Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Артист Ильдар Тагиров: Танец и театр вызывают равнозначное переживание

Общество
Артист Ильдар Тагиров: Танец и театр вызывают равнозначное переживание
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Мы продолжаем рубрику «Взлетная полоса», в которой знакомим читателей с новыми лицами и именами, у которых есть шанс запомниться. Ведь когда тонешь в рутине, особенно хочется сделать вдох, соприкоснувшись с искусством, которому неведомы границы ни в пространстве, ни во времени. На этот раз побеседовали с Ильдаром Тагировым — успешным танцором и начинающим актером. Говорим про современный танец, драматическое искусство, про кино, книги и правила.

Человек с экрана — скольких вы помните спустя плюс-минус десять лет? Многие ли из них возвращаются в поле внимания, которое сместилось, ведь за такой срок обновляются почти все клетки в организме. Я вновь гляжу на экран с Ильдаром Тагировым: теперь он актер, тогда был танцором. И главный вопрос при встрече не «где вы были», а немного другой…

Ильдар, что вами движет?

— Наверное, вера. Она может быть разной — вера в будущее, духовная. Без нее никакие цели недостижимы. Но любая цель, к которой стремятся люди, все равно условная. Потому что по пути к ней ты не остаешься тем же, каким начинал путь. Ты постоянно сталкиваешься, взаимодействуешь со множеством обстоятельств. И к моменту достижения цели ты уже приобретаешь другую форму, ты иначе обрамлен. Да у меня и нет конкретной цели. Я всегда жил по наитию.

— Развернем вашу историю от настоящего к прошлому. В афише «Современника» на ближайшие месяцы стоит спектакль «Театр» Владимира Панкова, где вы играете сына героини Моэма и немного Треплева из «Чайки» Чехова. Такой дебют на сцене...

— Случился чудесным образом. И отчасти породил во мне желание заниматься драматическим искусством. С режиссером Владимиром Панковым я познакомился, когда еще работал танцовщиком на проекте «Акустическая читка» в ЦДР, которым он руководит. Спустя несколько лет, когда Владимир Николаевич предложил играть в его спектакле, согласился. Начались репетиции, в ходе которых роль Роджера с каждым днем разрасталась, из пластической стала пластически-драматической. Я влюбился в этот процесс. Понял, что Владимир Николаевич вытягивает из меня то, о чем я и не предполагал, что оно во мне хранится.

Так что в актерскую профессию я вошел с изнанки. Обычно после института артисты пробуются во все театры. А у меня вышло наоборот — сразу в такой театр, на такую роль, с такими артистами, режиссером. Мне посчастливилось работать со многими грандиозными современниками. Играть в партнерстве с Еленой Яковлевой, с Владиславом Ветровым в роли отца моего героя, с Сергеем Юшкевичем.

Я был в восторге от того, как они работают! И понял, что если у меня есть к этому предрасположенность, то я просто обязан исполнить свою мечту детства. И, отчасти из азарта, с первого раза поступил в ГИТИС на факультет новых направлений сценических искусств, на кафедру саунд-драмы.

— Мечта была связана именно с актерством?

— Вообще с любым проявлением сценического воплощения. Но когда я в раннем возрасте начал танцевать, уже не представлял, что могу делать что-то еще. Я танцевал все время. Это была единственная отдушина моего детского, довольно тяжелого жизненного отрезка. Танец стал для меня всем, без преувеличения.

— Какой цены требует идеальная техника?

— Танец — это не только про физику, но и про духовное взращивание самого себя, а также умственное, вкусовое... Нужно воспитывать из себя артиста. Ты не можешь выйти и просто исполнить движения, чтобы показать зрителю свои физические способности. Сами по себе они никому не нужны.

Конечно, это жуткий ежедневный труд. Особенно в детстве, когда ты еще не совсем понимаешь, зачем это делаешь, зачем терпишь такую боль, но веришь, бессознательно ощущаешь, что так нужно. Душа побуждает тебя к постоянному физическому адскому труду. По-другому ты просто не можешь.

Но, когда ты уже сформирован, бывает и наоборот. Порой я замечаю, что после отпуска, когда месяц ничего не делал, испытываю что-то вроде перерождения, начинаю танцевать так, как никогда. Я этому не учился, в таком стиле не работал, а оно возникает из ниоткуда. Все набитые мозоли постепенно исчезают, остается опыт, к которому ты добавляешь что-то новое. Я не знаю, как это работает, но это как когда молния в человека ударит, и он начинает говорить на разных языках. Так и тут. Но бывает и так, что сегодня попробовал — работает, а завтра уже не можешь вспомнить, как было. Тело проснулось и сигнализирует: «У тебя есть набор того, чему ты меня учил, вот им и пользуйся». Но так и в актерской работе, и в литературной, вообще в любой — все это бесконечный труд.

