Китай vs США — 2023: сравнение армий, экономик и технологического развития стран
Соединенные Штаты и Китай — две крупнейшие экономики мира. Пять лет назад между ними началась так называемая торговая война, которая длится по сей день. С тех пор отношения между странами находятся в натянутом состоянии и, как считается, могут перерасти в «глубокий конфликт». Что КНР и США думают друг о друге и как распределилось их лидерство по ключевым сферам — в материале «Вечерней Москвы».
На чьей стороне лидерство
Опрошенные «ВМ» эксперты полагают, что после распада СССР человечество и поныне живет в американоцентричном мире. Штаты по-прежнему сохраняют лидерство и сильное влияние почти во всех сферах.
При этом Китай серьезно сократил отставание, а где-то даже вырвался вперед — особенно это заметно в экономике и науке. Однако в большинстве случаев Поднебесной все же приходится играть по американским правилам.
Экономика
По размеру ВВП (ключевому показателю, который оценивает уровень экономического развития страны) Китай уже стал абсолютным лидером. На территории страны производится почти 20 процентов всех мировых товаров и услуг (в стоимостном выражении).
Так, по данным Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ), ВВП Китая составляет чуть более 27 трлн долларов, ВВП США — около 23 трлн долларов.
При этом основной мировой резервной валютой с долей почти 60 процентов по-прежнему остается американский доллар. И хотя влияние доллара постепенно уменьшается, доля юаня в глобальных «сбережениях» ничтожно мала (менее трех процентов) и не растет.
— Юань имеет ряд структурных проблем, в частности неполная конвертируемость и закрытый счет движения капитала. Все это мешает китайской валюте стать глобальной для международных расчетов, — отметил в беседе с «ВМ» китаист Леонид Ковачич.
Кроме того, важно понимать, что американская и китайская экономики сильно взаимозависимы. Резкое ослабление и тем более потенциальный разрыв отношений станут сильным ударом для обеих стран. Достаточно вспомнить, что Китай — один из крупнейших держателей американских трежерис. По данным за декабрь 2022 года, их сумма превышает 860 трлн долларов.
Глобальная политика
Влияние США на мировой арене сложно переоценить. Штаты по праву считаются лидером так называемого коллективного Запада — группы стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения. К ним обычно относят почти все страны Европы, Австралию, Канаду и Японию. Как полагает программный директор «Валдайского клуба» Тимофей Бордачев, единственное, что связывает эти страны, — «способность самих американцев держать их в узде».
Кроме того, есть мнение, что США почти подчинили себе и главную международную площадку — Организацию Объединенных Наций.
— В какой-то момент Штаты начали использовать ООН как некую декоративную конструкцию, чтобы говорить своим голосом от имени всего мира, — сказал «ВМ» научный руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
В случае с Китаем дело обстоит иначе. Долгое время страна придерживалась умеренной внешней политики. Но теперь Пекин готов расширить сферу своего влияния. Так, китаист Александр Габуев считает, что долгосрочная цель Китая — превращение Центральной Азии «в исключительную сферу своих интересов». Кстати, в этом регионе Поднебесная, судя по всему, будет конкурировать с Россией.
Как отмечает Журавлев, достижение политического доминирования в мире — цель, которую китайский истеблишмент поставил на одном из последних съездов Компартии:
— Экономического лидерства, как считают в Китае, им достичь удалось. Теперь стоит вопрос о политическом соперничестве с США.
Армия
В рейтинге сильнейших армий мира Global Firepower за 2023 год США находятся на первом месте, Китай — на третьем. При расчете учитываются свыше 50 различных факторов — от военной мощи и финансов до логистических возможностей и географии страны.
Как отметил в беседе с «ВМ» военный эксперт Алексей Подберезкин, в подобного рода рейтингах учитываются лишь количественные факторы, что не всегда отражает действительную военную мощь.
