Сценарист Сергей Волков: Украина тонет во лжи и лицемерии
Сюжет:
Эксклюзивы ВМХудожественный фильм «Свидетель», повествующий о том, что сейчас происходит на Украине, вышел в прокат. «Вечерняя Москва» пообщалась со сценаристом картины Сергеем Волковым.
— Сергей, как вы оценили воплощение вашей истории на экране?
— Мне как участнику творческого процесса сложно что-то сказать — я видел фильм на разных этапах, глаз «замылился». Но это, в общем-то, и не важно, главное слово всегда за зрителем.
— Как возник образ главного героя — скрипача из Бельгии? Был прототип?
— Это собирательный образ, образ человека искусства, столкнувшегося с самыми бесчеловечными явлениями: нацизмом, жестокостью, насилием. Все мы знаем выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но заставить замолчать музу нельзя, она будет петь, и ее голос будет слышен всегда. Он пробьется через взрывы и свист пуль, через стоны умирающих и донесет до людей правду. Наш герой — служитель муз, скрипач, и он становится носителем этой правды.
— Часто говорят, что пора снимать кино о героях спецоперации, о наших на Донбассе. Почему важно рассказать, что происходит на другой стороне?
— В России снимают несколько фильмов об СВО, скоро зритель их увидит. Мы ставили перед собой задачу показать внутренние, скрытые от людей и у нас, и на Западе, и даже на Украине механизмы тотального подавления общества той отвратительной националистической химерой, которую создал коллективный Запад и которая сейчас у власти в Киеве.
— Фильм — о человеке с совестью. В чем причина ее тотальной утраты у тех, кто с 2014 года терроризирует Донбасс?
— Причина проста: там, на территории между Донецком и Польшей, в период развала нашей общей державы в начале 1990-х, решили, что можно стать успешными, понадеявшись не на себя и братьев, а на чужого «дядю» из-за океана. И пока «дядя» за бесценок скупал все, что было создано трудом всех советских людей, Украина худо-бедно жила. А как советский задел кончился, оказалось, что регионы Украины с работящим, настроенным на созидание населением — Донбасс, Крым — больше не хотят жить как аборигены банановых республик, они хотят быть с Россией. Запад предложил «элитам майдана», захватившим власть в Киеве, силовой вариант решения проблемы, и подразделения ВСУ двинулись на Донецк и Луганск. Это был классический переворот, инициированный извне, а в них всегда участвуют люди без совести, готовые на все ради иностранных преференций. Если вспомнить историю стран Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока — США действовали по одному сценарию. Создавая конфликты и очаги напряженности по всему миру, они подпитывают свою паразитарную экономику.
— Вы с 2019 года ездите на Донбасс. А на Украине были до конфликта?
— Да. Это же наша общая страна. В том, что Украина отделилась в 1991 году, опять же большая «заслуга» наших западных «партнеров», внушавших людям там, что во всех их бедах виноваты «кляты москали». Эту политику применяли еще в Древнем Риме: divide et impera, разделяй и властвуй.
— Как вы собирали фактуру для сценария?
— В эпоху интернета, когда есть много каналов с фотои видеоконтентом, проблем с этим нет. Я, как и сотни тысяч человек по всему миру, 2 мая 2014 года своими глазами через камеры погромщиков и убийц видел, как сжигали Дом профсоюзов в Одессе. Видел ролики с убийствами мирных жителей и пленных — украинские «воiны свiтла» («воины света») сами выкладывают записи своих преступлений в сеть. Я общался со свидетелями всех этих событий.
В фильме ничего не придумано. Отключения света в поселках в целях «светомаскировки», обыски и мародерство, давление на людей по «языковому вопросу», убийства и коррупция, раздача оружия, ложь — это реальность последних лет на Украине. Кстати, снятые в фильме украинская форма, техника ВСУ, их флаги, шевроны, оружие, даже книжка «Майн кампф» (признана в РФ экстремистской. — «ВМ») и «икона» с позолоченным изображением Гитлера — не реквизит, а трофеи, захваченные нашими войсками в ходе СВО на разных участках фронта и предоставленные Министерством обороны.
— Актеры играли на английском языке. Фильм, очевидно, ориентирован и на западного зрителя?
