Праздник, который больше не с тобой
Ну, был же он раньше. Когда непременно накрывался стол, вокруг которого собиралась семья и говорила. Просто говорила. Причем не о политике.
Это был странный праздник. Не поднимали же мы за столом, в самом деле, бокалы «За великую Октябрьскую!» Или «За вождей пролетариата – до дна!»
Глубокая идейная подоплека 7 ноября давным-давно расплескалась где-то за одним из поворотов истории страны, растворилась в военном лихолетье, пыли так и не поднятых целинных земель и кукурузных полей. Так бывает – хорошо идет разговор, хоть и не помним, с чего его начали. Просто хорошо сидим.
Обязательной приметой поздней осени был парад. Он есть и ныне, разве что сегодня к прежнему его восприятию у многих добавилась ностальгическая нотка – воспоминание о том, какой мощной была держава. Ну и надежда, наверное, - на то, что страна встала с колен и не упадет на них, дробя суставы, вновь.
[OBJ Парад на Красной площади 7 ноября 1971 года]
В 2005 году это Праздник странно разделили, будто листок с красной датой порвали на две половинки. Идея подмены была понятна – политически важно было нейтрализовать идейную составляющую седьмого ноября. Так в нашем календаре появился День народного единства. Но в конечном итоге не получилось ничего, кроме восстановления исторической справедливости. Потому что день Казанской иконы Божией матери был государственным праздником, который большевики в 1917 году отменили. Вот что писал по этому поводу большевистский поэт Джек Алтаузен, известный деятель Пролеткульта:
Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
Случайно мы им не свернули шею
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Россию!
А может, лучше было не спасать?
Но в конечном итоге получилось так, что время и смерть все расставила по своим местам. Джек Алтаузен, призывавший «не спасать Россию», добровольцем пошел на фронт спасать эту страну в Великую Отечественную. В 1941 году, когда советская армия отступала и солдат награждали не очень охотно, он получил орден Красного знамени. А в 1942-м погиб в страшной мясорубке под Харьковом. Имя поэта высечено на мемориальной доске в Центральном доме литераторов в Москве.
Отменив 7 ноября, мы таким образом вроде бы восстановили историческую справедливость. А что она, если честно, так уж сильно была нужна?
Самое ужасное на свете, как сказал кто-то из великих— это справедливость без милосердия. Мы были немилосердны к собственной памяти- сначала к государственному празднику, который отмечался триста лет подряд. Потом мы стали несправедливы к Дню Октябрьской революции.
Сегодня мы опять обретаем когда-то утраченный праздник, который 4 ноября отмечается как День народного единства.
Обретаем – с трудом. С ощущением непривычности. А ведь раньше было вполне привычным слышать от богобоязненной старушки о том, что «вот пройдет Казанская, а там и до Октябрьских недалеко». А убежденный коммунист мог обронить ненароком: «Казанская на носу, а у нас к Октябрьским праздникам еще ничего не готово!»
Ничего этого не осталось, только странное ощущение преследует: будто и праздник на дворе, и нет его. И – парад. В рабочий день.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Михаил Ножкин, актер, поэт
- 7 ноября для меня много значит. Это начало Советского Союза, великой цивилизации. Революция назрела за века, потому что в нашей стране были рабы и господа. Беда в том, что протестное движение, которое веками созревало использовали провокаторы типа Троцкого. И стравили нас в Гражданскую войну и еще хотели втянуть в Мировую революцию. Мы только потом в себя пришли, когда Троцкого из страны выдворили и всю эту революционную шушеру придавили.
