Кто виноват в падениях "Протона"
Об этом заявил председатель комиссии, первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк. Но его высказывание не означает, что уже установлены факты намеренного вывода из строя дорогостоящего аппарата. Как сообщили в Роскосмосе, это всего лишь рабочая версия.
Напомним, что 16 мая с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Протон-М» с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р". Но, по предварительной версии, на 545-й секунде полёта у ракеты отказал рулевой двигатель третьей ступени, и она вместе с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником на борту сгорела в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.
Это была вторая попытка подряд вывести на орбиту спутник связи, который должен был обеспечить цифровым вещанием 19 регионов России, включая и Дальний Восток. Как сообщила пресс-служба ФГУП «Космическая связь», стоимость спутника составила около 150 миллионов евро. Запуск ракеты-носителя «Протон-М» обошёлся около 2,4 миллиарда рублей, космический аппарат был застрахован на сумму 7,8 миллиардов рублей. Но тут, считают эксперты, надо ещё учитывать и кредитную нагрузку. В общей сложности, аварийный запуск ракеты и спутника обошелся не менее чем в 9,6 миллиарда рублей.
И хотя космический аппарат был застрахован, о ближайших планах обеспечения современными средствами связи огромного числа наших сограждан и предприятий можно забыть. Тем более обидно, что из-за санкций, вводимых по инициативе США в адрес России, которые предполагают и ограничения в области обмена высокими технологиями, нам будет труднее договариваться с немецкими специалистами, участвовавшими в производстве вышеуказанного спутника связи.
Согласно данным Роскосмоса, эксплуатация ракеты-носителя «Протон-М» началась в 2001 году. По сообщениям этого ведомства можно отследить хронологию неудачнх запусков. С тех пор было осуществлено 83 пуска, в том числе 58 коммерческих. При запуске произошло 4 аварии и 5 нештатных ситуаций. Это вроде бы не такая уж суровая статистика, но ущерб в области технологической модернизации страны оказался довольно-таки ощутимым. Кроме того, он сказывается и на конкурентоспособности российских предприятий, обеспечивающих запуск иностранных коммерческих космических спутников.
Первыми расстроились заказчики из Саудовской Аравии, когда в феврале 2006 года наш «Протон-М» не вывел на расчётную орбиту телекоммуникационный спутник Arabsat-4A. Причиной стал неполный цикл работы двигателя разгонного блока «Бриз-М». Через два года ракета не смогла вывести американский спутник связи AMC - разгонный двигатель отключился на 1933 секунде полёта, вместо положенных 2066 секунд – произошло разрушение трубопровода подачи генератора газа в турбонасосный агрегат двигателя С5 98М.
В 2007 году в космос не был доставлен японский телекоммуникационный аппарат JCSat-11. В 2010 году провалилась попытка вывести на расчётную орбиту три спутника «Глонасс-М». В случаи удачи мы смогли бы завершить формирование своей собственной навигационной системы. В 2011 году неудачей обернулась первая попытка вынести на околоземную орбиту "Экспресс-АМ4Р». В 2012 году печально закончился запуск ракеты-носителя с российским аппаратом "Экспресс-МД2" и индонезийским – Telkom-3. Тогда ещё вышла статья в газете «The Moscow Post» на русском языке («Ракеты падали, ракеты») с весьма символичной опечаткой: в слове «космическая» (программа) куда-то делась первая буква «с»…
Болезненная реакция руководства страны привела тогда к целой серии отставок в Космическом центре имени Хруничева и в Роскосмосе. Но, как видно, этих мер было недостаточно для того, чтобы предотвратить протонопад.
Впрочем, на своей страничке в Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин высказал предложение - не мучить общество версиями о причинах падения ракеты-носителя «Протон-М», а подождать пока межведомственная комиссия не закончит свою работу и не представит своё заключение правительству РФ.
Руслан Пухов, директор Центра анализа и технологий:
- Все попытки списать неудачи в запуске наших «Протонов» на чью-то злую волю или диверсию со стороны стратегических противников мне представляются классическим лукавством. Помните, что говорил профессор Преображенский в известном романе Михаила Булгакова? «Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».
То есть, мы можем говорить о системном сбое в управлении отраслью. Впрочем, я не считаю себя выдающимся специалистом в этих вопросах, а выскажусь как гражданин, который переживает за успех любого значимого государственного предприятия: надо наладить качество производства и жёсткую, безотказную, педантичную систему проверки готовности аппарата к запуску в космос.