Дружба Made in China: как официальный Пекин на самом деле относится к Москве
Сюжет:
Эксклюзивы ВМКитайские дипломаты часто делают неоднозначные и даже противоречивые заявления в отношении России. Из-за этого понять, какую именно позицию занимает Пекин, довольно сложно. И все же для нашей страны Китай — союзник или осторожный партнер? На этот вопрос в беседе с «Вечерней Москвой» ответил научный руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
По его мнению, на фоне противостояния с США Поднебесной выгодно, чтобы рядом с ней была сильная Россия. Иначе американцы получат неоспоримое преимущество на мировой арене, так как в военном смысле китайская армия им уступает.
При этом «союзничество по-китайски» имеет свои особенности, считает политолог.
— Китай именно союзник России, а не друг или товарищ, — подчеркивает Журавлев. — Но Пекин совершенно не собирается жертвовать чем бы то ни было ради российских интересов.
Под «жертвой» политолог подразумевает американский рынок, который по-прежнему является ключевым направлением сбыта для экономики Китая.
— Отсюда и политика «шаг вперед, два шага назад», — объясняет политолог. — Не надо союзничество путать с дружбой. В вопросах, где мы совпадаем, они с нами готовы сотрудничать. Но не более того.
Таким образом, Россия для Китая — один из инструментов достижения политического лидерства в мире. Последнее — цель, которую китайский истеблишмент поставил на одном из последних съездов Компартии.
— Экономического лидерства, как считают в Китае, им достичь удалось. Теперь стоит вопрос о политическом соперничестве с США. Именно поэтому Россия им и понадобилась, — заключил собеседник «ВМ».
21 февраля глава канцелярии Комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам Ван И прибыл в Москву. В ходе визита он заявил, что отношения между Россией и Китаем «прочны как скала». После встречи Ван И с секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым МИД КНР выпустил пресс-релиз, в котором говорится о том, что страны намерены вместе противостоять «односторонней травле».
В то же время незадолго до визита китайского дипломата в Москву госсекретарь США Энтони Блинкен пригрозил ему последствиями в случае помощи России. На фоне этого в главной китайской газете Global Times вышла заметка, в которой утверждается, что Китай в украинском вопросе стремится быть посредником, а не занять сторону России. Тогда же американское издание New York Times написало, что Китай решил дистанцироваться от России ради налаживания отношений с Европой.