Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Все, что требует желудок, тело и ум

Общество
«У меня гроб, как огурчик, отборный, на любителя», — говорил мастер Безенчук из погребальной конторы «Милости просим» Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову. Но можно ли признать это предложение со слезой в голосе рекламой в современном понимании? Точно так не тянет на рекламу древнеегипетский папирус с объявлением о продаже раба или песня «Эх, полным-полна коробушка, есть и ситец, и парча».

Реклама — продукт технологической революции, результат книгопечатания и развития средств массовой информации. Как с авторством паровой машины или радио, у печатной рекламы множество родителей. Во Франции пальму первенства отдают врачу Теофрасту Ренодо, который в XVII веке в газете стал размещать объявления. В США отцом — основателем рекламы считается Бенджамин Франклин, светлый лик которого мы видим на купюре в 100 долларов, впрочем, совсем за другие заслуги. В России в том же XVII веке широкое распространение получили веселые народные лубки, аналог рекламных листовок, которые мы находим в почтовых ящиках. Лубками зачитывались дети царя Алексея Михайловича, что, не исключено, подтолкнуло царя Петра к созданию первой русской газеты.

Реклама в современном смысле — дитя индустриальной революции и массовой культуры. Лучший стимул для расцвета рекламы — конкуренция и общество массового потребления, где погоня за товаром заменяет смысл жизни. Появление фотографии, а затем телевидения, превратило рекламу в новое направление массовой культуры, где возможны свои шедевры и знаковые персонажи. Например, незабываемый Леня Голубков («Я не халявщик, я партнер!») или «Всемирная история» от банка «Империал», который бесславно почил в бозе. Получается, реклама пережила предмет, который она продвигала в сознание потребителя.

Была ли реклама в СССР? Классиком советской рекламы является Владимир Маяковский, который служил в «Окнах РОСТ». Непревзойденные шедевры — «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет» или «Все, что требует желудок, тело и ум — все человеку предоставляет ГУМ». Некоторые тексты Маяковского обнаруживают провидческий дар — «Украинцев и русских клич один — да не будет пан над рабочим господин!» На рекламной выставке в Париже в 1925 году Маяковский и художник Александр Родченко получили серебряную медаль. Кстати, в конце 1920-х — начале 1930-х Родченко работал фотокорреспондентом в «Вечерней Москве».

Все, что требует желудок, тело и ум Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Не надо забывать, что это было время нэпа с относительным изобилием товаров. Классическая советская экономика создала всеобщий дефицит едва ли не на всех направлениях. Поэтому реклама в СССР всегда вызывала усмешку. «Летайте самолетами «Аэрофлота» и «Храните деньги в Сбербанке» — как будто были другие варианты. Замечательный фильм «Карьера Димы Горина» даже начинался с недвусмысленной рекламы сберкасс.

Однако СССР был несомненным пионером и лидером на новом направлении рекламы. Пропаганда — никто и никогда не вкладывал столько сил и средств в рекламу социалистического образа жизни, как советская власть. Сейчас в ходу термин «мягкая сила», но вырос он из тех зерен, которые заложила советская пропаганда. Армия идеологических работников всех мастей напоминала рекламных агентов с высшим образованием. По прошествии времени и зная результат, с печалью можно признать, что работники идеологического фронта в чем-то сродни гробовому мастеру Безенчуку из «Милости просим».

Еще одним открытием нашей рекламы в новейшие времена, когда общество, не успев опомниться от удушливого дефицита, в 1990-х годах очутилось в товарном изобилии, стало продвижение самых дорогих брендов в ущерб здравому смыслу. В западных глянцевых журналах рассказывалось, как купить хороший пиджак за 5 долларов, а в России реклама объясняла, что реальный чел не может выйти из дома в пиджаке дешевле пяти сотен.

Теперь рекламный бизнес в России преодолел стадию роста и стал, как и положено, важной частью экономики. Можно не верить рекламе, но жить без нее было бы трудно и скучно.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.