- Город

Праздник, который больше не с тобой

Сергей Собянин: Достроим южный участок БКЛ метро в 2021 году

Мишустин и Медведев обратились к кабмину после беседы тет-а-тет

Платные парковки появятся на 80 столичных улицах

Ксения Пунтус лично рассказала о произошедших с ней событиях

Школьник в Москве избил учительницу и разнес кабинет

Зачем России понадобился ледокол за 127 миллиардов рублей

Актриса Екатерина Климова рассказала о бывших мужьях

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Кадыров временно оставил пост главы Чечни

Названы пять симптомов рака, которые игнорирует большинство людей

Мишустин рассказал Познеру о трех своих желаниях

Диетолог объяснила, где грань между ожирением и физиологией

Композитор Дунаевский объявил о разводе с седьмой женой

Названы привычки, которые продлят жизнь на десять лет

Праздник, который больше не с тобой

А ведь седьмого ноября мог бы случиться праздник. Даже не так – Праздник с большой буквы. Потому что – Красный день календаря.

Ну, был же он раньше. Когда непременно накрывался стол, вокруг которого собиралась семья и говорила. Просто говорила. Причем не о политике.

Это был странный праздник. Не поднимали же мы за столом, в самом деле, бокалы «За великую Октябрьскую!» Или «За вождей пролетариата – до дна!»

Глубокая идейная подоплека 7 ноября давным-давно расплескалась где-то за одним из поворотов истории страны, растворилась в военном лихолетье, пыли так и не поднятых целинных земель и кукурузных полей. Так бывает – хорошо идет разговор, хоть и не помним, с чего его начали. Просто хорошо сидим.

Обязательной приметой поздней осени был парад. Он есть и ныне, разве что сегодня к прежнему его восприятию у многих добавилась ностальгическая нотка – воспоминание о том, какой мощной была держава. Ну и надежда, наверное, - на то, что страна встала с колен и не упадет на них, дробя суставы, вновь.

[OBJ Парад на Красной площади 7 ноября 1971 года]

В 2005 году это Праздник странно разделили, будто листок с красной датой порвали на две половинки. Идея подмены была понятна – политически важно было нейтрализовать идейную составляющую седьмого ноября. Так в нашем календаре появился День народного единства. Но в конечном итоге не получилось ничего, кроме восстановления исторической справедливости. Потому что день Казанской иконы Божией матери был государственным праздником, который большевики в 1917 году отменили. Вот что писал по этому поводу большевистский поэт Джек Алтаузен, известный деятель Пролеткульта:

Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
Случайно мы им не свернули шею
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Россию!
А может, лучше было не спасать?

Но в конечном итоге получилось так, что время и смерть все расставила по своим местам. Джек Алтаузен, призывавший «не спасать Россию», добровольцем пошел на фронт спасать эту страну в Великую Отечественную. В 1941 году, когда советская армия отступала и солдат награждали не очень охотно, он получил орден Красного знамени. А в 1942-м погиб в страшной мясорубке под Харьковом. Имя поэта высечено на мемориальной доске в Центральном доме литераторов в Москве.

Отменив 7 ноября, мы таким образом вроде бы восстановили историческую справедливость. А что она, если честно, так уж сильно была нужна?

Самое ужасное на свете, как сказал кто-то из великих— это справедливость без милосердия. Мы были немилосердны к собственной памяти- сначала к государственному празднику, который отмечался триста лет подряд. Потом мы стали несправедливы к Дню Октябрьской революции.

Сегодня мы опять обретаем когда-то утраченный праздник, который 4 ноября отмечается как День народного единства.
Обретаем – с трудом. С ощущением непривычности. А ведь раньше было вполне привычным слышать от богобоязненной старушки о том, что «вот пройдет Казанская, а там и до Октябрьских недалеко». А убежденный коммунист мог обронить ненароком: «Казанская на носу, а у нас к Октябрьским праздникам еще ничего не готово!»

Ничего этого не осталось, только странное ощущение преследует: будто и праздник на дворе, и нет его. И – парад. В рабочий день.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Михаил Ножкин, актер, поэт

- 7 ноября для меня много значит. Это начало Советского Союза, великой цивилизации. Революция назрела за века, потому что в нашей стране были рабы и господа. Беда в том, что протестное движение, которое веками созревало использовали провокаторы типа Троцкого. И стравили нас в Гражданскую войну и еще хотели втянуть в Мировую революцию. Мы только потом в себя пришли, когда Троцкого из страны выдворили и всю эту революционную шушеру придавили.

