Фото: Антон Кардашов / АГН Москва

Не бензином единым: сколько стоит перевести машину на газ и какие преимущества получают водители

Общество

Государство будет возмещать россиянам 48 процентов от стоимости работ по переоборудованию автомобиля с бензина на газ вместо предусмотренных сейчас 24 процентов. Кроме того, в ближайшие годы в России увеличится количество газовых заправок. «Вечерняя Москва» разбиралась, почему государству выгодно переводить автомобили на газ, сколько это стоит и какие преимущества получают автомобилисты.

Существенная экономия, но не всегда

Как отметил президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, в России постепенно создаются комфортные условия для автомобилей на газу. Субсидирование работ по переоборудованию — хорошая возможность дополнительно увеличить привлекательность такого вида топлива, подчеркнул он.

— У нас есть большой избыток газа, его нужно продавать. Потребление газа сейчас зависит от инфраструктуры и возможности перевода автомобиля на газ. Если простимулировать перевод, то станций, где можно будет заправляться, в принципе, сейчас достаточно. Поэтому, наверное, это правильный ход — дать возможность помочь автомобилистам финансово, — уверен собеседник «ВМ».

Эксперт заметил, что газ значительно дешевле бензина. Если ГБО (газобаллонное оборудование — прим. «ВМ») станет дешевым или государство продолжит возмещать часть затрат на его установку, экономия будет понятной и существенной: переоборудование окупится за год-полтора, уточнил Ашихмин.

Автоэксперт Петр Баканов также отметил, что в перспективе переход на газ позволит автомобилистам сэкономить.

— Газомоторное топливо нужно для нескольких вещей. Оно более экологично: газ сгорает эффективнее и оставляет после себя меньше вредных выбросов. Благодаря газовому оборудованию люди могут экономить на топливе, особенно это важно для незащищенных слоев населения. Если вы поедете на юг России, там очень много машин будет работать на газомоторном топливе. Люди готовы заплатить за переоборудование машины, но в длительной перспективе это отобьется экономией на топливе, — рассказал специалист.

По словам Ашихмина, наибольшей популярностью автомобили на газу в РФ действительно пользуются в южных регионах: там почти весь частный транспорт перешел на газ, хорошо развита соответствующая инфраструктура. В других регионах газозаправочных станций пока меньше, отметил собеседник «ВМ».

Наиболее целесообразно устанавливать ГБО только тем, кто планирует ездить на большие расстояния или не собирается менять авто в ближайшее время, уточнил Баканов.

— Газ дешевле — это выгодно для тех, кто наматывает большие расстояния: такси, маршрутки, рейсовый транспорт. Окупается газобаллонное оборудование именно за счет сочетания низкой цены топлива и больших пробегов. Если у вас маленькие пробеги в городе, устанавливать оборудование нет ни малейшего смысла — отбивать будете очень долго. Либо можно установить, если точно планируете ездить на этом автомобиле в ближайшие пять–семь лет, — объяснил специалист.

Баканов уточнил, что в России большинство газовых заправок предлагают пропан-бутан, количество метановых заправок пока невелико. Однако метан безопаснее, поэтому автопроизводители начинают активнее смотреть в его сторону, подчеркнул эксперт.

Установка — только в официальных мастерских

Ашихмин отметил, что ГБО является безопасным, если не допускать нарушений при монтаже.

— Если такое оборудование качественно выполнено, соответствует всем нормам, то оно безопасно. А если появляется кустарщина или нарушения при установке, тогда оно уже взрывоопасно. Но кустарно никто не переоборудует, так как могут быть серьезные последствия, — объяснил собеседник «ВМ».

По словам Баканова, теоретически любой механик с опытом или человек, который разбирается в топливных системах, может установить ГБО сам. Но газ — невероятно летучее и горючее вещество, поэтому его установка обязательно должна производиться сертифицированным центром, подчеркнул автоэксперт.

При установке ГБО нужно ответственно подойти и к выбору оборудования, уверен специалист. Кроме того, надо быть готовым к уменьшению объема багажника.

— Важно, чтобы было хорошее современное газовое оборудование со своим блоком управления, со своими форсунками и т. д. Баллон ставится в багажник. Это вынужденная мера: если машина не предназначена для газа изначально, других мест для размещения баллона там нет, если не говорить о коммерческом транспорте, — отметил эксперт.

Цена «гуляет»

По словам Баканова, стоимость установки ГБО зависит от разных факторов.

— Влияет то, насколько оборудование современное. Например, у нас уважается итальянское оборудование. Также оказывает влияние прайс на установку, разные мастерские по-разному оценивают эту работу. Я думаю, стоимость сейчас будет не ниже 45 тысяч и вряд ли выше 80 тысяч, — отметил собеседник «ВМ».

Специалист обратил внимание, что цены на ГБО «гуляют» в том числе из-за дефицитных позиций. Так, из магазинов начинают пропадать хорошие газовые баллоны из композитных материалов, потому что они производились в странах, поставки из которых нарушены. Не стоит ждать снижения цен на ГБО: оно, скорее, будет дорожать, особенно если содержит импортные комплектующие, подчеркнул Баканов.

Нужно регистрировать

После установки ГБО крайне важно зарегистрировать изменения в ГИБДД, заметил Баканов. При этом компании, занимающиеся установкой баллонов, обычно дают весь необходимый пакет документов для перерегистрации. Это поможет водителю пройти все бюрократические проволочки без затруднений, подчеркнул автоэксперт.

В противном случае водитель может столкнуться с проблемами, предупредил собеседник «ВМ».

— Если вам нужно будет ставить машину на учет, вас просто развернут на площадке осмотра — скажут вносить изменения по ГБО и после этого приезжать. Еще бывают рейды, когда сотрудники ГИБДД прячутся возле газобаллонных заправок и на глазок оценивают, какая машина может быть оснащена незарегистрированным оборудованием. Штраф за это небольшой — всего 500 рублей, но ГИБДД может выписать требование об устранении неисправности за срок в 10 дней, — объяснил Баканов.

Если водитель не уложится в предписанный срок, его ждут санкции по статье 19.3 «Неисполнение законных требований сотрудника полиции». За это он может получить до 15 суток административного ареста или крупный штраф, заключил специалист.

Субсидии на перевод транспорта с бензина на метан для граждан и бизнеса будут увеличены в рамках государственной программы «Развитие энергетики». Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

— Новый порядок подразумевает повышение в 2022 году нормативов субсидирования в два раза — с действующих 24 до 48 процентов общей стоимости работ, — говорится в сообщении.

Кроме того, за пять лет в стране должны появиться около 1,3 тысячи новых метановых заправок.

amp-next-page separator