Фото: ТАСС / Александр Рюмин

Идеальная демократия и вино после родов: откровения бывшего члена секты Виссариона

Общество

22 сентября в Красноярском районе Красноярского края был задержан экс-милиционер и слесарь Сергей Тороп. Он же Виссарион, лидер религиозной общины «Церковь последнего завета», считающий себя реинкарнацией Иисуса Христа. Также были задержаны помощники Виссариона, Вадим Редькин и Владимир Ведерников. Сообщается, что мужчины вымогали деньги у паствы, оказывали психологическое насилие.

«Вечерняя Москва» пообщалась с бывшим членом общины, прожившим там с 5 до 18 лет. Мужчина рассказал, как на самом деле жили в «Церкви последнего завета».

Неизбежный апокалипсис

Впервые Тороп заявил о себе в 1991 году, произнеся проповедь и объявив о создании «единой религии Земли». Через три года религиозное объединение было официально зарегистрировано и началось строительство общины, состоявшей, как ни странно, большей частью из интеллигентных и образованных людей: инженеров, агрономов, учителей, работников искусства и других.

В чем же состоит идея учения Виссариона? Прежде всего в том, что он является реинкарнацией Христа, а также, что апокалипсис неизбежен. Правда, дата его постоянно отодвигается. Дальше — смесь христианства, буддизма, индуизма и других учений. Исследователь современного религиозного сектантства Александр Дворкин в своей книге «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» описывал общину так:

— Вкратце неведомая доселе «великая тайна» Виссариона состоит в том, что существующее 2000 лет христианство — это вовсе не абсолютная богооткровенная истина, а лишь утратившая свое значение «часть единой истины», да и то в силу неразвитости «человеков» неправильно понятая и истолкованная. Взамен же предлагается «примитивно состряпанная теософская система, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных восточных религий: индуизма, буддизма, даосизма; языческие мифологии и модные нынче псевдовосточные гипотезы.

«Общине нужно помогать»

Наш собеседник, Александр Смирнов (имя изменено по просьбе героя — прим. «ВМ»), проживший в «Церкви» 14 лет до своего совершеннолетия, описывает организацию совершенно иначе — для него это новый тип общества и идеальная демократия:

— На мой взгляд, это просто объединение людей, решивших жить по-новому, по другим правилам. К сектанству это не имеет никакого отношения. Когда люди только приехали в город Солнца, там не было ничего вообще, только тайга, так что строиться начинали с нуля. Не было ни больниц, ни школ, да и сейчас государственных учреждений подобного рода нет. Поселение очень отдаленное. Тем не менее все дети учатся, поскольку в «Церкви» очень много образованных людей, они сами способны обучить школьной программе. У моего отца, например, два высших образования, одно из них получено за границей, он преподавал в европейской гимназии. Так что образование я получил хорошее.

Фото: ТАСС / Александр Рюмин

Большинство людей в общине заняты трудом на земле и во благо поселения: строят дома, общественные здания, выращивают овощи и фрукты, развивают животноводство, ремесло. Несмотря на кажущуюся независимость от внешних финансовых вливаний, деньги организации, по словам Александра, все-таки нужны:

— В поселении есть определенный налог, но это не конкретная цифра, а 10 процентов от дохода. В принципе, так же как и церковная десятина в православии. Но это, на мой взгляд, и понятно: не все можно сделать своими руками, общине нужно закупать учебники, образовывать детей, помогать тем, кто не может позаботиться о себе самостоятельно. По сути, то же, что и садовое товарищество: все скидываются на определенные общие нужды.

— А откуда берутся деньги, если все работают на земле?

— Тут — у кого как. Кто-то выезжает работать вахтовым методом, например, в качестве строителя. Таких людей много. Есть те, кто занимается ремеслом и потом продает свои изделия, оказывает услуги. Другие работают через интернет — мой отец, например, занимается репетиторством онлайн. А есть и такие, кто вообще решил уйти от денежной системы и просто занимается сельским хозяйством, работает на благо общины. В деньгах они ничего не зарабатывают. То есть именно случаев вымогательства, как пишут СМИ, я не знаю — просто каждый вносит свой посильный вклад, но происходит это точно не под давлением.

