Руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков. / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Сергей Капков: Лето станет большим фестивалем культуры

Все остальные

Сергей Капков принял участие в эфире телевидения «Вечерней Москвы»

В прямом эфире «Вечерки-ТВ» Сергей Капков ответил на вопросы журналистов и посетителей сайта.

- Сергей Александрович, в столице в сфере культуры трудится 47 тысяч человек. По последним данным, средняя зарплата увеличилась процентов на сорок. Цифра значительная. Каков эффект? Можно сказать, что молодежь наконец приходит работать в культуру?

- Мы проводили исследование. Сейчас 30 процентов сотрудников – это люди до 35 лет. Зарплата увеличилась за счет двух источников. Во-первых, с приходом Сергея Собянина на 5 миллиардов рублей возросло финансирование культуры. Во-вторых, мы привязали зарплату руководителя к средней зарплате внутри учреждения. Теперь руководитель рублем замотивирован повышать зарплату своим сотрудникам. И еще не нужно забывать, что большинство учреждений культуры живут в условиях рыночной экономики, продают билеты, у них есть либо спонсоры, либо учреждения, которые их поддерживают, и есть привлеченные средства, благодаря которым можно увеличивать зарплату.

- Зима задержалась, но весна, надеемся, не за горами… Каковы итоги зимнего сезона в парках?

- Катки проработали с 15 ноября до 17 марта, сейчас их разбирают. Зимой московские парки посетило более 4,5 миллиона человек. На каток в Парке Горького полмиллиона человек по билетам пришло. У нас зимой в парки – и мы этим гордимся! – приходило столько же людей, сколько и летом. Однажды в Сокольники за выходные пришло 200 тысяч человек. Людям стало понятно, куда сходить зимой. Надо просто тепло одеться и насладиться коньками, лыжами. На лето у нас новые планы. Сергей Собянин принял решение, что лето мы должны рассматривать как некий непрерывный фестиваль, череду непрерывных культурных событий. Мы назовем фестиваль «Лучший город земли», он начнется 1 мая и продлится до Дня города, который отпразднуем 7-8 сентября. Каждые выходные у нас будут мероприятия, в которых задействуют более 200 площадок: это и уличные площадки, и парки, и бульвары, и пешеходные зоны, и площадки возле префектур. Будут конкурсы, концерты, кулинарные фестивали и многое другое. В рамки фестиваля будут вписаны общегородские и общенациональные праздники. Например, День России. К каждой площадке прикрепят понятный и качественный общепит. Алкоголя точно не будет. Программа будет расписана и для взрослых, и для детей, и для пожилых, и для людей с разным уровнем достатка. Наша цель - сделать продукт, интересный людям разных вероисповеданий, разного достатка, разных социальных групп. В апреле мы уже презентуем проект мэру и москвичам.

- Наших читателей интересует обустройство общественных пляжей.

- Я могу отвечать за те территории, которые приписаны к Департаменту культуры. С таким коротким летом москвичи испытывают дефицит солнца, поэтому пляжи будут. Пляжная зона – это не только пляж, но и душевые, площадки для занятия спортом, служба безопасности, кафе. Площадка есть уже в Сокольниках, даже с бассейном. Будут обустроены пляжи на Воробьевых горах, в Филях, в Парке Горького, в Северном Тушино.

- 27 марта мы отмечаем День театра. Вы довольны начинаниями Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре»?

- Я знаю, что спектакли Серебренникова востребованы зрителями. Билетов не достать, зрители голосуют рублем. Поэтому я доволен. Также я доволен работой Олега Меньшикова в Ермоловском театре, доволен «Современником». В зале 970 мест, и каждый день он полон.

- Совсем другая ситуация в Театре им. Станиславского, в «Содружестве актеров Таганки». Может, им стоило бы придать некий новый творческий импульс?

- Творческий импульс должны придавать худруки, а не я. Если зритель не ходит в театр – это проблема не только зрителя. Надо что-то делать. Менять режиссера, репертуар, узнавать, про что хотят смотреть зрители. Работать на другую аудиторию в конце концов. Если руководители не осознают этого – мы пытаемся донести. Я уверен, что в Москве всегда есть зритель, всегда есть потребность в культуре. Если худрук не чувствует своего зрителя – зритель перестает ходить в театр. Мы знаем примеры, кода театр был событием, а теперь нет.