Так, армия США располагается на первом месте рейтинга из-за абсолютного превосходства в военно-воздушных силах и военно-морской мощи. Китай занимает третью строчку из-за того, что имеет самую большую по численности армию в мире — более двух миллионов человек. Но китайская армия не имеет за плечами победного опыта, а во второй половине прошлого века она и вовсе потерпела унизительное поражение, напоминает военный эксперт:
— В 1979 году была небольшая китайско-вьетнамская война, где вьетнамцы нанесли своему сопернику такое поражение, что китайцы до сих пор не очень любят об этом вспоминать.
По сути о силе китайской армии почти ничего неизвестно. В отличие от американской, которая за последние десятилетия показала свои возможности в целом ряде военных конфликтов — в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии. В пользу США говорит еще один факт — порядка 750 военных баз по меньшей мере в 80 странах по всему миру.
Наука и технологии
Именно сфера высоких технологий станет основной ареной борьбы за мировое лидерство между Соединенными Штатами и Китаем. В конце 2022 года Штаты уже нанесли удар своему оппоненту, введя запрет на экспорт в Поднебесную полупроводниковых технологий и оборудования для его производства. Газета New York Times тогда писала, что эти ограничения — «самый жесткий экспортный контроль США за десятилетие». Из-за них китайские производители процессоров уже понесли большие убытки.
В целом по наличию готовых технологий Китай пока проигрывает своему конкуренту. Однако страна уже вышла на первое место по количеству научных разработок во многих ключевых технологических сферах.
Так, согласно «Трекеру критических технологий» (Сritical Technology Tracker), составленному Австралийским институтом стратегической политики (ASPI), Китай лидирует в 37 из 44 исследованных областей. Среди них робототехника, создание наноматериалов, передовые радиочастотные коммуникации, космические и оборонные технологии.
Что о КНР думают в Штатах
Последние десять лет отношение Штатов к Китаю остается неизменным. Как отметил в разговоре с «ВМ» политолог-американист Михаил Синельников-Оришак, Вашингтон видит в азиатском гиганте экономического конкурента, но не политического противника.
— Китай — один из крупнейших партнеров для США, — говорит он. — Эта страна по сути завязана на американскую экономику. И точно не рассматривается как враг.
Политика США нацелена на то, чтобы сдерживать экономический рост Китая, в том числе через сохранение существующего миропорядка. Последний во многом работает в интересах Америки, именно она выстраивала его после 1991 года.
По этой же причине США занимают твердую позицию в отношении Тайваня и открыто предупреждают Китай о жестком ответе в случае военной агрессии в отношении острова.
— Своими действиями Штаты говорят Китаю: «Просто так съесть Тайвань вам не удастся», — полагает Синельников-Оришак. — Есть порядок, который надо поддерживать. Разумеется, такой порядок выгоден тем, кто стоит во главе его. Сейчас он выгоден США.
Что о США думают в Китае
Именно Штаты в 2018 году начали торговую войну, когда ввели пошлины на ввоз произведенных в Китае солнечных батарей и других товаров. После этого Пекин пересмотрел отношения с «американским соседом».
С тех пор Америку воспринимают как главного долгосрочного и стратегического соперника, отметил в беседе с «ВМ» китаист Леонид Ковачич. Уже сейчас между странами идет масштабное экономическое, технологическое и даже военное противостояние.
— Никаких надежд на улучшение отношений или разворот с этой нисходящей траектории на 180 градусов в Пекине нет, — говорит Ковачич. — Единственное, к чему там стремятся, чтобы отношения с США не свалились в крутое пике и не произошло какое-то реальное военное столкновение.
Ключевым в этом контексте остается вопрос: «Собирается ли Китай стать полноценным мировым лидером?». В риторике официальных лиц всякий раз подчеркивается, что страна не намерена становиться мировым гегемоном, а желает сделать существующий миропорядок более справедливым, то есть учитывающим интересы всех сторон. Но на деле все немного иначе.
— Конечно, Китай стремится развивать свою мощь не только в экономическом, но и в политическом плане, — уверен эксперт. — Китай хочет стать все более заметным игроком в мировых глобальных политических вопросах. Из-за этого его интересы все чаще будут сталкиваться с интересами США.