Что бы ни двигало Виссарионом, это точно не корыстный интерес, уверяет Александр. Хотя наш собеседник вспоминает, что были слухи о тех, кто отдавал Торопу все имущество и уезжал жить в общину.

— Это не какие-то стопроцентные доказательства, а просто на уровне слухов, — уточняет молодой человек. — Говорили, что еще в 90-х люди продавали, отдавали все общине и оставались буквально без штанов. Но это было тогда. Сейчас, уже на моей памяти, приезжали новые люди, оставались в поселении, но никому ничего не отдавали, разве что по собственному желанию и не в денежном эквиваленте. Например, один из тех, кого сегодня задержали, — крупный бизнесмен, занимается ландшафтным дизайном. На свои деньги он много делал и делает, разбил газоны, пруды — у нас вон даже карпы золотые плавают. То есть помощь идет, но не в карман Торопу, а на общее благо.

Жизнь по другим правилам

В любой секте существует жесткий список правил и обязанностей, за несоблюдение которых предусмотрено суровое наказание. Здесь, кажется, ничего особенно страшного нет, по крайней мере на первый взгляд.

— На территории нельзя курить, пить алкоголь, — рассказывает Александр. — Хотя с последним посвободнее стало в последнее время. Пьяниц, конечно, нет, но маме после родов, например, врач налил бокал вина. Также в «Церкви» не едят мясо, но мои родители стали вегетарианцами еще даже до того, как познакомились друг с другом, так что им это далось легко. Ну и еще никто не ругается матом. Я вообще вырос в такой атмосфере, где ни разу не видел пьяного человека, не видел взрослых, кричащих друг на друга или на детей нецензурной бранью.

Также два раза в неделю в общине проводятся службы в церкви: большая — по воскресеньям, укороченная — по средам. Какие-то вопросы, касающиеся жизни поселения, выносятся на общее собрание и решаются голосованием — как раз та «идеальная демократия», о которой говорил Александр.

Фото: ТАСС / Александр Рюмин

— Каких-то жестких наказаний за нарушение правил нет, — продолжает собеседник «ВМ». — Могут только лишить статуса, попросив переехать из поселения. Но нужно понимать, что это место специально создано для жизни по таким правилам. Это то же самое, что прийти в монастырь и начать там дебоширить. И поселение действительно похоже на монастырь, просто немного с другими правилами. И если приедешь сюда, начнешь пить, посылать соседей, тебя как минимум спросят, а зачем ты вообще тогда сюда пришел?

Другой вид наказания — запрет на участие в воскресных служениях и запрет присутствия на общих собраниях. То есть, по сути, лишение права голоса в жизни общины.

Художник в красивом доме

Каким же видели Виссариона жители общины? Верили ли они ему? В глазах Александра он, конечно, не бог. Но и назвать его лидером тоталитарной секты, по словам мужчины, язык не поворачивается:

— Суть религии Торопа в том, что человечество само ведет себя к краху своим отношением к природе, эгоистичным образом жизни. Все это разрушает окружающий мир и общность людей. Этот путь не ведет ни к чему хорошему, потому необходимо научиться другому типу существования, более партнерскому, что ли… Каких-то глобальных миссий и целей не ставилось — то есть Виссарион не агитировал кого-то ходить по миру с проповедями. Он делал акцент на том, чтобы те, кто уже живет здесь, научились жить в мире и согласии. Все в общине крутилось вокруг человеческих взаимоотношений. Себя же он называл реинкарнацией Христа.

— И люди в это верят?

