«Ни доллара в бюджете»: как США вновь удалось договориться о потолке госдолга и избежать дефолта
Республиканцам удалось договориться с Белым домом о повышении потолка государственного долга и предотвращении суверенного дефолта. Об этом накануне заявил спикер палаты представителей Конгресса США, республиканец Кевин Маккарти. Начиная с января 2023 года стороны не могли прийти к решению этого вопроса. Почему же Вашингтону каждый раз удается избежать кризиса и как бы развивались события, если бы демократы и республиканцы не пришли к консенсусу — в материале «Вечерней Москвы».
Парадоксальная ситуация
По словам политолога и общественного деятеля Сергея Маркова, наличие государственного долга вовсе не говорит о каких-либо глобальных проблемах в американской экономике. Правда, до тех самых пор, пока правительству удается его платить. Сейчас у Вашингтона таких сложностей нет, но обслуживание госдолга с каждым годом становится весомой статьей бюджетных расходов.
— Вот в США постоянно происходит парадоксальная ситуация. Страна, которую принято считать одной из самых богатых в мире держав, не имеет ни доллара в бюджете. Но не все так просто. С начала текущего года американский Конгресс запрещает правительству наращивать государственный долг. Однако заимствования критически необходимы для казны, поскольку бюджет в Штатах дефицитный. Это означает, что правительство тратит больше, чем получает от сборов и налогов. Недостаток средств на протяжении многих лет восполняется благодаря выпуску государственных облигаций, то есть заимствования на рынке, — пояснил Марков.
Таким образом американский государственный долг постепенно растет и копится. Правда, сложностей с привлечением денег у США нет — спрос на долговые бумаги высокий. При этом в Соединенных Штатах есть потолок госдолга.
— Потолок госдолга — это утвержденный на законодательном уровне лимит общей суммы долга, который может накопить американское правительство. В последний раз эта сумма была установлена в 2021 году на уровне 31,4 триллиона долларов. Такой планки госдолг достиг в январе этого года, — продолжил эксперт.
По словам спикера, сложившаяся ситуация вполне стандартная: обычно федеральные органы одобряют очередное повышение лимита госдолга, и история продолжается. Однако в этот раз из-за спора, возникшего между республиканцами и демократами, решение затянулось.
Так, президент США Джо Байден совместно с главой Минфина Джанет Йеллен призывал конгрессменов поднять потолок государственного долга без всяческих условий. В свою очередь республиканцы стали заверять, что это повышение должно сопровождаться сокращением бюджетных расходов. Но Байдена такая ситуация категорически не устраивала, он пригрозил даже, что наложит вето на любой план экономии.
Специфика долга
Что же будет, если все же США достигнут уровня дефолта? По словам эксперта, сам по себе дефолт — это неисполнение государством своих обязательств по долгам.
Стоит учесть, что бывает дефолт реальный и технический. При первом у правительства не хватает средств для выплат кредиторам. Во втором случае — средства имеются, но возникают сложности с их перечислением. Так вот, если Америке и грозит дефолт, то исключительно технического характера, пояснил Марков.
Более того, американский госдолг преимущественно состоит из внутреннего долга, с которым куда проще рассчитаться, чем с внешним. При самых неблагоприятных условиях правительство может просто напечатать национальную валюту и рассчитаться с кредиторами.
— Разумеется, это зародит новые экономические проблемы и приведет к скачку инфляции, но зато дефолта удастся избежать. Вот с внешним долгом куда сложнее: напечатать иностранную валюту США не смогут, да и не имеют права, — пояснил политолог.
Специфика государственного долга Штатов заключается как раз в том, что он полностью состоит из внутренних ресурсов — облигации выпускаются только в национальной валюте. Что позволяет сделать вывод: настоящий дефолт США не грозит и не грозил.
В случае если бы демократам и республиканцам не удалось договориться по поводу потолка госдолга, возникли бы проблемы глобального характера, которые затронули бы все сферы финансового сегмента и рынка капитала. Но, учитывая такие последствия, вероятность того, что стороны не пришли бы к общему согласию, была весьма невелика.
— Даже и в этом вопросе решающую роль играет именно политика, как мы в этом можем убедиться, — заключил собеседник «ВМ».