Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Владимир Пресняков-старший: Я всю жизнь отдаю долги

Общество
Владимир Пресняков-старший: Я всю жизнь отдаю долги
Владимир Пресняков-старший готов играть на саксе сутки напролет. / Фото: photoexpress

Работа надо новым альбомом  «свела вместе» старых друзей — кроме «Петровича» в записи приняли участие Игорь Бутман, Андрей Макаревич, Дмитрий Маликов. Они исполняют очень близкие к джазу композиции и аранжировки маэстро. Об этой работе и джазе в целом мы и поговорили с Владимиром Пресняковым-старшим.

Владимир Петрович, с одной стороны, вы считаетесь музыкантом эстрадным, с другой, выступаете на различных джазовых фестивалях, а, играя даже с попсовыми музыкантами, все равно время от времени позволяете себе джазовые пассажи. Кем вы себя считаете сами — джазменом или поп-музыкантом?

— Такой градации я для себя не различаю. Я просто музыкант, для меня главное — играть хорошо, а где, на сцене джаз-клуба или эстрадном концерте, вопрос второй. К тому же, если я исполняю какую-то поп-мелодию, то все равно я могу в ней импровизировать, использовать джазовые созвучия и приемы. Так что тут все очень смешано и провести водораздел между эстрадой и джазом невозможно. Правильно было кем-то сказано, что все искусство делится на хорошее и скучное.

Вы росли в советское время, когда джаз был практически запрещен, как же джазовая музыка появилась в вашей жизни?

— Я учился в Свердловске, в военно-музыкальной школе по классу кларнета. Однажды в наказание за какую-то провинность меня не отпустили на выходные в увольнение.

Днем «штрафники» выполняли хозяйственную работу, а вечером им показывали кино.

Так я посмотрел «Серенаду солнечной долины». Как только я услышал музыку Гленна Миллера, моя судьба была решена. Конечно, саксофон был мне не по карману, но я отыскал музыканта, который разрешал мне заниматься на его стареньком инструменте в обмен на бутылку дешевого вина. Я к нему ходил около года и научился вроде бы прилично играть. Правда, когда у меня появился настоящий педагог, то он сказал, что я почти все делаю неправильно — пришлось переучиваться.

В 13 лет я сам организовал оркестр, начал сочинять и писать оркестровки для своих пьес.

Джаз объединяет целый ряд направлений. А какие из них ближе всего вам?

— Сначала играл традиционный джаз. Но позже я услышал Орнетта Коулмена, и меня покорил джазовый авангард, который в то время входил в моду.

И я начал играть музыку, в которой на саксофоне извлекаются самые разные звуки хоть лай, хоть мяуканье. Но отбил у меня охоту играть так мой трехлетний сын, которого я решил начать учить играть на саксофоне. Однажды он вошел в раж и стал беспорядочно перебирать пальчиками по кнопкам… И вдруг я услышал самого настоящего Альберта Айлера, девизом которого был лозунг «Музыка должна ужасать». Мне просто стало плохо, когда я понял, что мой трехлетний сын играет почти так же как мэтр авангарда. Получается, что нет никаких критериев.

И тогда я подумал, что лучше я буду играть мейнстрим, больше заниматься и слушать таких музыкантов, как Стэн Гетц и Чарли Паркер.

Также я очень люблю и джазрок. Еще с тех пор как услышал первые джаз-роковые диски моего любимейшего музыканта Майлза Дэвиса. И в 1970 году мой друг электронщик поставил на саксофон «квакушку», с помощью которой я мог издавать самые различные звуки. Практически на каждом своем диске, а их уже 32, джазроковые приемы и интонации я использую.

На ваш взгляд, что сейчас происходит с джазом?

— К сожалению, джаз, так же как и классика, превратился в элитарную музыку, то есть музыку для небольшого круга людей.