— Да. Никто не отменял интернет и вирусное распространение. Много лет мир кормят однообразной западной пропагандой, где Россия выставляется нищим, тоталитарным, безкультурным Мордором (темное королевство из книги Толкина «Властелин колец». — «ВМ»), империей тьмы, а западные страны — эльфийскими царствами света и свободы. Но мы же бывали там, мы знаем, как все на самом деле. Там масса проблем, и есть похлеще, чем у нас! В том числе для того, чтобы восстановить статус-кво, разрушить эту пирамиду лицемерия, мы сняли фильм. А еще кроме западной аудитории,есть семь миллиардов зрителей в Китае, Индии, Южной Америке, Африке, Азии. Ориентировались и на них.
Можно ли ждать ренессанса нашей культуры, раз есть запрос на правдивое, не топорное патриотическое кино? Надежда на ренессанс есть всегда. Вся история человечества состоит из чередования «темных веков» и периодов возрождения.
Обновление остро необходимо нашему кинематографу. С середины 1980-х годов мы в догоняющих. Голливуд идет вперед, а мы плетемся в хвосте, слепо копируя нелучшие их фильмы в надежде на коммерческий успех. С этим нужно заканчивать. У нас был великий советский кинематограф. Из него можно и нужно взять все лучшее, осовременить — и создать свое, оригинальное, национальное кино.
ДОСЬЕ
Сергей Волков — писатель, журналист, сценарист. Родился 2 августа 1969 года в Смоленской области, окончил Литературный институт имени Горького. Написал более трех десятков книг для детей и взрослых, среди которых романы «Чингисхан», «Дети пустоты», «Ильич», «Я — кукла вуду». Автор сценариев к фильмам и сериалам, лауреат литературных премий.
СЮЖЕТ
Бельгийский скрипач-виртуоз Даниэль Коэн приезжает на гастроли в Киев в конце февраля 2022 года. Затем он попадает в поселок Семидвери, где становится свидетелем жестоких преступлений и провокаций. Коэн стремится не только выжить, но и рассказать миру правду.
Коротко о главном
— Сейчас снимают кино «Война и музыка» по вашему сценарию. Это фильм о Великой Отечественной? В названии прослеживается связь со «Свидетелем». Она есть?
— И да, и нет. С одной стороны, «Война и музыка» — более военный фильм, там есть сцены боев: танки, пушки, окопы, грязь, кровь. В общем, это очень масштабное кинополотно. А с другой стороны, там тоже присутствует тема столкновения людей, совершенно не военных, с этим страшным монстром, который именуется войной. Когда фильм выйдет, зрители сами все увидят.
— Вы работали на заводе, участвовали в строительстве БАМа, были в экспедиции на Колыме. Можно ли назвать весь этот опыт подготовкой к писательству?
— Вся жизнь творческих людей — бесконечная подготовка к творчеству, так уж устроен мир. Фантазия, полет мысли — это прекрасно, но этого мало. Писатель, поэт, художник, музыкант должны знать и жизнь, и людей, и ситуации, иначе произведения будут фальшивыми.
— Вы один из авторов патриотической «Азбуки Донбасса». Сейчас такие азбуки появляются в разных регионах. Почему важно масштабировать проект?
— Потому, что дети должны знать о своей малой и большой родине, чтобы не вырасти «иванами, родства не помнящими». Проект и правда масштабный, сейчас идет работа над азбуками Урала, Сибири и других регионов.
— Вы много лет пишете фантастическую прозу. А на первом месте для вас литература или кино?
— Это как спросить у ребенка: «Кого ты больше любишь, маму или папу?» (Смеется.) Я и нефантастическую прозу пишу, и стихи, и публицистику. И все для меня на первом месте!
— Сериалы «Великая», «Чикатило», фильм «Робо»... Такая разная тематика. Есть что-то, что объединяет все ваши проекты независимо от жанра? И какая работа сложнее всего далась?
— Я всегда стараюсь, чтобы зрителю было интересно, ведь «все жанры хороши, кроме скучного». А тяжелее всего… Фильм «Непрощенный», наверное (снят на основе реальных событий авиакатастрофы над Боденским озером. — «ВМ»). Но легких проектов нет, над всеми надо работать с отдачей, иначе выйдет ерунда.