Последней каплей стала пробка: решение о строительстве метро приняли 15 июня 90 лет назад
15 июня 90 лет назад было принято решение о строительстве Московского метрополитена.
На состоявшемся 15 июня 1931 года пленуме ЦК ВКП(б) «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» был заслушан доклад тогдашнего руководителя Москвы Лазаря Кагановича, в котором он отмечал, что текущая работа по улучшению трамвайного хозяйства, его частичная реконструкция и расширение трамвайной сети, смягчая в известной мере транспортные затруднения города, на данном этапе их не разрешают. В связи с чем было принято решение, чтобы в 1932 году уже начать строительство метро в Москве.
— После этого действительно исторического решения события начали развиваться стремительно. 23 сентября 1931 года был организован Метрострой, а в ноябре на Русаковской улице был заложен опытный участок с целью изучения условий для подземных работ. В январе 1932 года руководством страны был утвержден план строительства первой линии от Сокольников до Парка культуры с ответвлением к Смоленской площади. Почти два года ушло на проектирование, подготовительные работы и устройство строительных площадок.
А уже 15 октября 1934 года от «Комсомольской» до «Сокольников» прошел пробный поезд. Пассажиры вошли на станции 15 мая 1935 года, — рассказал историк московского метрополитена Петр Новиков.
Однако и до революции были проекты строительства метрополитена в Москве. По словам Петра Новикова, первое предложение о строительстве в Москве электрической железной дороги, которая была прямо названа Metropolitain, было сделано в июне 1901 года потомственным дворянином Константином Трубниковым и инженером Константином Гуцевичем. Однако их проект Городской думой был отклонен без обсуждения. Также был проигнорирован проект управляющего Московско-Казанской железной дороги Антоновича и инженеров Голиневича и Дмитриева, который был издан в 1902 году в виде роскошной книги и предусматривал прокладку кольцевой и четырех радиальных линий, соединение с окружной железной дорогой и возведение центрального вокзала в районе Александровского сада.
К началу 1930-х годов споры о строительстве метрополитена достигли наивысшего накала.
Последней каплей стала самая катастрофическая пробка в Москве, случившаяся 6 января 1931 года. В этот день движение на Лубянской площади было парализовано. В гигантской пробке звонили трамваи, ржали кони, сигналили автомобили. Но ничего не помогало. До открытия метро оставалось три года.
ЦИФРА
13 станций было открыто в составе первой очереди столичного метро в первый день его работы.
КСТАТИ
Эмблему метро в виде большой буквы «М» разработал архитектор Иван Таранов, который, кроме того, спроектировал одиннадцать станций столичного метрополитена.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Легендарная пробка на Лубянской площади в начале 1930-х годов изображена даже на карикатуре художников Куприянова, Крылова и Соколова («Кукрыниксы»)
Читайте также: Главархив столицы рассказал, как появился Музей изобразительных искусств Пушкина