Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Юрий Башмет: Можно уволить Гергиева, но отменить Шостаковича нельзя

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Юрий Башмет: Можно уволить Гергиева, но отменить Шостаковича нельзя
Фото: Пресс-служба Русского концертного агентства

Самый знаменитый российский альтист, дирижер, народный артист СССР Юрий Башмет 24 января отмечает 70-летие. «Вечерняя Москва» обсудила с маэстро современную ситуацию в мире музыки.

— Юрий Абрамович, как будете отмечать юбилей?

— На протяжении многих-многих лет я отмечаю свой день рождения на сцене. Для меня это самая важная часть этого дня. Обязательно на сцене, обязательно со своей публикой, со своими друзьями-музыкантами! И каждый концерт в этот день я стараюсь сделать особенным и необычным. Они никогда не повторяются, ни по программе, ни по творческой идее. Всегда бывают сюрпризы.

— Вы самый знаменитый российский альтист. Альт — не такой популярный струнный инструмент, как скрипка, виолончель. О нем говорят: «это инструмент-философ». В чем уникальность альта?

— Для меня альт — это все. Это инструмент очень личный, его звучание максимально приближено к человеческому голосу. И вместе с тем этот инструмент — целая вселенная благодаря тем возможностям, которыми он обладает. Для меня альт не находится между скрипкой и виолончелью, на мой взгляд, он — в центре, является основой для всех струнных инструментов.

Мне всегда очень нравилась фраза Иоганна Себастьяна Баха: «Играя на альте, я чувствую себя в сердце полифонии». Помимо этого, альт возник раньше и скрипки, и виолончели. Оба эти инструмента — в каком-то смысле его производные.

Юрий Башмет: Можно уволить Гергиева, но отменить Шостаковича нельзя Фото: Пресс-служба Русского рекламного агентства

— Инструмент выбирает музыканта или музыкант — инструмент?

— Чтобы добиться успеха, между музыкантом и инструментом должна возникнуть любовь. Уверен, что этот процесс взаимный — и музыкант выбирает свой инструмент, и инструмент выбирает того, кто на нем играет. Очень трогательную фразу про меня и мой альт говорил в свое время знаменитый французский мастер скрипичных дел Этьен Ватло: «Может быть, твой альт — не самый лучший инструмент, который я видел в жизни. Может быть, и ты — не самый совершенный музыкант. Но вместе вы совершенно непобедимы».

— Вы часто исполняете музыку современных композиторов. Когда творила «Могучая кучка» (объединение композиторов. — «ВМ»), в классической музыке было сильно национальное начало, и в мелодии вплетали народные напевы. В какой-то момент это стало отличительной чертой музыки конца XIX века. А свойственно ли это нашим современникам?

— Мне всегда интересно, когда композитор находится в поиске, ищет свой путь, у него есть свое видение и слышание той музыки, которую он пишет. Но вместе с тем для меня очень важно, чтобы в музыке, современной и не только, только что созданной или написанной 300 лет назад, была логика, система. Это было всегда свойственно русским композиторам и в целом нашей исполнительской школе.

— Российскую музыкальную школу считают лучшей в мире. Почему? Что объясняет такой высокий уровень, несравнимый с другими странами?

— Для меня российская музыкальная школа — это всегда прежде всего мышление. Как музыкант «думает» на инструменте. Это главная отличительная черта нашей школы, и именно это я всегда стараюсь пробуждать и сохранять в своих учениках. Не играть бездумно, понимать, что — и главное почему — ты делаешь в данный момент. В мире есть еще потрясающие места, где замечательно учат музыкантов. Но у русской школы всегда было свое лицо.

— Вы выступали на концертах для мобилизованных граждан. В чем лично вы видите роль классической музыки и в целом искусства сейчас, в переходное время? Расскажите, почему для вас важно поддерживать наших ребят.

— Классическая музыка — это музыка на все времена. Она о вечном, настоящем, глубоком. Вижу, насколько она именно сейчас нужна людям, как она в них откликается. А для себя считаю невероятно важным быть со своей страной, быть с людьми в любые, в том числе непростые времена. Мы провели много концертов.

