«Жутко. И это только первая ночь»: жители Белоруссии рассказали о происходящем в стране
9 августа в Белоруссии состоялись выборы президента, на которых, по официальным данным, с 80 процентами голосов победил Александр Лукашенко. При этом, по информации штаба кандидата Светланы Тихановской, она победила с 78 процентами. Результатом такого несоответствия стали массовые ночные протесты в стране. Активисты заявляют, что предстоящей ночью митинги продолжатся.
«Вечерняя Москва» поговорила с жителями Белоруссии о выборах, протестах, выключенном интернете и о том, к чему все это приведет.
— Сейчас ничего особенного в городе не происходит. Обычный день, люди пошли на работу, — рассказал минчанин Сергей Самаркин. — Перебои с интернетом не особенно сильные: не работают мессенджеры, остальная связь — в штатном режиме. Несмотря на то что я не являюсь сторонником действующего президента, считаю, что выборы прошли честно. Количество протестующих, которые были настроены далеко не мирно, показало реальное число тех, кто хотел перемен. И это явное меньшинство, прямо коррелирующееся с официальными результатами голосования.
В то, что мог бы быть классический сценарий, когда столица голосует против, а регионы — за, мужчина не верит. По его словам, соотношение оказалось примерно одинаковым и решающим фактором победы Лукашенко стала неизвестность альтернативных кандидатов.
— Кем бы ни был этот альтернативный кандидат, он не сможет за три месяца влюбить в себя целую страну, — отметил собеседник «ВМ». — Да, безусловно, определенный процент населения, настроенный на перемены, готов был шагнуть в неизвестность с кем угодно. Но это именно эмоциональные шаги, а белорусы в массе своей люди умные и рассудительные и выбор делают не только сердцем, но и головой. Возможно, если бы другие кандидаты начали подготовку к выборам загодя, разрабатывая новые политические программы, делая что-то для страны на протяжении пары лет, результат был бы другим. Но по факту их программы свелись к базовому «мы против». Так новую Беларусь не построить.
Другой местный житель, Дмитрий Костров, уверен, что результаты голосования на большинстве участков сфальсифицированы. В своей критике он не голословен: мужчина лично наблюдал за подсчетом голосов и даже поделился видео с реакцией людей, увидевших, что большинство голосов в урне — за Тихановскую (бюллетени, в которых голос отдавали за нее, складывались особым образом, гармошкой).
— Это запись с участка для голосования, куда очень много людей пришли понаблюдать за подсчетом голосов, который можно было увидеть через окно, — объясняет Костров. — Но протоколы так и не вывесили. Выборы прошли где-то честно, а где-то нет. Лукашенко набрал процентов 9, и в этом ни у кого даже нет сомнения — регионы голосуют против, Минск голосует против. Это видно было еще в момент голосования. Мои родственники из Гомеля, Бреста стояли в очереди и тоже наблюдали: каждый второй–третий — с белой лентой, в урнах — одни бюллетени гармошкой. По итогу, кстати, на тех участках, где вывесили протоколы, результат — 65–95 процентов в пользу Тихановской. Только вот сделали это всего 20 процентов участков, что является нарушением. За ними в школу приезжали какие-то военные и забирали членов комиссий вместе с бюллетенями.
Слова Самаркина о том, что на улицы вышло не так много людей, Костров объясняет просто: непонятно было, куда идти. Интернет ограничили еще днем, так что связи друг с другом у минчан не было.
— О том, что кто-то куда-то выходил, многие узнали только утром. То есть слышно было, что на улице что-то взрывается, но у нас абсолютно не было интернета часов с трех дня, — сказал он. — То есть была не блокировка, а было именно отключение. Поэтому ночью людей было больше, чем когда-либо в Белоруссии, но, на мой взгляд, сегодня их число увеличится еще больше.
Дмитрий считает, что сейчас как никогда важна будет грамотная реакция властей. По его мнению, это должна быть не критика в адрес протестующих, не стремление унять волну возмущений силовыми методами, а попытка понять, чем это спровоцировано.