- Если говорить о театрах, которые были легендой, а потом потеряли зрителя – стоит назвать Таганку. Мы желаем здоровья Валерию Золотухину, но ясно, что в ближайшее время театром должен руководить кто-то другой. Возможен ли компромисс с отцом-основателем театра Юрием Любимовым?

- Я уверен, что мы сможем договориться с Любимовым. Мы выделяли Золотухину деньги на четыре спектакля, поставлены только два. Этот год юбилейный для Любимова и Таганки: 50 лет театру и 50 лет творческой деятельности режиссера.

- Назначен новый директор. А что с должностью худрука?

- Я думаю, она останется вакантной на весь юбилейный год.

- Идея объединения двух «Таганок» все еще неактуальна?

- Нет, труппы этого не хотят. И руководители не хотят. Все останется как сейчас.

- Что ваш департамент планирует делать на присоединенных территориях?

- Нужно начать ремонтировать имеющуюся там инфраструктуру, чтобы поднять ее на уровень московской. Уже в этом году отремонтируем библиотеки, сделаем из них мультимедийные центры. В поселке Киевский откроем культурный центр. В следующем году объекты культуры переведем на московский стандарт работы.

- Сейчас практически все спектакли начинаются в семь вечера. Департамент предлагает начинать некоторые спектакли на час позже… Это удобно для тех, кто работает в центре. А жителям окраин – не всегда...

- Мы предложили обсудить вопрос с перенесением времени начала спектаклей. Возможно, будем обсуждать в течение года. Например, объявим, что каждый третий четверг спектакли начинаются в восемь. И зритель будет четко ориентирован, когда можно задержаться на работе и при этом успеть в театр. А в воскресенье спектакль в шесть, и зритель понимает, что можно не брать машину, а спокойно, без нервотрепки вернуться домой. Наша задача – правильно донести эту информацию. Планируем и еще один эксперимент. В Москве живет 400 тысяч так называемых экспатов: иностранцев, работающих в крупных финансовых корпорациях, коммерческих компаниях. Они говорят: «Мы очень любим театр, но не знаем русского языка…». А ведь это тоже наш зритель, который платит налоги и покупает билеты. И мы совместно с «Мастерской Петра Фоменко» осуществим пилотный проект: будет выделен день, когда спектакль будет идти на русском языке, но при этом дублироваться с помощью субтитров на английский и, даст бог, на немецкий. Если уж мы ставим задачу сделать Москву мировым финансовым центром, то надо привлекать сюда специалистов, в том числе и возможностью доступа ко всем культурным ценностям.

- Одновременно в нескольких крупных театрах («Современник», Театр им. Пушкина, РАМТ, Малый, Маяковка, Театр на Малой Бронной) должен начаться ремонт. Где они будут играть, или на время ремонта деятельность театров приостановят?

- Я очень рад, что театры наконец отремонтируют. И наша задача – помочь им не растерять зрителя. Возьмем, скажем, «Современник». Во время ремонта театр будет играть во Дворце на Яузе. «Театр Эстрады» готов принять часть спектаклей «Современника». Планируются и большие гастроли. Так что, думаю, этот сложный период мы пройдем без потерь. И такой план есть по каждому театру. К счастью, в Москве много свободных площадок. Например, ДК ЗИЛ – там зал на 600 зрителей, а глубина сцены позволяет ставить любые спектакли. Не забывайте и про присоединенные территории. В частности, будем делать постановки в Троицке.

- Понимаем, что Большой театр имеет федеральное подчинение. И все же нет театра, больше символизирующего Москву. Что вы думаете о ситуации в нем?