Играли для беженцев, которые находятся в России, для жен и матерей военнослужащих, которые принимают участие в СВО, для мобилизованных в парке «Патриот». И для себя я считаю это очень важным. Люди должны чувствовать, что мы их поддерживаем своим искусством, что все мы — одно целое и мы вместе!

Юрий Башмет: Можно уволить Гергиева, но отменить Шостаковича нельзя Фото: Пресс-служба Русского рекламного агентства

— Когда началась спецоперация, Валерия Гергиева уволили с поста главного дирижера Мюнхенского оркестра. С рядом других наших деятелей культуры мирового уровня произошла схожая ситуация. Что вы думаете об этом? Можно считать попытки отменить русскую культуру выстрелом себе в ногу?

— Я с самого начала говорил, что невозможно отменить Чайковского, Толстого, Достоевского, Шостаковича. Это все равно что отменить такие понятия, как любовь, например. Да я уверен, что отменить ничего в итоге не получится! Можно уволить Гергиева, можно перенести мои концерты на 2024 год и так далее. Но запретить или тем более победить многовековую русскую культуру просто невозможно. Почему Чайковского так любят в Японии, Китае, США, Германии? Потому что его музыка находит отклик в сердцах самых разных людей.

Почему в других странах все читают роман Толстого «Анна Каренина», ставят по нему спектакли, снимают фильмы? Потому что это очень интересно и режиссерам, и зрителям. Ну как это можно запретить? Только если людей лишить сердца и души. Но надеюсь, что до этого не дойдет.

— На зимний фестиваль в Сочи удалось пригласить таких дирижеров, как Теодор Курентзис, Юстус Франтц. Они — за Россию. А на них самих на родине из-за этого не оказывают давления?

— Многие музыканты, которых мы приглашали, и они собирались приехать, так и не приехали в Россию в последний год как раз потому, что оказывались дома под невероятным давлением. Но здесь каждый делает свой выбор. И я очень рад, что есть зарубежные музыканты, которые считают, что сохранять взаимодействие, иметь культурные связи, находиться в творческом диалоге именно сейчас — это самое важное.

ДОСЬЕ

Юрий Абрамович Башмет родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Всероссийского юношеского симфонического оркестра, народный артист СССР, Герой Труда России, обладатель премии «Грэмми».

  • Начало пути

Хотя Башмет родился в Ростове-на-Дону, музшколу он окончил во Львове, а потом учился в Московской консерватории. Получая высшее образование, он приобрел альт мастера Паоло Тесторе, который тот изготовил в 1758 году. На этом инструменте Башмет играет до сих пор.

Смычок подарила подруга его матери, когда ему было 14 лет. Впервые в мировой практике маэстро дал сольные альтовые концерты. Он играл в Карнеги-холле (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), зале «Барбикан» (Лондон), Берлинской филармонии, театре Ла Скала (Милан), Большом зале консерватории в Москве и Большом зале Ленинградской филармонии.

  • Дружил с Ростроповичем

Юрий Башмет был знаком с выдающимися музыкантами, которые часто приезжали в его львовский дом. Среди них Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Олег Каган, Святослав Рихтер. «Визитными карточками» Юрия Башмета стали музыкальные произведения «Чакона» Баха, соната «Арпеджионе» Шуберта, сонаты Брамса, концерты Шнитке и Александра Чайковского и альтовая соната Шостаковича, посвященная учителю Башмета Федору Дружинину.

  • Играл музыку нейросети

Юрий Башмет исполнял музыку, написанную нейронными сетями, и спектральную музыку (композиции, созданные с помощью компьютерного анализа. — «ВМ»). Музыкант уверен, что нейросети никогда не заменят труд живого композитора, но при этом открыт к экспериментам.

  • Мамино изобретение

Мама Юрия Абрамовича была прекрасной хозяйкой и рукодельницей. Именно она придумала пришивать под левым плечом пиджака лоскуток, чтоб не протиралась ткань от постоянного трения с инструментом. А через много лет известный кутюрье прислал в подарок Башмету концертный смокинг с маминым изобретением.

  • Музыкальная династия

Башмет счастливо женат. Его супруга Наталья — скрипачка. Дочь дирижера, Ксения, — пианистка, а внук Грант делает успехи в игре на скрипке. Юрий Абрамович поддерживал их стремления, но не настаивал на таком выборе. Сын маэстро Александр выбрал профессию экономиста.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.