Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Синдром предков

Общество
Синдром предков
Возникновение психогенеалогии обычно связывают с двумя работами английского антрополога, психолога (а также двоюродного брата Дарвина) Фрэнсиса Гальтона: книгой «Наследственность таланта» и небольшой статьей «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Повторить судьбу бабушки и регулярно наступать на те же грабли, которые не удавалось обойти дедушке, так или иначе получается у многих из нас. Из-за чего подобное происходит, объясняет психогенеалогия — дисциплина, появившаяся на стыке генеалогии и психологии.

Чтобы понять, действуют ли на вас « родовые грабли», попробуйте проанализировать историю своего рода и найти у предков схожие события, ситуации, поступки или пристрастия. Помните, бабушка рассказывала, как прадед волочился за молоденькими курсистками, а дед — за разбитными комсомолками? Ваш отец тоже любил вечерами «поработать» с хорошенькими аспирантками, а вас так и подмывает на адюльтер с секретаршей? Что ж, значит, вам к нему — специалисту по скелетам в родовых шкафах.

Козел и пламя революции

Психогенеалогия — направление в психологии, которое без малого уже полвека занимается работой с семейным наследием человека: исследуя историю его предков, находит объяснение нынешним проблемам, болезням и неадекватному поведению и позволяет избавиться от повторения нежелательных сценариев.

— Повторяющиеся сценарии могут быть самыми разными, — объяснил «ВМ» Дмитрий Смыслов, профессор МРСЭИ и специалист по психогенеалогии. — Например, вариант «Иметь и все потерять»: человек достигает определенной высоты (финансовой, социальной, какой-то еще), а потом из-за неких событий все теряет. В следующем поколении у его потомка проигрывается похожая ситуация, при этом терять он может немножко по-иному.

Часто из поколения в поколение передается проблема адюльтеров или склочных отношений в тандеме свекровь–невестка… Иногда человек становится пленником таких повторов. Был у меня знакомый, который все время получал в лицо (грубо говоря, морду ему периодически били). Каждый раз оказывался жертвой и совершенно не понимал, почему эта жертвенность должна постоянно присутствовать в его жизни. Не находя закономерностей, даже грешил на мистику.

Покопались в генеалогии.

Его предки оказались классическими революционерами, пожертвовавшими всем ради идеи. А у него эта логика жертвенности проигралась в виде такой вот эксцентрики. Как только это обнаружилось, достаточно было чуть-чуть изменить сценарий его собственной жизни, и с ролью козла отпущения было покончено.

Часто, заметили психологи, дубляж происходит не в каждом поколении, а через одно.

— Бывают достаточно интересные совпадения, — продолжает Смыслов. — Пришла ко мне как-то женщина с сильной сутулостью, прямо-таки уже начальная стадия горба была у человека. Я ее спрашиваю: «У вашей матушки были проблемы со спиной?» — «Нет» — «Ваша бабушка погибла?» — задаю следующий вопрос. — «Да» — «Ее застрелили?» — «Да» — «Стреляли в спину?» — «Да». И это не телепатия или игра в угадайку.

Схема-то стандартная: мать женщины, узнав эту семейную историю, когда-то очень эмоционально ее пережила. А дочь оказалась еще более впечатлительной и после рассказа (повторенного, к слову, не единожды и тоже довольно эмоционально) подсознательно начала сутулиться — как бы в ожидании виртуального выстрела — и всю дальнейшую жизнь ощущала за спиной некую неосознанную опасность.

дочери. Та, в свою очередь, транслировала его супругу — человеку впечатлительному и ведомому (и тот, как под гипнозом, отыграл ожидаемый подспудно сценарий), а после — собственной дочери. У дочери наследственная тревога проигралась как неадекватная реакция на любую отлучку мужа из дома, и муж, не выдержав напряжения, в итоге действительно ушел. Ну и так далее.

Психология утверждает, что подобные цепочки вполне объяснимы.

— Один из адептов психогенеалогии, Чампион Курт Тойч, говорил, что можно выделить три варианта безуспешной борьбы с серьезной проблемой, — объясняет психолог. — Первый: человек не может сам ее решить и пытается убежать от проблемы либо в зависимость (чаще всего в наркотическую или алкогольную), либо в болезнь.

Обычно это заканчивается смертью. Второй: человек не может решить проблему и начинает транслировать ее на других — родственников, друзей, подчиненных, иногда даже на домашних животных (часто, глядя на собаку или кошку, понимаешь, что происходит с хозяином).

