования. В этой сфере Москва обогнала многие российские регионы — прежде всего по многообразию созданных в последние годы и успешно работающих государственных и негосударственных образовательных учреждений. Необходимость в принятии своего закона у нас назрела давно. [b]— Что нового по сравнению с Федеральным законом появилось в законопроекте «О развитии образования в городе Москве»? [/b] — Я бы выделил несколько моментов. «Продвинутость» московского образования закрепляется, в частности, положением о школьном компоненте, входящем в учебный план государственных образовательных учреждений наряду с федеральным и региональным компонентами. Иными словами, занятия ведутся не только по предметам и программам, утверждаемым на федеральном и городском уровнях. Помимо этого у школы теперь есть возможность выбрать собственную «образовательную траекторию», а у родителей и детей — найти соответствующее своим запросам учебное учреждение. Кстати, в законопроекте особо говорится об этнокультурных школах и о поддержке их городскими властями. Отдельная статья посвящена инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. Ключевым, на мой взгляд, является закрепление в проекте закона так называемого нормативного финансирования образования. В основе его лежит расчет «стоимости» одного ученика или воспитанника в год. Сюда входят и зарплата педагогов, и учебники, и коммунальные платежи, и приобретение необходимого школьного оборудования, и дотации на питание, и многое другое. Нормативы согласно законопроекту должны будут утверждаться городскими властями и при необходимости меняться в ту или иную сторону. Уже сейчас в столичном Комитете образования разрабатывается 5 вариантов нормативов для воспитанников дошкольных учреждений и 13 — для учащихся средних общеобразовательных учреждений разного типа. До сих пор деньги на образование выделялись из городского бюджета «на глазок», с введением же нормативного финансирования станут ясны действительные потребности. В каком-то смысле изменятся и взаимоотношения школы с властью: не придется стоять «с протянутой рукой», недофинансирование образования теперь впрямую будет означать «недообучение». [b]— Не секрет: нехватка денег зачастую компенсируется руководством школ за счет родителей учеников. В проекте нового закона поборы не запрещаются? [/b] — В одной из американских муниципальных школ, которые по закону находятся на государственном обеспечении, я увидел надпись на полу в спортивном зале: «Класс 1999 года». Выяснилось, что зал — это подарок от класса родной школе. Мало того, у них действует несколько родительских советов, каждый из которых отвечает за свое направление: один — за спортивное оснащение школы, другой — за компьютеры, третий — покупает инструменты школьному оркестру… Создан и специальный фонд помощи малообеспеченным учащимся. Все это уже не «поборы», а осознанное и заинтересованное участие общества в деятельности школы, включающее и контроль за распределением средств. Именно с этой целью наш законопроект прописывает создание школьных попечительских советов. В них войдут родители, представители районной власти и те, кого раньше называли «шефами». Приведу пример: школа-гимназия № 710, в которой я многие годы преподаю математику, находится недалеко от знаменитого «космического» завода имени Хруничева. Многие родители — оттуда. Завод заинтересован в будущих кадрах. Неужели он не поможет учебному заведению, непосредственно находящемуся в сфере его «влияния»?! Кстати, речь идет не только о материальной помощи, но и, скажем, об организации экскурсий на предприятие, проведении специальных факультативов и т. д. [b]— Школьные учителя — самая малообеспеченная категория работающего населения. «Московские» надбавки педагогов не спасают: стоимость жизни в столице, как известно, гораздо выше, чем в провинции. Изменится ли что-нибудь с принятием нового закона? [/b] — Во всем мире учителя, к сожалению, получают не так уж много. Однако «там» существует развитый механизм социальных гарантий: имея невысокую зарплату, учитель имеет право, к примеру, на бесплатное лечение, проезд в муниципальном транспорте, посещение музеев, библиотек и многое другое. В проекте будущего закона социальным гарантиям работников образования посвящена отдельная статья. Учителя должны будут получить специальные удостоверения, подтверждающие их статус и дающие право на определенные льготы. В проекте говорится о системе надбавок и доплат к учительской зарплате, устанавливаемой правительством Москвы, о льготном обеспечении учителей жилой площадью. Однако механизм социальных гарантий должен быть прописан в законе, на мой взгляд, более конкретно и тщательно. К сожалению, перед рассмотрением законопроекта в Московской думе он успел пройти через различные городские ведомства, в частности Департамент финансов. В результате немалая часть «конкретики» ушла. Когда-то поэт Михаил Светлов остроумно заметил, что бревно — это хорошо отредактированное дерево. Так вот, законопроект в нынешнем виде еще не бревно, но уже не дерево. Неслучайно он вызвал огромное количество замечаний и дополнений от депутатов во время обсуждения, длившегося пять часов. Документ принят пока что в первом чтении, решено выделить месяц на поправки. Важно, чтобы в итоге получился хороший «работающий» закон — нужный и учителям, и родителям, и детям.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит