Леонид Кострома рассказал о компаниях, которые могут создать новую воздушную трассу в столице / Фото: предоставлено пресс-службой ГБУ ГАУИ

Леонид Кострома: Канатные дороги — перспективный вид общественного транспорта

Общество
1 июля столичные власти подвели первые итоги заключения крупных контрактов с инвесторами. О значимых сделках в интервью «Вечерней Москве» рассказал директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома.

— Леонид Валерьевич, каких за последнее время удалось привлечь новых инвесторов, заключить крупные контракты?

— За последнее время Москва подписала два крупных специальных инвестиционных контракта. Согласно первому, ООО «НоваПродукт АГ» построит в столице новое предприятие пищевой промышленности. Промкомплекс площадью 10 тысяч квадратных метров будет возведен в поселении Щаповское Троицкого административного округа. С 2019 по 2023 год объем частных инвестиций в проект составит 633,5 миллиона рублей. К 2025 году на предприятии будет создано 233 новых рабочих места.

Основным видом деятельности компании «НоваПродукт АГ» является производство диетических, диабетических и обогащенных продуктов питания и поставки сырья для пищевой промышленности России с целью производства подобных продуктов. Компания является лидером своего сегмента в РФ и странах Ближнего Зарубежья и поставляет продукцию в крупнейшие торговые сети — «Ашан», «Магнит», X5 Retail Group, «Метро». На новом предприятии будет налажен выпуск заменителя сахара, фруктово-ореховых батончиков, цикория, мюсли, протеиновых каш и продуктов для специального питания.

Второй специнвестконтракт заключен с ООО «Альфа Автоматив Техноложис» («ААТ»). Его предмет — создание промышленного комплекса по производству комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств. Общая площадь нового завода составит 32,5 тысячи квадратных метров. С 2019 по 2022 год инвестор вложит в строительство около 1,2 миллиарда рублей. Предприятие будет оснащено современным оборудованием, в том числе роботизированной линией. На заводе появится 385 новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Этот проект будет реализован в том числе с участием иностранных инвесторов: основным акционером компании «ААТ» является японская корпорация тяжелого машиностроения IHI Corporation. Основными покупателями продукции предприятия являются «Рено Россия», «АвтоВАЗ», «Мерседес-Бенц Рус» (концерн «Даймлер»), «Пежо-Ситроен».

— Инвесторы получат от власти какие-то льготы?

— Правительство Москвы в течение 10-летнего срока действия специнвестконтрактов предоставит инвесторам региональные налоговые преференции: компаниям будет на четверть снижен налог на прибыль, обнулен налог на имущество и почти на 100 процентов уменьшена арендная плата за землю. 

Льготы позволят предприятиям вкладывать больше средств в развитие производств и положительно отразятся на их экономических показателях, а значит, и экономике города в целом. При невыполнении инвесторами взятых на себя обязательств в контрактах предусмотрен возврат всех полученных льгот с соответствующими штрафами.

— В Санкт-Петербурге были оглашены результаты рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив. Москва в нем оказалась на первом месте. Ожидали ли вы подобного результата? Что способствовало лидерству столицы?

— На мой взгляд, первое место Москвы мало для кого стало неожиданностью, так как столица в последние несколько лет поступательно улучшала свои позиции: в 2016 году она занимала десятое место, в 2017-м — третье, в 2018-м — второе. По итогам 2019 года 27 показателей Москвы (62 процента от общего количества в интегральном рейтинге) были отнесены к высшим группам А и В (в 2018-м — 47 процентов ). Рост в этом году, по сравнению с предыдущим рейтингом, столица демонстрирует по 18 показателям (более 40 процентов ). Еще по 19 показателям сохранены достигнутые позиции.

Планомерное восхождение к вершине рейтинга — это результат работы города по улучшению инвестклимата и условий ведения бизнеса. Росту инвестиционной привлекательности Москвы способствуют различные меры поддержки, которые город предлагает инвесторам. В 2016 году правительством столицы был перезапущен механизм поддержки действующих эффективных предприятий, технопарков и новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Активно инвестирующие компании, которым присваиваются статусы технопарка, промышленного комплекса, индустриального парка, могут снизить региональную налоговую нагрузку на 17–25 процентов. Аналогичный механизм действует и в отношении новых инвестиционных проектов. На сегодняшний день 99 компаний получают различные льготы: 48 промкомплексов, 35 технопарков, 8 якорных резидентов, 7 инвестиционных приоритетных проектов, производитель автотранспортных средств. 