— К слову, про литературу. Что вы читаете?

—Все. Но иногда читаю, а иногда не делаю этого категорически. Есть периоды, когда мне неистово хочется читать, и я делаю это днями напролет. А бывают времена, когда читаю только потому, что это надо делать, но понимаю, что просто исполняю функцию, и, закрывая книгу, не могу вспомнить, что читал.

Утром снял с полки дореволюционный сборник и прочел очерк Бунина о его путешествии на дачу Чехова, где тот повествует об образе жизни Антона Павловича, незаметных читателю бытовых особенностях. Это жутко интересно! Мне бывают любопытны мемуары, хотя я понимаю, что часто это та еще сказочка. Научная литература об искусстве нравится. Одна из любимых книг — труды Василия Кандинского «О духовном в искусстве». Впервые прочел ее, когда мне был 21 год, с тех пор по паре раз в год перечитываю и осознаю, что ничего не понимаю в искусстве. Как только приехал в Россию, конечно же, схватился за русскую классику...

— Время задать вопрос: где же вы были?

— Об этом меня спрашивали многие из культурной среды на премьере «Театра». Мне кажется, всех артистов отслеживают едва ли не с младенчества. За ними наблюдают, предполагают, что этот человек может быть таким и сыграть так, а другой — иначе. И когда у кого-то что-то удается, это не становится сюрпризом для искушенного зрителя. Я же развивался как личность в параллельном мире, вырос в Европе. У меня есть что дать. Но для многих я — чистый лист.

— Титульный. Точнее, вы титулованный танцор: побеждали на соревнованиях в США, Италии, Испании; обучались-стажировались во Франции, Бельгии, Швейцарии; работали как приглашенный артист в Германии, Испании...

— Да, объездил все самые важные конкурсы, которые могут случиться в карьере танцовщика. Вы упомянули Францию — туда я попал, когда на конкурсе в Нью-Йорке взял Гран-при и несколько специальных призов, одним из которых была стажировка в Парижской консерватории музыки и танца. Кстати, от русского педагога из Большого театра Сергея Соловьева. Там я получил колоссальный опыт, в том числе от наставнической позиции педагога. Это было жестко, но он заново меня воспитал в отношении танцевального искусства. Я тогда был еще юн и умел ловить все, что говорят педагоги. Сейчас сильнее фильтрую новое.

А из Швейцарии сбежал, несмотря на большую стипендию. Их система образования оказалась для меня слишком демократичной. Там не было никаких правок, разговоров о том, что верно, а что — нет. Сначала я принимал это на свой счет, думал: проблема во мне. Потому что воспитывался таким образом, что, если тебе делают замечания и орут — значит, ты важен для педагогов. Если тебя игнорируют, то ты вошь.

Но там такой подход в целом. Они нацелены на эксперимент, потому позволяют студентам выражаться даже антихудожественно, скажем так. И, как бы вы ни выразились, все хорошо.

Мне это не подходит. Мне нужны жесткие рамки, требовательные мастера. Я окончил Киевский хореографический колледж, а там школа почти такая же, как в Москве, в Санкт-Петербурге, — преподаватели старой закалки, учились примерно у одних педагогов.

— Можете сравнить современные танцевальные процессы у нас и за рубежом?

— Россия — это прежде всего классический балет. Современный танец — европейский вид искусства, и с этим ничего не поделаешь. Так сложилось, что мы развивались в классическом танце, но не уделяли внимания нишевому современному. С первого класса балетной академии к нему относятся как чему-то второстепенному.

Настрой идет от педагогов: «Пусть будет, покривляйтесь, но имейте в виду, что это вообще никому не надо». А потом, когда артисты, танцующие классику, хотят начать исполнять современный танец, им становится очень непросто. Надо практически с нуля начинать. Потому что современный танец — это совсем не про завернутые стопы и колени или умение упасть, когда захотелось. Для него, на базе классики, надо так же долго и упорно, как для балета, воспитывать тело, и не только.

Тут еще очень важен опыт взаимодействия с хореографами, который, к сожалению, в наших балетных труппах нечастый. Хотя в Москве роскошь приглашать иностранных хореографов была у Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. За несколько лет сотрудничества с европейскими, израильскими постановщиками эта балетная компания научилась танцевать современный материал, и делает это очень качественно.

— Говорят, проблема не только в исполнителях, но и в зрителях, которые зачастую с трудом принимают современную хореографию.

