Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Перевоспитание врага трудом: чем должны искупить свою вину за разрушения украинские боевики

Сюжет: 

Спецоперация на Украине
Общество
Перевоспитание врага трудом: чем должны искупить свою вину за разрушения украинские боевики
Немецкие военнопленные, Калининский фронт, 1942 год / Фото: Борис Игнатович / Музей Москвы

Пленные украинские боевики должны искупить свою вину за разрушения гражданской инфраструктуры. И один из вариантов наказания — трудотерапия на благо Донбасса.

Восемь тысяч солдат киевского режима уже сдались в плен на Донбассе — такие цифры привел посол ЛНР в России Родион Мирошник. Число их до конца спецоперации будет только расти. После — трибунал, самых отпетых военных преступников и ярых нацистов, понятно, по законам военного времени. Кодексы ЛДНР позволяют. Остальных придется кормить, одевать, сторожить — «за так». Хотя есть и другой, рациональный вариант — послать пленных на Донбасс восстанавливать ими же и разрушенное. Опыт такой уже имеется.

Использование пленных немцев на работах в народном хозяйстве СССР допускалось уже в первые месяцы войны — положение о военнопленных было утверждено Совнаркомом 1 июля 1941 года. Правда, самих пленных тогда было мало, официальный учет выполненных работ практически не вели. Массовость явление стало набирать после Битвы за Москву и разгрома немецких войск под Сталинградом. Военнопленные разбирали завалы после бомбежек, готовили площадки под строительство и участвовали в самих стройках.

— Использование труда военнопленных было совершенно логично во время Великой Отечественной войны, — говорит москвовед Андрей Клюев. — Во-первых, хоть масштабы капитального жилищного строительства тогда были небольшими, но тем не менее даже в Москве несколько многоэтажных жилых домов построили. Возводили и корпуса для предприятий: и эвакуированных, и новых. Во-вторых, много строителей, рабочих ушли на фронт. И если высококвалифицированные кадры типа монтажников-высотников старались оставлять на производстве, то тяжелый, но не требующий особой подготовки труд — рытье траншей, замешивание бетона, кладку кирпичей — вполне разумно было обеспечить за счет пленных.

По словам Клюева, в столице один из показательных проектов того времени был на Фрунзенской набережной. Там в первые годы войны были построены, несмотря на бомбежки гитлеровской авиации и нехватку специалистов, жилые дома № 4 и № 8. Начали их возводить советские специалисты, а доделывали уже при участии немцев. Символично, что отдали новостройки под расселение офицеров Красной армии и НКВД.

Перевоспитание врага трудом: чем должны искупить свою вину за разрушения украинские боевики Попавшие в плен солдаты вермахта на общественных работах в Севастополе, 1944 год / Фото: Е. А. Халдей / МАММ / МДФ

Во время войны часть немецких пленных использовалась на строительстве новых и ремонте старых фабричных зданий неподалеку от нынешних станций метро «Шоссе Энтузиастов» и «Авиамоторная», а также на территории завода имени Сталина, который потом стал именоваться ЗИЛ. Работа ли пленные и на стройплощадке знаменитой высотки МГУ имени Ломоносова — тогда им доверили закладку фундамента. Однако пик «трудотерапии» пришелся на первые послевоенные годы.

После Победы в столице запустили программу масштабной реконструкции городского хозяйства и строительства жилых домов. В первую очередь требовалось починить или даже проложить заново сотни десятки километров коммуникаций, восстановить разбомбленный жилой фонд и построить новые дома: население города росло быстрыми темпами. 20 ноября 1946 года депутаты Моссовета утвердили пятилетний план восстановления и развития городского хозяйства. Пленных тут же задействовали в строительных работах.

— С конца войны по 1955 год немецкие военнопленные, а также венгерские, румынские и прочие представители разгромленного гитлеровского блока, весьма активно использовались на восстановлении народного хозяйства СССР и на стройках социализма, — говорит Андрей Клюев. — В Москве их использовали сравнительно мало, чаще всего на рабочих окраинах.