— Ответ на это очень простой. Люди вышли из-за очевидных фальсификаций, произошедших буквально у них на глазах. Мы хотим честных результатов, чтобы наш голос был учтен. В нашей стране уже были протесты, но такой садизм к людям, вышедшим на улицы, — впервые. К чему приведут общественные возмущения, сказать сложно. Уверен только, что массовыми посадками дело не закончится — тогда придется посадить процентов 50 населения. Но, мне кажется, изменится сама форма выражения несогласия, поскольку сейчас власть смотрит на протестующих как на «проплаченных Западом иностранцев», — заметил мужчина.
Дмитрий делает ставку на массовые, но разноплановые акции: кто-то будет бастовать, кто-то устраивать локальные протесты, воевать с ОМОНом, другие начнут вызывать милицию с просьбой арестовать Лукашенко, иные — закидывать ЦИК тысячами жалоб.
— Люди постараются уйти от форм протестов, опасных для жизни. Но то, что я лично заметил на этих выборах, — народ уверен в своей победе. Уже все знают, что победила Тихановская. И что бы власть ни делала, президентом будут считать именно ее, — заключил белорус.
Минчанин Сергей Емельянов уверен, что проблема не в форме протеста, а в отсутствии координации: люди боятся силовиков, явно превосходящих их в числе, и не хотят выходить поодиночке.
— Ситуация в стране изменилась радикально, — считает Сергей. — Если раньше Лукашенко побеждал почти на всех участках, но приписки были небольшие, то сейчас результаты завышены в разы. Единственное, что плохо, — отсутствие координации и четкого понимания происходящего. Что делать? Куда идти? Вот главные вопросы. Сами видите, кандидаты сейчас не особенно высовываются — все же перевес у силовиков есть. И если Тихановская выйдет на площадь, ее загребут со стопроцентной вероятностью и припишут максимум статей.
Ситуация в Белоруссии, по мнению Сергея, в корне отличается от той, что на Украине, в Грузии и Армении, тем, что у нынешних лидеров протеста нет видимой поддержки элит. Кроме того, «белорусы живут не так плохо» — относительно спокойной жизнью, потому многие граждане страны действительно еще не готовы к активным действиям.
По мнению Александра Евдокимова (имя изменено по просьбе героя), людям иногда выдавали бракованные бюллетени:
— По правилам на обратной стороне должны стоять две подписи. У многих стояла одна. Возле некоторых клеточек стояли точки. И если человек голосует, то такой голос признавался недействительным. На избирательных участках запрещали фотографировать свой бюллетень, в противном случае людей просто выводили сотрудники милиции и увозили. Независимых наблюдателей также увозили сотрудники правоохранительных органов, если были какие-то замечания. Многим просто не дали проголосовать.
Перебои с интернетом так никуда и не исчезли. Александр рассказывает, что только сегодня утром появился доступ к некоторым новостным ресурсам, но выходить на связь в мессенджерах по-прежнему можно только с помощью специального приложения.
— Находиться без связи страшно. Ты сидишь в неведении, не знаешь, что и где происходит. Вчера поздно вечером мимо моего дома шла толпа, около 300 человек. Выкрикивали лозунги, потом начали взрываться петарды. Жутко. И это только первая ночь. Сейчас уже многие источники призывают к новым протестам, — заключил мужчина.
СПРАВКА «ВМ»
Напомним, в воскресенье в Белоруссии состоялись выборы президента. По предварительным данным ЦИК республики, Лукашенко набирает 80,23 процента голосов на выборах президента, оппозиционный кандидат Светлана Тихановская — 9,90 процента. Против всех выступили 6,02 процента избирателей.
Электоральные мероприятия к концу дня переросли в массовые протесты, которые пришлось подавлять силой. По оценкам белорусских правозащитников, были задержаны 80 человек. По последним сведениям, их число выросло до 213.
После акций Следственный комитет Белоруссии завел уголовные дела о массовых беспорядках и насилии по отношению к милиции.
Ранее по теме:
СМИ: Автозак задавил участника беспорядков в Минске
Уголовные дела возбуждены после массовых беспорядков в Белоруссии
Видео жесткого задержания российского журналиста Пегова появилось в Сети