— У нас очень сложное эстетическое восприятие перформативного искусства. Зритель встает в позицию критика. Ему постоянно хочется указать: «Это правильно, а это — нет». Человек заведомо не настроен узнавать российский современный танец, важничает: «Что вы можете мне предложить?» В основном наши маленькие компании наталкиваются на этот большой айсберг непонимания. Но сейчас много талантливых ребят, которые активно развивают андеграундные стили танца. Пока современный танец существует у нас только в определенных нишах, которые зрители для себя выбирают, им наслаждаются, ходят на спектакли, танцевальные квартирники. Но это не разрастается.

Думаю, причиной может быть и отсутствие насмотренности. Но если ты чего-то не видел, не значит, что этого нет. Жаль, к нам редко приезжали современные балетные компании из Европы. А только единицы могут позволить себе поехать, например, в Вупперталь, чтобы посмотреть балет, поставленный Пиной Бауш. Кстати, в Германии почти в каждой деревне есть труппа современного танца. И в Бельгии есть хорошие танцевальные компании. У них на государственном уровне система поощрения искусства выстроена так, что они могут себе позволить открыть много различных танцевальных школ классической направленности, смешанных, современного танца...

— Назовите коллективы, которые стоит поискать хотя бы в записи, если не увидеть вживую?

— Это глубокая тема. Есть эталонные труппы современного танца, которые задают тон всему миру. Назову, условно, три. Нидерландский театр танца NDT набирает лучших, по своему мнению, танцовщиков и приглашает несколько самых именитых хореографов в сезон, которые готовят постановки. Артисты там универсальны и могут подстроиться под любого хореографа.

Есть израильские компании, самая знаменитая — Batsheva Dance Company. Существуют смешанные компании, которые танцуют и классику, и современный танец. Например, Танцевальная компания Дрезден-Франкфурт — совершенно иной мир исполнительского мастерства. Много молодых экспериментальных компаний в Италии, во Франции...

— Почему вы, имея основания остаться за рубежом, выбрали вернуться в Россию?

— Этот вопрос — удивительный для меня. Я никогда не хотел перебраться за границу, но стремился быть и тут и там. Уехать — значит перерезать себе все здесь. Зачем? Я люблю свою Родину, всегда тянулся сюда сердцем. Даже когда учился в Швейцарии, работал в Европе, в отпуск ездил в Санкт-Петербург или Киев — это два моих любимых города. Родители живут в Калининграде. Сам я второй год в Москве.

Да и мне хочется танцевать за рубежом на правах приглашенного артиста. Когда в тебе заинтересованы, сами сделают все, чтобы ты приехал. Конечно, пока рабочие поездки в Европу для меня приостановились, но дружить с коллегами мы продолжаем. Мне важно иметь возможность насыщаться там театрами, музеями, природой, едой, языком, коммуникациями.

— Кстати, танец — физическое воплощение музыки, мирового языка общения.

— Да, это невербальный вид искусства. Не зная языка, я могу работать в любой танцевальной компании мира. И недавно стал осознавать, что с актерской профессией смогу жить, условно, только в Москве, в России и играть в русскоязычных проектах. Поясню. Когда я гулял по Парижу и видел афиши гастролей Театра Вахтангова или МХТ Чехова, наивно удивлялся: «Они что, играют на французском?» Конечно, нет, на родном. Кому надо — поймет, есть субтитры.

Но актерство очень привязано к языку. Там не может быть приблизительного понимания текста. Чтобы прочувствовать, что играешь, нужно быть носителем языка. Знать английский — не то же самое, когда он твой родной. Да, я могу на нем говорить, но ни думать, ни чувствовать, ни переживать эмоции на нем не умею. Поэтому понимаю, что то, что я хочу делать, очень сильно зависит от языка. Для меня важен русский язык. Он всегда был мне интересен.

— Что связывает вас с кино?

— Как зритель я только сейчас, во время обучения, начал заполнять пробел, который у меня был по итальянскому, немецкому, русскому кино. Раньше оно было мне неинтересно. Я пропадал в танцевальных залах, театрах, музеях. Теперь понял, как много упустил.

Как актер дебютировал в короткометражной ленте «Шоссе Энтузиастов» Федора Кравчука, ее недавно показали на фестивале «Короче». А до этого на экраны вышел сериал «Балет» Евгения Сангаджиева. Сейчас хожу на пробы, жду ответа. Это целое дело — попасть в кино. Тут мало уметь играть и хорошенькой мордашки.

Кстати, я заметил тенденцию, что сейчас в России в кино особо не берут «хорошеньких» — сложные лица куда интереснее, чем просто классические. В кино важно войти в ансамбль, вписаться в этот очень сложный механизм. Я пока только потихоньку начинаю разбираться, как он устроен.