Помпезные дома сталинского ампира в центре города строились без участия немцев. И повторю: пленных использовали только как чернорабочих, потому что целенаправленным поиском среди такого контингента людей с высокой строительной квалификацией никто специально не занимался. При этом были случаи, когда те из пленных, кто хорошо работал, приобретали какую-нибудь строительную специальность, например каменщика. Но в разрядной сетке они все равно высоко не поднимались.

Массово труд немцев использовался в программе типового жилищного строительства. Советские архитекторы Дмитрий Чечулин, Мигран Лисициан, Александр Арефьев и другие разработали несколько проектов малоэтажных домов (от двух до четырех этажей), скомпонованных в кварталы. Вот тут-то большое количество пленных пригодилось. Они быстро возводили жилье для москвичей на рабочих окраинах города. Тогда таковыми были районы Кунцево и шоссе Энтузиастов, Текстильщики и Перово, Измайлово и Тушино, участки на Хорошевском и Дмитровском шоссе.

— Все легенды о том, что немцы в Москве построили какие-то дома по чисто немецким технологиям и проектам и именно поэтому якобы те дома до сих пор хороши, являются только легендами. Никаких немецких разработок при Сталине в строительстве жилья не использовалось. Пленные возводили дома по советским проектам, созданным советскими архитекторами и инженерами. А вот немецкие разработки, кстати, старые, еще довоенные варианты дешевого малометражного жилья для рабочих, приказал использовать уже Никита Хрущев для своей программы пятиэтажек, — отмечает москвовед.

Построенные с участием пленных кварталы (москвичи еще называли их «немецкими городками») просуществовали недолго. В 1960-х их начали сносить и заменять на «хрущевки», а в1970-х они уступили место панельным многоэтажкам, какими сейчас укомплектовано большинство советских еще «спальных» районов. От послевоенных типовых построек в нынешней Москве остались лишь считаные единицы. Например, дом № 24, корпус 1, и дом № 28 по Владимирской улице в Перове, а рядом с ними — дома № 13 и № 10 на Зеленом проспекте. Они отличаются толстыми стенами с широкими подоконниками и высокими потолками.

Перевоспитание врага трудом: чем должны искупить свою вину за разрушения украинские боевики Пленные немцы разбирают завалы в Сталинграде / Фото: Томас Макавой

Использование военнопленных на работах во искупление их преступлений, конечно, не ограничивалось только восстановлением столицы. Значительный контингент был задействован при прокладке и строительстве Волго-Донского канала. Вдоль русла было обустроено несколько лагерей, откуда пленных и отправляли на работу. Причем немцев использовали не только на рытье канала, но и на отделочных работах, и на строительстве шлюзов. По словам Андрея Клюева, взятых в плен немцев и финнов после войны поставили отстраивать Ленинград. Анемецко-румынский контингент заставили трудиться на восстановлении Севастополя. Пленные участвовали в восстановлении Смоленска и Новгорода Великого, Калинина (ныне Тверь), Киева и многих других городов, через которые прошла война. Но больше всего народу было отправлено отстраивать заново Сталинград и Минск.

К слову, на восстановлении разрушенного хозяйства Донбасса пленных нацистов тоже использовали. По данным исследователя Алексея Акутина, они возвели несколько зданий в Донецке (тогда — Сталино) и Луганске (в том числе гостиницу «Октябрь»), прокладывали автомобильные и железные дороги, участвовали в строительстве поселков при шахтах № 5 «Трудовская», № 6 «Красная звезда» и № 9 «Капитальная», а также заводов и фабрик, в числе которых металлургический завод имени Сталина в Донецке и ныне печально известный комплекс «Азовсталь» в Мариуполе.

Таким образом, практика трудотерапии и перевоспитания у нас имеется. И если уж спустя почти 80 лет после Победы над фашизмом на Донбассе опять бесчинствуют нацисты, то и применить к ним опыт наших дедов и прадедов вполне уместно.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вадим Винер, юрист, политолог:

— Чтобы использовать пленных на работах, надо дать этому юридическое обоснование: они должны быть осуждены за военные преступления либо по другим статьям Уголовного кодекса РФ и приговорены к исправительным работам. С пленными немцами именно так и поступали. Наша современная юридическая база дает нам возможность точно так же поступать и с современными украинскими нацистами.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.