«Как Чернобыль»: эколог оценила последствия разлива нефтепродуктов в Норильске

Общество

Владимир Путин одобрил введение ЧС в Норильске после крупного разлива нефтепродуктов на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании. Сообщается, что всего разлилось около 20 тысяч кубометров топлива.

«Вечерняя Москва» поговорила со старшим научным сотрудником ВНИРО, членом Национального комитета экологической безопасности, членом экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, кандидатом биологических наук Анной Ридигер, рассказавшей, к чему может привести инцидент.

— Разлив нефтепродуктов — очень страшная вещь, причем неважно каких — соляры, бензина. Все это многокомпонентные вещества, где разные элементы по-разному воздействуют на разные ниши. Но есть и общие тенденции. Во-первых, это углеводородная пленка, которая закрывает всю поверхность воды. Ну вот представьте себе, если бы нам перекрыли дыхание. Во-вторых, это токсиканты, ядовитые вещества, которые частично растворимы, а частично осаждаемы, — отметила Ридигер. — Ядовитые вещества опасны для всего гидробиоценоза.

Особую опасность ЧП придает то, что нефтепродукты разлились именно в реке, проточном водоеме, что значительно усложняет сбор опасных веществ.

— Распространение в этом случае крайне трудно локализовать. Обычно разливы собирают механически либо с помощью бактерий, но река постоянно находится в движении. От того, какое количество нефтепродуктов оказалось вылито, как быстро они начнут оседать и связываться с живыми организмами, будет зависеть масштаб бедствия. Разумеется, это еще и информационная беда. Прекрасно помню ситуацию с Чернобылем, когда не принимались никакие адекватные действия до того, как опасность заметили шведы. Здесь время тоже оказалось упущено, — считает Ридигер.

Вместе с тем эколог отметила, что упущенное время не повод опускать руки — необходимо предпринимать все возможные меры для минимизации последствий разлива. Первым делом нужно пройти вниз по течению и выяснить, насколько далеко зашел разлив.

— После этого можно будет оценить масштабы произошедшего. С помощью экомониторинга оценить концентрацию нефтепродуктов и принимать решение о дальнейших действиях. Все, что можно, убирается механически, поднимается поверхностный слой и собирается. Это уже и так делают, в этом вопросе у нас есть большой опыт. То, что не вышло собрать вручную, съедают бактерии по принципу биотуалета. Единственное — нужно выбирать «правильные» виды бактерий, чтобы их работа не привела к другим негативным последствиям, — сказала Ридигер.

Кроме тех проблем, которые возникли уже сегодня, эколог считает необходимым помнить и об отдаленных последствиях разлива. Это и генетические или хромосомные мутации гидробионтов, и сильное отравление, гибель отдельных популяций.

— То есть в перспективе люди могут остаться без рыбы, без водорослей. И я уже не говорю о такой очевидной вещи, что использовать эту воду в качестве питьевой нельзя категорически, — заключила Ридигер.

Напомним, 29 мая на территории ТЭЦ-3 произошел пожар, его площадь составила 350 метров. Причиной стал автомобиль, врезавшийся в хранилище с дизельным топливом. Возгорание не повлияло на работу ТЭЦ-3, в результате происшествия никто не пострадал.

Позже стало известно, что из-за аварии произошла разгерметизация, а горюче-смазочные материалы разлились на проезжую часть. Следственный комитет возбудил уголовное дело, власти региона ввели режим ЧС межмуниципального уровня. По предварительной информации, примерно 20 тысяч тонн дизельного топлива попали в ручей и реку Амбарную.

amp-next-page separator