Страна начала развиваться. Победили безграмотность. Не было бездомных детей. Расцвела культура. Построили бесклассовое общество – это самая большая победа. Это очень важно. Были люди побогаче, победнее. Но не было такого: «Я – господин богатый, а ты раб ничтожный». А сейчас многие ошалели от ворованных денег. В СССР было равенство. Кто хотел честно заработать, ехал в Заполярье и получали оклады в три раза больше, потому что там больше трудились. И все было справедливо. Советский Союз – это была великая страна. В лаптях ходили в 1925 году, а потом прошла первая пятилетка и появился первый лучший в мире бомбардировщик. И Чкалов на нем перелетел в Америку. Все ахнули. В 40-е годы запустили катюши, танки.

В 30-е годы закладывали все фундаментальные научные институты. Были, конечно, и негодяи, и вредители, и диверсанты, и несогласные. Но миллионы людей трудились на благо своей страны, потому что знали, что живут в справедливом обществе. А сейчас посмотрите, какое колоссальное у нас социальное расслоение. А раз есть классы – будет и классовая борьба. Поэтому 7 ноября нельзя вычеркивать из нашего календаря. Не случайно, что все социологические опросы показывают – надо взять все лучшее из Советского Союза: бесплатное образование, бесплатную медицину, крепкую армию, авторитет в мире и принцип – человек человеку брат. (подробнее читайте здесь)

Андрей Дементьев, поэт

- Я выходец из советского времени. Большую часть жизни прожил при советской власти. У нас в доме, я помню с детства – всегда отмечали 7 ноября. И бабушка с дедушкой, и родители. Историю нельзя забывать. Как французы помнят Великую Французскую революцию и ее деятелей. Она тоже не была бескровной. Они казнили и Робеспьера, и Дантона. И был убит Марат. В Париже в одном из дворов стоит памятник гильотине. Который придумал гильотину. Великая октябрьская революция принесла не только плохое. Но много хорошего. Хотя надо признать – это были чудовищные времена и социальные потрясения.

У меня вся семья была репрессирована. Дедушки погибли, отец сидел. Но если только зацикливаться на этом – тогда вспоминать нечего. Но я вспоминаю о советской эпохе другое. Как мы, будучи молодыми парнями и девчонками ездили на БАМ, мы строили дороги. Мы занимались в секциях «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Время все ставит нас вои места. Положительное остается в одной стороне, отрицательное – в другой. Я бы сказал, что забывать свою историю не надо. Ее не вырежешь из страниц учебника. Надо с уважением относится к тем, кто погиб в Революцию и Гражданскую войну.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Праздничная каша

Колонка обозревателя "ВМ" Георгия Бовта

Что-то мы, мне кажется, подзапутались с праздниками. Начало ноября – почти нескончаемая праздничная неделя. Но так получается, что каждый празднует что-то свое. Плюс еще школьные каникулы, традиционно – праздник непослушания и исполнения детских капризов. Официальный праздник-выходной, правда, один. День народного единства.

Это праздник совсем молодой, отмечается с 2005 года. Он еще не укоренился, не пустил корни традиций, к нему еще многие не привыкли. Повод, по которому он учрежден – окончательное освобождение Москвы от поляков в годы Смуты, слишком сильно отстоит от нас по времени и практически никаких ассоциаций не вызывает. Те, кто пробовал разобраться в исторической каше по фильму «1612», думаю, еще больше запутались, поскольку в картине строгой исторической правды, на мой взгляд, меньше, чем кот наплакал. И всегда найдутся умники, которые вам скажут, что именно 4 ноября в 1612 году в Москве ничего такого не было. Да и вообще тогда по обе стороны баррикад были наши – казаки, бояре, гулящие люди. А прими тогда польский царевич Владислав православие (к чему его, собственно, некоторые наши и склоняли) еще неизвестно, как повернулась бы история. Кстати, 4 ноября люди православные отмечают очень важный свой праздник – День Казанской Божьей матери.

По социологическим опросам, большинство россиян пока, увы, не склонны были отмечать День народного единства. Для более чем половины он – не более чем дополнительный выходной. Хотя число воспринимающих его как официальный праздник со смыслом, растет. Но медленно. (читайте далее....)

Новости СМИ2

Георгий Бовт

Против кого дружить будем

Игорь Воеводин

75 лет освобождению Варшавы: в чем вина русских

Анатолий Горняк

Маме — 13, папе —10. Почему беременеют дети

Виктория Федотова

Бесплатный интернет нужен как воздух

Ирина Алкснис

Очерчены контуры новой стабильности

Екатерина Рощина

Учительнице в белье не место в школе

Алиса Янина

Волочкова на шпагате, или Женщина с веслом

Жизнь во льдах. Какие задачи могут выполнять самые мощные корабли

Школьница придумала проект, который помогает людям

Учитесь анализировать и делать выводы

Тайный ингредиент вкусной выпечки