- Большой театр – действительно большая организация, там более 1400 сотрудников. И среди них находятся, конечно, обиженные, которые клевещут на директора – якобы театр превращен чуть ли не в бордель. Что ж, как говорится, собака лает – ветер носит. Но в результате страдает вся российская культура, ведь Большой – это ее витрина. И все же главное, что театр продолжает работать, планируются новые спектакли, гастроли. А организаторы нападения на Сергея Филина должны понести наказание, иначе просто страшно работать. Потому что артисты – сложные люди, но они без кожи, и если их не защищать, то сами себя они защитить не смогут.

- Осенью была полностью переформатирована деятельность Выставочного зала «Манеж». Он должен стать главным выставочным пространством Москвы – как «Гран Пале» в Париже. Вы довольны стартом проекта?

- Да, доволен. В этом памятнике культуры, где 8 тысяч квадратных метров выставочной площади, расположенном в двухстах метрах от Кремля, раньше устраивали выставки шуб, продавали мед. А теперь количество проданных билетов на выставки выросло на 60 процентов, в «Манеж» выстраиваются очереди. Арт-директор Марина Лошак нашла удивительных кураторов, сумевших создать такую выставку об истории уличных вывесок, что москвичи стояли в очереди, чтобы посмотреть, обсудить, пофотографировать. Наша задача – не приватизировать «Манеж» в творческом плане, а искать кураторов, которым по силам создать уникальный творческий продукт.

- Значительно выросла посещаемость московских музеев. Как этого удалось добиться?

- С музеями ситуация другая. У них есть постоянная экспозиция, а на сменные выставки долгое время деньги не выделялись. Представьте, вот вы сходите один раз в музей, и вроде бы больше там делать нечего. В лучшем случае еще раз сводите туда ребенка. И мы стараемся помочь музеям организовывать сменные выставки. Вот пример: на День города Дарвиновский музей открыл интереснейшую выставку голубей. А на Новый год – выставку про змей. Хорошо, что этот музей благодаря давним связям с Дарвиновским обществом имеет возможность привлекать выставки из-за рубежа.

- Планируется ли открытие в столице новых музеев?

- Как раз сегодня мы подписали акт приемки-передачи дома дяди Пушкина Василия Львовича на Басманной. В этом доме наш великий поэт гостил много раз. Вообще-то распоряжение о музеефикации было подписано двадцать лет, и все это время собирали исторические материалы, мебель, фарфор. Теперь за 2,5 месяца мы должны оформить экспозицию. Домик Василия Львовича войдет в структуру нашего московского Музея А.С. Пушкина. Также планируется открытие музея Андрея Тарковского.

- Сейчас там пустое место…

- Увидите, через два года музей откроется. Более того, это будет не просто музей, а культурный центр Андрея Тарковского.

- Раньше одним из символов культуры были библиотеки. Сегодня, в силу объективных причин, их посещаемость и популярность падает. Каким вы видите будущее московских библиотек? Есть ли оно вообще?

- Да, у библиотек есть будущее – будущее культурных центров. Мы выбрали такой термин: московская городская гостиная. Это будет такой центр, где в основе лежат, конечно, книги, знания, но будет и свободный доступ к интернету, к базам данных. Там можно будет послушать лекцию, пообщаться с интересными людьми, познакомиться с другими посетителями гостиной. Сейчас мы начали пять пилотных проектов. Два откроем летом, а остальные – ко Дню города. К их разработке мы привлекли, кроме российских, и голландских специалистов. Библиотеки будут работать с утра до позднего вечера. Кстати, у районных библиотек перспектива более понятна, чем у центральных, потому что на окраинах постоянный посетитель. В стадии обсуждения находится и еще один проект: библиотеки могут стать центрами комплектации школьными учебниками. Приходят родители, библиотекарь что-то порекомендует, сформирует заявку. А через два дня вы спокойно заберете свой заказ с учебниками на весь год.

- В последнее время ходят слухи, что вы можете стать следующим российским министром культуры…

- Нет, это неправда. Да и, честно говоря, работая в Москве, можно больше сделать что-то для культуры всей страны. Ведь Москва, извините за пафос, - столица русской цивилизации. Скажем, такие театры, как «Ленком» и «Современник», будут всегда, при всех мэрах, при всех министрах. И наша задача – помогать им, чтобы они развивались и процветали.

amp-next-page separator