Валерий Костиков: Поэзия должна напоминать о вечном
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПоэт и преподаватель Валерий Костиков выпустил книгу «Античная луна». Он рассказал «Вечерней Москве» о задачах творчества, роли сна и поиске нового символизма.
— Валерий, почему вам так близки античные мотивы?
— Мне кажется полезным обращаться к опыту иных эпох. Античность — одна из самых прекрасных. Ее называют золотым веком человечества, в ней эстетизм был самим принципом восприятия действительности. И едва ли на земле когда-либо еще была такая концентрация чувственности и красоты. Думаю, что античность будет всегда актуальной. Все литературные дороги ведут к ней.
— Какой стиль стихосложения вам близок?
— Мне близки и традиционные формы, и белый стих, который тоже, кстати, берет начало в античности. А если говорить о направлении, то символизм. Но быть просто последователем неактуально. Мир кардинально изменился со времен Серебряного века. И речь не только о том, что теперь можно перелететь на другой материк за несколько часов.
Я говорю о нашем восприятии. В культуре постмодерна символ — просто знак, замещение отсутствующей вещи. В информационном обществе опыт, по сути виртуальный, воспринимается как реальный. Это совсем иная картина. И символизм должен быть иным. Также мне близок сюрреализм, его центральная категория — сны. Возможно, умение видеть их будет главным отличием человека от искусственного интеллекта.
— В чем, на ваш взгляд, главная функция поэзии в современном мире?
— Напоминать о вечном. Люди слишком увлеклись построением личных брендов, их монетизацией. И поэт должен говорить: «Друг, ты молодец, что стал иконой стиля, но что ты ставишь во главу угла?»
— Вы начали писать ближе к 30 годам. Была причина?
— Конечно! Любовь. Хотя пробовал писать еще в школе, первым стихотворением считаю то, что написал в 26 лет. Видимо, дозрел.
— Вы преподаете в вузе. Есть ли у студентов потребность в поэзии и если да, то в какой?
— Интеллектуальный современный студент понимает, что такое хороший текст. Но в отличие от прошлых поколений они воспитаны не на культуре слова. Это дети экранного века. Им ближе рэп или поп-музыка. Рэп с его рублеными строчками хорошо считывается клиповым мышлением, а «попса» сегодня цепляет не только простотой, но и сильными клипами. Поэту нужно искать способ донести свое творчество до слушателя. Многим помогают перформансы, музыкальное сопровождение.
— Должен ли поэт откликаться на ситуацию в мире? Или людям сейчас нужна не только гражданская лирика, но и стихи более «земные», простые, светлые?
— Думаю, нужно в се, что несет в себе правильные смыслы и поддерживает людей, не дает впасть в уныние. Но художник должен глубоко разобраться в ситуации, прежде чем реагировать на что-либо.
— Какова ваша цель?
— Поиск нового символизма, о котором говорил выше. А может, из сочетания символизма и сюрреализма родится нечто совсем другое. Не всегда, если искать путь в Индию, найдешь именно ее. Еще хочу поработать в прозе и кино. И сделать новые проекты со студентами из творческой студии.
ДОСЬЕ
Валерий Костиков родился 17 февраля 1983 года в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Кандидат филологических наук, преподает в РЭУ имени Плеханова. Руководит творческой студией медиаакадемии вуза.
В те дни, когда мы ничего не знали
О рок-н-ролле и гипертексте,
И пространство было сплошным и необтекаемым,
А время доминировало над памятью —
Горел единственный свет в окошке,
Один-единственный свет...
В те дни, когда мы ведать не ведали
О существовании
Великого Ничто и не врастали в него, как в Летучий Голландец
(«Часть корабля, часть команды»),
Мы игрались в игрушки мира,
Воспринимая их как реальность.