Хотя во времена моей молодости любовь к джазу была массовой. Бывает, и сейчас можно увидеть, как какой-нибудь 80-летний барабанщик играет с выражением счастья на лице.

А потом смотришь, как какой-нибудь сегодняшний мэтр играет так, будто делает публике одолжение. Впрочем, есть и другие музыканты, радует, что приходит молодежь.

Я с удовольствием смотрел «Большой джаз» на телеканале «Куль тура». Хорошо знаю Диму Мосьпана, победившего в конкурсе, это талантливый, уже поднаторевший музыкант, но я бы больше оценил молодого саксофониста Эльдара Цаликова. И Вадим Элинкриг, как выяснилось, не только блестящий трубач, но и хороший ведущий.

А как вам московская джазовая жизнь?

— В Москве большое число кафе, в которых звучит джаз. Причем от классического свинга до ультрасовременного джаза. Также джаз звучит и в Доме музыки, зале Чайковского, иногда даже в Консерватории. Также в Москве большое число фестивалей, как в залах, так и на свежем воздухе. Можно сказать, Москва бурлит джазом.     

СПРАВКА

Владимир Петрович Пресняков родился 26 марта 1946 года на Украине. Российский композитор, аранжировщик, саксофонист. Заслуженный артист (1996) и заслуженный деятель искусств России (2007). В 1967-м окончил Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского.

Много лет выступал в составе знаменитых «Самоцветов». Писал песни для Аллы Пугачевой, Льва Лещенко, Ларисы Долиной, Александра Градского и других.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Импровизация на сцене — великое счастье актера

Знаменитый артист Ленкома Виктор Раков очень музыкален и пластичен. Во многих спектаклях и фильмах он исполняет танцевальные и вокальные номера.

О своей любви к джазу он поведал нам в собственной гримерке — готовясь к спектаклю.

— Воспитывался я совсем на другой музыке, на той, которую слушал мой старший брат. Это был конец 1960-х, мы увлекались «Битлз», «Лед зеппелин» «Криденс», «Гранд фанк», так что в то время джаз меня обошел стороной.

Но зато позже, в институте или даже уже работая в театре, я общался с людьми много старше меня и моим братом, которые были поклонниками джаза. И при их участии я сумел восполнить этот пробел.

И я послушал очень много самых разных джазовых исполнителей. Я наслаждаюсь несравненной Эллой Фицджеральд, Гленном Миллером. (читайте далее...)

Живые выступления и музыка под стеклами стендов

В Музее Москвы готовится первая выставка в нашей стране, посвященная истории отечественного джаза. В экспозиции «Москва. ХХ век.

Лица эпохи» планируется открыть большой раздел, посвященный московскому джазу.

Эту часть экспозиции готовит научный сотрудник музея Зинаида Римская.

— Через их творчество, их достижения мы хотим показать вехи истории столицы, — говорит Зинаида Николаевна. — И когорта выдающихся российских джазменов, несомненно, дает повод для такого обстоятельного и подробного рассказа.

Собрать материалы для такой необычной выставки оказалось задачей непростой. Например, нет ни афиш, ни программок, ни билетов на выступления оркестра Валентина Парнаха, с концерта которого 1 октября 1922 года отечественный джаз отсчитывает свою историю. Так что рассказ о появлении российского джаза будет начат с оркестра пианиста, композитора и дирижера Давида Гейгнера. Это ряд уникальных фотографий, а также афиши и рекламные буклеты. (читайте далее...)

«Особое мнение» Игоря Бутмана

В ноябре известные отечественные джазмены Игорь Бутман и Николай Левиновский выпустили новый альбом «Особое мнение».

Записан он был как московским джаз-оркестром, так и приглашенными американскими коллегами. На пластинке присутствуют как грустные романтичные баллады, так и вполне «боевые» рок-н-ролльные вещи. Если раньше Бутман и Левиновский увлекались соединением джаза и классики в самых причудливых формах, то на этот раз задача была подружить джаз и рок. (читайте далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.