— В общем верят. Но опять же — это определенного рода монастырь, и если не веришь, нет смысла и приезжать. Но, кроме города Солнца, есть и другие поселения, также относящиеся к «Церкви». Там все по-разному. Есть те, кто жил там и раньше и не особенно верит Торопу. Встречаются и такие, кто верил когда-то, теперь — перестал, но людей устраивают образ жизни, уклад, потому уезжать куда-то не хочется. То есть если ты не веришь в Виссариона, изгонять тебя никто не станет — просто живи по местным обычаям, не мешай другим. В целом это совсем неплохое место для жизни, очень развитое в социальном плане: есть куча кружков, секций, школ. Хочешь научиться танцам, песням — пожалуйста, строительству — легко. И это на самом деле удивительно — пока по всей России деревни вымирают, здесь они, наоборот, развиваются. Община — очень неплохое место для спокойной, мирной жизни.

Самого Виссариона местные видели не так часто. По словам Александра, свободно он по улицам не ходил — являлся только на воскресные службы и собрания общины, где разговаривал с населением, отвечал на вопросы:

— Он также хороший художник, пишет фотореалистичные картины. Очень спокойный, говорит тихо, как будто чуть поодаль. Ведет достаточно комфортный образ жизни, не такой, как большинство людей в поселении. У него большой и красивый дом, ухоженный участок. Но вместе с тем я никогда не слышал от него ни требований, ни просьб вложиться во что-то нужное именно ему, что-то купить. Хотя, конечно, есть немалое количество людей, которые действительно его боготворят и готовы отдать последнее, чтобы сделать его жизнь более комфортной. Но люди все разные, есть и фанатики, и полубезумные, уверенные, что достигли какого-то просветления. Впрочем, я не думаю, что во всем здесь виновата религия Виссариона — точно таких же полно в любой конфессии.

— А откуда у него в доме оружие, алкоголь?

— Вот здесь, честно, не знаю. Но могу сказать, что у некоторых в нашем поселении были ружья, многие задумывались о том, чтобы их приобрести. Но дело здесь совсем не в том, о чем вы подумали. Мы живем в тайге, в прошлом году были случаи, когда в поселение заходили медведи. Один даже терся о стены дома наших соседей, в окна заглядывал, кур съел. Жизнь в таком месте предполагает определенную опасность, потому местные действительно задумались о том, что как-то от хищников нужно себя защищать.

Знания против поклонения

За что задержали лидера такого идеального сообщества, объяснить себе Александр не может. Возможно, по мнению собеседника «ВМ», мужчина перешел кому-то дорогу, может, кто-то просто невзлюбил за его пророчества:

— Я уверен только в том, что никаких противозаконных действий, которые могут являться чертами секты, там не было. Да, были эпизоды поклонения Виссариону как божеству — но это особенность человека, такое есть в любой культуре. Может, что-то плохое произошло не в городе Солнца, а в одном из других поселений, жители которых, как ни странно, нередко ссорятся между собой. Случаются конфликты, которые потом все вместе стараются решать. В общем, не знаю, тут не угадаешь. Могу только сказать, что лично я вырос в абсолютно мирной и спокойной атмосфере, мне трудно предположить, что там могло пойти не так.

Александр ушел из общины, как только ему исполнилось 18 лет. Молодой человек не считает себя верующим, оставаться в глухой тайге без образования ему было неинтересно — хотелось учиться. Как ни странно, никаких возражений, по его словам, такое желание не вызвало:

— Меня никто не удерживал. Несмотря на то, что это место я считаю своим домом, ни к какой религии себя не отношу. А оставаться в городе Солнца имеет смысл только в том случае, если ты искренне веришь Виссариону и готов принимать правила, по которым там живут. Но я захотел учиться. Мне на самом деле еще очень повезло с родителями — они очень образованные люди, учили меня ценности знаний, тому, как важно найти себя в этом мире. Сейчас я занимаюсь строительством, проектированием домов и очень люблю свою работу.