Москва оказывает инвесторам различную финансовую поддержку: субсидирует процентные ставки по кредитам и лизинговым платежам, предоставляет льготные займы на срок до 5 лет под 2–5 процентов годовых, субсидирует часть затрат по подключению к инженерным коммуникациям, а также затраты, связанные с экспортной и конгрессно-выставочной деятельностью.

Для резидентов особой экономической зоны «Технополис «Москва» полностью обнулены региональные налоги на прибыль и имущество, увеличены с 5 до 10 лет сроки льгот по земельному и транспортному налогу. Общее снижение региональной налоговой нагрузки в ОЭЗ может составить до 47 процентов.

Также росту инвестиционной привлекательности столицы способствует информационная поддержка инвесторов. Для этого уже более 5 лет функционирует Инвестиционный портал (investmoscow.ru). Здесь предприниматели находят подробную информацию о реализуемых в столице инвестиционных проектах, мерах поддержки промышленности, торгах по продаже и аренде городского имущества, налоговых режимах и льготах, действующих в столице, законодательстве и многое другое. На сайте пользователям доступны онлайн-сервисы, с помощью которых, например, можно быстро подать заявку на присвоение статуса промкомплекса, резидента особой экономической зоны «Технополис «Москва», записаться на осмотр объекта торгов. 

— На прошлогоднем ПМЭФ Москва анонсировала инициативу частных инвесторов по строительству канатной дороги над Химкинским водохранилищем. Несмотря на некоторый скепсис, спустя год проект получил активное развитие — идет прием заявок от потенциальных концессионеров. Как вы думаете, почему «канатка» вызвала интерес инвесторов?

— Строительство канатной дороги между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал» действительно вызвало у частного бизнеса неподдельный интерес. О готовности участия в конкурсе на право концессии заявили 5 компаний, в том числе иностранных: «Московские канатные дороги», которое зарекомендовало себя в реализации проекта на Воробьевых горах, «Старый город» (дочерняя компания инициатора концессии — немецкой строительной фирмы BPS International в партнерстве с австрийским производителем канатных дорог Doppelmayr), «Национальные канатные дороги» (дочерняя компания французского производителя канатных дорог Poma), «Развитие канатных дорог» из Санкт-Петербурга и «Профлогистиксервис» из Москвы. 

Интерес инвесторов связан с тем, что проект выгоден не только публичной стороне, но и бизнесу. По оценкам, пассажиропоток на «канатке» составит до 19 тысяч человек в сутки. Таким образом, бизнес может рассчитывать на стабильный доход. Концессионер может получать прибыль от размещения на станциях и в кабинах канатной дороги рекламных материалов. Кроме того, инвестор сможет создать у станции метро «Сходненская» коммерческие площади — они помогут окупить вложения, так как вся выручка от их использования останется у концессионера.

— А планируется ли в будущем создание канатных дорог в других районах Москвы?

— Да, такие планы есть. Москва считает канатные дороги довольно перспективным видом общественного транспорта. И на это существует ряд причин. Основное преимущество канатных дорог — экологичность, так как у данного вида транспорта отсутствуют вредные выбросы в атмосферу. Во-вторых, «канатки» занимают меньше земли, не требуют масштабного освобождения территорий, позволяют сохранить зеленые зоны, они почти бесшумно работают.

На ПМЭФ-2019 правительство столицы презентовало предложения по размещению канатных дорог, которые в будущем могут стать частью системы городского общественного транспорта. Проекты по их строительству могут быть реализованы, как и в случае объекта над Химкинским водохранилищем, за счет средств бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

Например, канатными дорогами можно связать строящийся парк «Остров мечты» со станцией метро «Нагатинский затон», будущую станцию Большой кольцевой линии метро «Карамышевская» — с территорией ГКНПЦ имени Хруничева и станцией метро «Полежаевская».

СПРАВКА

Леонид Валерьевич Кострома родился 12 октября 1981 года. Профессиональную деятельность начал в 2003 году в аналитических компаниях, специализируясь на социально-экономических и политических исследованиях. До 2012 года работал в сфере стратегического консалтинга и исследований. В 2012–2014 годах занимал должность заместителя директора по стратегии ГБУ ГАУИ. С декабря 2014 года является директором агентства.

Читайте также: Леонид Кострома: Для бизнеса офсетный контракт с Москвой — это высокая надежность

amp-next-page separator