— Что вы чувствуете, когда выходите на сцену ради танца или драматического исполнения?

— В танце с детства я привык просто делать то, чему тебя научил педагог, и не обращать ни на что внимание. Это вид искусства, связанный и с внешними, и с внутренними признаками, но зритель считывает в основном внешнее. А это очень понятные шаги, правила. Есть батман тандю, который исполняется так, а не иначе.

Есть международные правила, как в Олимпиаде. Ты делаешь и знаешь, что сделаешь. А в драматическом искусстве нет вообще никаких правил. Ты просто выходишь на сцену, чувствуешь, что можешь многое предложить и что это не будет «неправильным». Конечно, перед выходом ощущаешь мандраж. Но как только начинаешь, он отступает. Ты словно погружаешься в транс. И я заметил, что и в танце, и в драматическом искусстве это равнозначное переживание.

— Каким правилам следуете в жизни?

— Одному: через все транслировать любовь. У меня есть удобная мне форма существования, движения, общения с людьми, и она — никакое не правило. Я сам придумываю и выбираю делать то, что хочу, и не делать того, чего не хочу, что по обыкновению сложнее. Мы все движемся по схожим ступеням, кто-то зовет это «правилами». А я просто не хочу придумывать название тому, что дает мне Господь.

— Чего вы боитесь?

— Это чувство живет во мне крепко, хоть я понимаю, что оно нелепо. Причем на глобальные страхи я не обращаю внимания. Когда возникает большая проблема, я не сопротивляюсь ей, и она разрешается. Самое болезненное для меня — «кто что подумает» — выглядеть глупо в профессии. От мелких страхов начинаю зажиматься, стесняться. Одно время стыдился того, что участвовал в телешоу (Ильдар — победитель «Танцуют все!» (2012), финалист «Танцуй на Первом» (2015). — «Вечерняя Москва»), потому что мне казалось, что я ужасно там двигаюсь, и ни один директор танцевальной компании меня не пригласит, увидев это. Но потом я понял, что таков мой путь, ведь именно это дало мне возможность развиваться дальше, выбросило в другую Вселенную. Все случайности неслучайны. Нам многое дается, другое дело, сумеем ли мы за это ухватиться. И теперь я не стесняюсь — это моя прошлая жизнь.

— Состояния счастья, любви внутри каждого человека. Как разбудить их в себе?

— Никак. Однажды я участвовал в постановке, где был главный герой в летах, он же в молодости и в детстве. Я играл его в детстве, и у меня была только одна фраза, которую придумала режиссер. Она говорила: «Как объяснить человеку, что такое «нравится»? Тебе нравится то или другое. Ведь «нравится» не выбирают, «нравится» само выбирает тебя». Не ты выбираешь, что тебе нравится — голубое или черное, — цвет сам выбрал тебя. Нравится тебе та картина или эта — она сама выбрала, чтобы тебе понравиться. Так и любовь. Мне кажется, человек слишком много на себя берет.

— А если не нравится ничего?

— Я понимаю, о чем вы говорите. Иногда нужно насильно пытаться в себе настроить тот камертон, который был у тебя прежде или к которому хочется прийти. Это как общение с Богом. В основном люди обращаются к нему, когда у них есть проблема. А поддерживать регулярное общение — поблагодарить, поделиться — сложно в любых отношениях. Особенно когда тебе нечего сказать, но надо приложить усилие, чтобы поддержать контакт. Так и в человеческих отношениях, и с тягой к прекрасному... Это постоянный труд. Тебя должно заботить: где ты, с кем, как ты, что чувствуешь, а чего не чувствуешь. Важно учиться открывать свое сердце.

ДОСЬЕ

Артист Ильдар Тагиров родился 13 февраля 1995 года в Йошкар-Оле. Молодой человек окончил Киевский хореографический колледж, обучался в Швейцарии (Cinevox Junior Company). В 2021 году поступил в ГИТИС на факультет новых направлений сценических искусств, мастерская Андрея Заводюка.

На экране дебютировал в сериале «Балет» Евгения Сангаджиева, а также снялся в короткометражной ленте «Шоссе Энтузиастов» Федора Кравчука. На сцене играет в спектакле «Театр» Владимира Панкова в театре «Современник».

В копилке достижений артиста много танцевальных наград — Гран-при и золотые медали российских, европейских, американских конкурсов, включая Valentina Kozlova International Ballet Competition (Нью-Йорк, США), Spoleto International Dance Competition (Сполето, Италия) и другие.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.