Страна начала развиваться. Победили безграмотность. Не было бездомных детей. Расцвела культура. Построили бесклассовое общество – это самая большая победа. Это очень важно. Были люди побогаче, победнее. Но не было такого: «Я – господин богатый, а ты раб ничтожный». А сейчас многие ошалели от ворованных денег. В СССР было равенство. Кто хотел честно заработать, ехал в Заполярье и получали оклады в три раза больше, потому что там больше трудились. И все было справедливо. Советский Союз – это была великая страна. В лаптях ходили в 1925 году, а потом прошла первая пятилетка и появился первый лучший в мире бомбардировщик. И Чкалов на нем перелетел в Америку. Все ахнули. В 40-е годы запустили катюши, танки.
В 30-е годы закладывали все фундаментальные научные институты. Были, конечно, и негодяи, и вредители, и диверсанты, и несогласные. Но миллионы людей трудились на благо своей страны, потому что знали, что живут в справедливом обществе. А сейчас посмотрите, какое колоссальное у нас социальное расслоение. А раз есть классы – будет и классовая борьба. Поэтому 7 ноября нельзя вычеркивать из нашего календаря. Не случайно, что все социологические опросы показывают – надо взять все лучшее из Советского Союза: бесплатное образование, бесплатную медицину, крепкую армию, авторитет в мире и принцип – человек человеку брат. (подробнее читайте здесь)
Андрей Дементьев, поэт
- Я выходец из советского времени. Большую часть жизни прожил при советской власти. У нас в доме, я помню с детства – всегда отмечали 7 ноября. И бабушка с дедушкой, и родители. Историю нельзя забывать. Как французы помнят Великую Французскую революцию и ее деятелей. Она тоже не была бескровной. Они казнили и Робеспьера, и Дантона. И был убит Марат. В Париже в одном из дворов стоит памятник гильотине. Который придумал гильотину. Великая октябрьская революция принесла не только плохое. Но много хорошего. Хотя надо признать – это были чудовищные времена и социальные потрясения.
У меня вся семья была репрессирована. Дедушки погибли, отец сидел. Но если только зацикливаться на этом – тогда вспоминать нечего. Но я вспоминаю о советской эпохе другое. Как мы, будучи молодыми парнями и девчонками ездили на БАМ, мы строили дороги. Мы занимались в секциях «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Время все ставит нас вои места. Положительное остается в одной стороне, отрицательное – в другой. Я бы сказал, что забывать свою историю не надо. Ее не вырежешь из страниц учебника. Надо с уважением относится к тем, кто погиб в Революцию и Гражданскую войну.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Праздничная каша
Колонка обозревателя "ВМ" Георгия Бовта
Что-то мы, мне кажется, подзапутались с праздниками. Начало ноября – почти нескончаемая праздничная неделя. Но так получается, что каждый празднует что-то свое. Плюс еще школьные каникулы, традиционно – праздник непослушания и исполнения детских капризов. Официальный праздник-выходной, правда, один. День народного единства.
Это праздник совсем молодой, отмечается с 2005 года. Он еще не укоренился, не пустил корни традиций, к нему еще многие не привыкли. Повод, по которому он учрежден – окончательное освобождение Москвы от поляков в годы Смуты, слишком сильно отстоит от нас по времени и практически никаких ассоциаций не вызывает. Те, кто пробовал разобраться в исторической каше по фильму «1612», думаю, еще больше запутались, поскольку в картине строгой исторической правды, на мой взгляд, меньше, чем кот наплакал. И всегда найдутся умники, которые вам скажут, что именно 4 ноября в 1612 году в Москве ничего такого не было. Да и вообще тогда по обе стороны баррикад были наши – казаки, бояре, гулящие люди. А прими тогда польский царевич Владислав православие (к чему его, собственно, некоторые наши и склоняли) еще неизвестно, как повернулась бы история. Кстати, 4 ноября люди православные отмечают очень важный свой праздник – День Казанской Божьей матери.
По социологическим опросам, большинство россиян пока, увы, не склонны были отмечать День народного единства. Для более чем половины он – не более чем дополнительный выходной. Хотя число воспринимающих его как официальный праздник со смыслом, растет. Но медленно. (читайте далее....)