Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Предчувствие космоса длилось восемь лет

Общество
Елена Серова — первая россиянка, побывавшая на Международной космической станции. Журналисты «Вечерки» расспросили Елену о работе в космосе и общественной деятельности, которой она активно занимается.

Предчувствие космоса длилось восемь лет 2014 год. Елена на борту Международной космической станции (МКС) / Фото: Из архива

С чего начался ваш путь в космос?

— Все началось в школе. О космосе, загадочном и непостижимом, я услышала от своей учительницы Веры Сергеевны Воробьевой. После уроков мы бегали покупать в палатках «Союзпечати» марки и открытки на тему космоса, собирали газетные вырезки. Уже в средней школе я увлеклась астрономией. Знаете: одно то, что наша Вселенная не имеет границ, с трудом укладывается в голове. Неудивительно, что после школы я приняла решение поступить на аэрокосмический факультет Московского авиационного института.

Там, в институте, и познакомилась с моим будущим мужем Марком Серовым. Вместе мы решили попытать счастье и пройти отбор специа лис тов для работы в ракетно-космической корпорации «Энергия». Поехали в Центр управления полетами в Королеве, и с тех пор наша судьба неразрывно связана с космосом.

Долго ли пришлось ждать полета на орбиту и как прошли годы подготовки?

— Подготовка заняла восемь лет. Было успешно пройдено много тестов, тренировок, обследований. Во время финального этапа мы на протяжении двух лет проходили курсы выживания в реальных условиях: зимнем лесу, пустыне, на воде, с парашютными прыжками и в условиях невесомости.

Кандидаты также изучают иностранные языки. Мы учим английский, американцы — русский. А вот европейцам и японцам приходится осваивать оба языка. Параллельно все проходят серьезную научную подготовку. В космосе мы проводим различные эксперименты, и без знаний химии, физики, биологии, дистанционного зондирования (наблюдение природных явлений, катастроф. — «ВМ»), без владения фотои видеотехникой не обойтись. Ну и главное — мы должны знать устройство космического корабля и то, как действовать во внештатной ситуации.

Отличается ли подготовка к полету в космос для мужчин и женщин?

— Нет такой профессии — «женщина-космонавт». Есть регламент для космонавтов в плане питания и одежды. По-моему, если претендент сдает все нормативы, то не имеет значения, какого он пола, расы или вероисповедания. В течение 17 лет в отряде подготовки космонавтов не было женщин. Сейчас нас двое — я и Анна Кикина.

Вы проделали долгий путь и достигли намеченной цели. Было что-то, что заставляло верить в свою путеводную звезду?

— Я жила мечтой о космосе, надеждой, без этих чувств нельзя. Но простой веры мало. Мой секрет прост: ежедневная работа над собой, совершенствование профессиональных навыков и упорство — это делает реальным достижение цели.

Есть ли обычаи, которых космонавты придерживаются до полета?

— Мы обязательно смотрим фильм «Белое солнце пустыни». Это традиция. И никогда не говорим слово «последний». Всегда только — «крайний».

Помните свои ощущения, когда вышли на орбиту?

— Помню чувство сосредоточенности — перед командой стояли задачи, которые нужно было выполнить во что бы то ни стало. Тем более наш взлет был непростым, возник форс-мажор — не раскрылась одна солнечная батарея. Во время старта, полета и даже после стыковки мы отрабатывали свои функции в команде. Помню, как впервые увидела Землю.

В тот момент поразилась — какая же она прекрасная! Наша планета необъятных размеров, и кругом — вода: океаны, моря. И, конечно же, непередаваемое чувство невесомости — его можно сравнить разве что с полетами во сне.

Ваш супруг также занят в космической отрасли. Обсуждаете ли работу дома?

— Работу с мужем обсуждаем постоянно, порой ведем бурные дискуссии на тему космонавтики и науки. Где-то соглашаемся друг с другом, где-то спорим. Дочка Лена к таким разговорам, конечно, привыкла, иногда и сама принимает в них участие.

Если вдруг она придет и скажет, что тоже хочет стать космонавтом, то я поддержу.

У нас в России есть династии космонавтов — это Волковы, Романенко. Так почему бы не появиться и первой династии космонавток? Но выбор профессии Лена должна сделать сама.

Предчувствие космоса длилось восемь лет 23 мая 2016 года летчик-космонавт Елена Серова в редакции «ВМ» / Фото: Игорь Ивандиков

Елена Олеговна, тогда у меня крайний, как принято у вас говорить, вопрос: есть ли человек среди космонавтов, к которому вы обращаетесь за советом?

— Да, для меня таким наставником является Алексей Архипович Леонов — легендарный космонавт, совершивший первый выход в открытый космос. Когда мне предложили попробовать свои силы в политике, то я пришла за советом именно к нему. И Алексей Архипович поддержал, одобрил идею. После этого я приняла решение участвовать в предварительном голосовании по отбору кандидатов в депутаты от «Единой России» и победила.

История отчасти повторяется. Как десять лет назад я прошла отбор в отряд космонавтов, так и сейчас мне удалось войти в команду потенциальных кандидатов.

Надеюсь, что и теперь моя путеводная звезда приведет к поставленной цели.