Мистическое наказание

История Александра довольно красива. Перед нами предстает картина практически узника совести — оболганного религиозного деятеля, создавшего новый тип демократического общества и ни за что обвиненного в нарушении прав человека. К сожалению, все далеко не так просто. О том, что на самом деле стоит за словами молодого строителя, рассказал судебный эксперт, религиовед Игорь Иванишко:

— Удивительно, но даже те, кто вышел из этой организации, нередко дают ей более чем положительные характеристики. Дело в том, что нередко они очень боятся мистического наказания: как о покойнике нужно говорить либо хорошо, либо ничего, так и здесь — нельзя говорить ничего против учителя. Сначала он представлялся как пророк от Иисуса Христа, потом вдруг сам стал Христом, потому теперь того, кто поднимет руку на самого Господа, безусловно, ждет кара.

Видео: СК РФ

Есть и более любопытные примеры. По словам Иванишко, существуют и те, которые называют себя бывшими участниками секты, на самом деле являясь действующими ее адептами. Они сидят на форумах, общаются с людьми и проповедуют о том, как прекрасна жизнь в общине. В частности, многие из таких лиц задействованы в деревянном строительстве: возведении изб, бань и прочего. Наш Александр как раз из них.

— Торопу предъявят обвинения по 239-й статье УК РФ («Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» — прим. «ВМ») и 111-й («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» — прим. «ВМ»). А это очень тяжелые статьи, за последнюю предусматривается до 12 лет лишения свободы, — заявляет Иванишко.

Так за что такому святому человеку грозят такие серьезные сроки? По словам эксперта, на территории секты зафиксировано несколько необъяснимых фактов смерти:

— Нашли трупы недалеко от города Солнца. Есть предположение, что люди пытались сбежать и замерзли по дороге. Потом в самом поселении ведь нет ни врачей, ни органов управления — никого, кто мог бы юридически оформить тот факт, что смерть была ненасильственной. То есть человек просто умер и его просто закопали. Жалоб, заявлений о случаях физического, психологического насилия на самом деле огромное количество, но долгое время никто не предпринимал усиленных действий, чтобы это прекратить. Вы представляете, люди бежали из Красноярска в Москву, чтобы получить хоть какую-то помощь. Сейчас красноярских следователей отстранили от дела, потому что начали разбираться и выяснили, что оснований для проверки была масса. Это информация о насилии, доведении до самоубийства и даже покушении на изнасилование несовершеннолетней девочки — причем не только со стороны Виссариона, но и других мужчин.

«Договор с Христом»

Были у Торопа и не насильственные, а чисто коммерческие дела. На него неоднократно подавали в суд, но грамотные юристы и защитники помогали лже-Христу легко уходить от наказания, объясняет эксперт:

— Допустим, продает человек квартиру и отправляет деньги Торопу, чтоб построили ему в городе Солнца дом, поближе к пророку. Деньги уходили в карман Торопу, а получалось в итоге так, что договор о продаже квартиры есть, а о покупке нового дома в городе Солнца — нет. «А что вы, с Христом хотите документы подписывать?» — спрашивал тогда пророк. И все. Все подобные дела оставались без судебной перспективы, ведь никаких доказательств передачи денег Виссариону не было.

Возникает логичный вопрос, почему, раз было столько жалоб, обращений, вопиющих случаев нарушения прав человека, мы практически ничего об этом не знаем?

— Был такой случай, когда мужчина из поселения уехал якобы в магазин за продуктами и сбежал, — рассказывает эксперт. — Уехал в Москву, здесь рассказал о том, что происходило в общине, о наказаниях, которым подвергались люди. Рассказывал о произошедшем и в социальных сетях. Только вот у Торопа довольно много сторонников, которые сидят и последовательно пишут жалобы на каждое подобное обращение. В итоге информации о всех фактах насилия была масса, но большинство уже заблокировано адептами пророка.

Где в этой истории правда, а где преувеличение, вымысел — разбираться следователям. Но хочется надеяться, что если хотя бы часть из предъявленных Виссариону обвинений окажется правдой, наказания избежать ему не удастся даже при участии самых грамотных адвокатов.

Читайте также: Патриарх Кирилл утвердил решение суда о лишении сана схиигумена Сергия

amp-next-page separator