При этом человек с проблемой может совершенно хорошо себя чувствовать, просто «перекидывая» ее на других, и эти другие начинают уходить в болезни или аддикции. И третий вариант, при котором нерешенная проблема «уходит» в последующее поколение. А если и оно не может ее решить, она начинает дублироваться в следующих… Часто, утверждает психогенеалогия, потомки вынуждены завершать дела, незавершенные их предками.

Особенно если эти предки были забыты или исключены раньше времени из системы рода (пропавшие без вести, репрессированные, убитые, персоны, причисленные родней к категории «нон грата»). В таком случае род заставляет кого-то из ныне живущих частично брать на себя эту судьбу, и человек, сам того не осознавая, проживает чужую жизнь, решая чужие задачи.

Никто не забыт

Единственное, что может прервать порочную цепочку, — это умение осознать такие модели поведения, найти их причину и снова принять в родовую систему всех исключенных из нее. Бывает, что такие поиски помогают избавиться даже от болезней, повторяющихся из поколения в поколение.

Например, родоначальница психогенеалогии, французский психолог русского происхождения Анн Шутценбергер с успехом использовала метод в работе с раковыми больными в последней стадии — некоторые из ее тогдашних пациентов живы и поныне. Заметив, что многие из них заболевали именно в том возрасте, что и их предки, Анн начала вместе с пациентами рисовать специальные схемы (их впоследствии назвали генограммами) — родовое древо с указанием важных событий в жизни каждого предка. Обнаружив их повторяемость, Шутценбергер пришла к выводу: каждый род, каждая семья существует согласно определенному механизму, отлаженному веками и поколениями.

Члены рода могут бессознательно брать на себя особую роль, которая достается им от кого-то из предков. Этот механизм фактически приковывает нас к некоему сценарию, который мы неосознанно реализуем и в собственной жизни.

— Любое заболевание имеет определенные психологические причины, — дополняет француженку Смыслов. — Об этом когда-то подробно писала Луиза Хей. Например, ту же онкологию можно прочитать как потребность вытолкать себя из жизни — человек чувствует себя лишним.

Аллергию и астму — как недоверие к миру и т.д. Конечно, не стоит заниматься самолечением, но желательно изучить историю рода, записать биографические данные родственников, по возможности составить генеалогическое древо, проставив напротив каждого предка основные черты его характера, нюансы поведения, заболевания, значимые события в жизни. Так проще вычленить закономерности и найти им объяснения. Ну и, конечно, если человек не может самостоятельно изменить родовой сценарий, можно обратиться к профессионалам, которые помогут и направят.

И в первую очередь необходимо серьезное отношение к своему роду, потому что жить отдельным индивидом в абсолютно чужом мире не получится. Каждый человек имеет связь со своим родом, хочет он того или нет.

Повторенье — мать мученья

Адепты психогенеалогии утверждают, что такое внутриродовое программирование может происходить двумя способами.

Первый — прямое «наследование» от предыдущих поколений в ходе личного общения. Например, постоянно повторяемые заклинания: «У нас не принято родниться с голытьбой», «В нашем роду комедиантов не было», «Все бабы дуры», «Не мужья попадаются, а все козлы какие-то» и т.д. — закрепляют за последующими поколениями конкретные роли в стандартных сценариях.

Второй способ — опосредованное, невербальное программирование. Речь тут по сути идет о семейном бессознательном, которое выстраивает судьбы людей на протяжении нескольких поколений. Скажем, в 30 лет ваша прабабушка, о которой вы ровным счетом ничего не знаете, осталась вдовой.

И эта потеря стала для нее настоящей трагедией. Ваша бабушка повторила ее судьбу, похоронив в 32 года мужа, который умер от сердечного приступа. Ее дочь — ваша мама — в 30 тоже остается одна, но уже из-за развода. К тому же самому возрасту летит в тартарары семейная жизнь и у вас… — Никакой мистики в таких повторах нет. Просто в коллективном бессознательном предков по материнской линии сформировалась установка: «Мужчина уходит и не возвращается», — объясняет родовой затык Дмитрий Смыслов. — Цепочка могла быть следующей. Первая смерть переживалась прабабушкой очень тяжело, и ее внутренняя тревога, сильное подсознательное напряжение передалось.

ИСТОКИ 

Возникновение психогенеалогии обычно связывают с двумя работами английского антрополога, психолога (а также двоюродного брата Дарвина) Фрэнсиса Гальтона: книгой «Наследственность таланта», вышедшей в 1869 году, и небольшой статьей «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», опубликованной в 1875-м.  

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.