Тайны Поклонной горы. Спустя десятилетия после Победы специалисты находят уникальные военные экспонаты
Прошло 79 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но до сих пор и профессиональные исследователи, и энтузиасты — многие и многие потомки советских солдат-победителей — продолжают по крупицам собирать материалы, которые позволяют полнее и точнее восстановить события военных лет. Какие открытия удалось сделать сотрудникам Музея Победы на Поклонной горе, одного из крупнейших военно-исторических музеев мира, узнала ≪Вечерняя Москва≫.
Сегодня в фондах музея на Поклонной горе хранится свыше 389 тысяч предметов, связанных с историей Великой Отечественной войны. Лишь образцов военной техники — более 400. Идею создания в Москве масштабного мемориально-музейного комплекса в честь Победы советского народа высказывал еще Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Строительство началось в 1985 году, уже после ухода из жизни военачальника. Официально открылся музей в 1995-м. В сборе и подготовке музейной коллекции к показу новой экспозиции принимали участие сами ветераны Великой Отечественной войны (так, в первом составе сотрудников было 53 ветерана, включая директора — генерал-майора Леонида Касьяновича Котляра).
Сейчас музей — это еще и научно-исследовательский центр, который помогает находить и восстанавливать не всегда известные подробности событий прошлого, а также борется с попытками фальсификации истории.
— Бывает, люди ничего не знают о судьбе родных. У них ничего не осталось, кроме одного или нескольких фронтовых писем. Они передают эти материалы нам, а хранители их атрибутируют, то есть устанавливают, когда и кем было написано письмо, где человек сражался. Выясняют, как сложился фронтовой путь бойца, — поясняет главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец. — Это важная, интересная и, наверное, одна из самых главных работ специалистов музея с предметами наряду с сохранением реликвий Великой Отечественной.
По словам Засковец, хотя зачастую речь не идет об открытиях, которые могли бы коренным образом повлиять на наше представление о событиях Великой Отечественной войны, тем не менее это новые подлинные фрагменты картины народной трагедии и мужества. А что значат установленные факты для родственников, тем более невозможно переоценить. Примеров таких ≪небольших открытий≫ на счету музея сотни. Вот лишь некоторые из них, они сегодня особенно обращают на себя внимание посетителей.
Не погаснет без времени золотой огонек
Наряду с письмами, фотографиями, наградами и личными вещами участников Великой Отечественной войны, которые передают на хранение в Музей Победы близкие ветеранов, случаются пополнения фондов и иного рода.
— Иногда поступающие материалы не являются семейными реликвиями, их спасают от уничтожения и приносят к нам неравнодушные люди, которым дорога история своей страны, — рассказывают в музее.
Именно так произошло, когда москвичка Елена Хадина случайно увидела на площадке, где сносили гаражи-ракушки, пакет со старыми журналами. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это подшивка журнала ≪Огонек≫ за 1942 год.
— Как человек, имеющий опыт в архивном деле (после выхода на пенсию работала в архиве Россотрудничества), я прекрасно понимала историческую ценность этих номеров, —рассказывала позже Елена Юрьевна. —Увидев подшивку журнала военной поры, выброшенную на свалку, отнесла ее домой и решила передать в Музей Победы, главный музей страны, хранящий память о Великой Отечественной войне. Наверное, все дело в моем характере.
Я всегда стараюсь вмешаться, если замечаю какой-нибудь непорядок. Находку москвичка передала сотрудникам отдела фондов, а дальше по штампам удалось установить, что подписка журналов ранее принадлежала Горьковской (ныне — Нижегородской) областной библиотеке. Скорее всего, еще в конце 1940-х номера были списаны. Но какойто почитатель ≪Огонька≫ взял их домой и бережно хранил любимые журналы. Причем даже при переезде в столицу подписку забрали с собой. Возможно, сначала журнал часто читали, затем убрали на антресоли в прихожей, пока наконец вся подписка не оказалась в гараже.
— Конечно, уличная ≪ракушка≫ не лучшее место хранения бумажных изданий. Какие-то страницы безвозвратно утрачены, а какие-то требуют реставрации. Но в целом это бесценный дар для нашего музея, —говорит хранитель музейных предметов Юлия Жукова. — Раньше у нас были только разрозненные экземпляры журнала за 1942 год, а теперь — настоящая летопись страны. Выходя каждую неделю даже в самые трудные дни, порой на некачественной бумаге, черно-белый ≪Огонек≫ освещал своим читателям на фронте и в тылу правду о войне. На обложках журнала —моряки и летчики, пехотинцы и танкисты, Герои Советского Союза и новобранцы, а на его страницах рассказывается о героических и трагических событиях тех лет —об обороне Ленинграда и Сталинграда, освобождении городов и работе тыла, подвигах партизан и советских воинов. Эти номера теперь активно используются в научной и выставочной деятельности музея.
Женщина с ребенком на руках
Накануне Международного дня защиты детей в 2023 году Музей Победы представил выставку ≪Утраченное детство≫, от которой у взрослых людей слезы подступали к горлу — 50 картин, написанных художниками-фронтовиками и художниками-детьми войны. Не просто художественные произведения, а воспоминания о тех испытаниях, что пришлось пережить авторам.
Была в числе работ и картина заслуженного художника РФ Николая Тужилина под названием ≪Мать. 1941 год≫ — собирательный образ матери времен войны. Молодая женщина держит ребенка на руках на фоне открывающегося из окна военного пейзажа. Живописное полотно размером 70×62 см было создано спустя 30 лет после начала Великой Отечественной. В июне 1941 года Коле Тужилину не было и 11 лет... Сегодня работы Николая Терентьевича находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в областных музеях России и частных собраниях по всему миру… В Музей Победы картину ≪Мать≫ в начале 2000-х передала дирекция выставок Союза художников России. В наши дни музейщики решили провести реставрацию полотна. Каково же было удивление специалистов, когда оказалось, что лист оргалита, защищавший оборот картины, является ранее неизвестным полноразмерным эскизом.
— Таким образом в нашей коллекции появилось две работы художника Тужилина, отражающие творческий процесс и позволяющие сопоставить авторский замысел и результат, — рассказала главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец.
Из болот под Вязьмой
С 8 января 1942-го по 31 марта 1943-го на ржевско-сычевском направлении разворачивались одни из самых кровопролитных сражений в ходе Великой Отечественной войны. Ржевская битва, позволившая отодвинуть линию фронта от Москвы еще на 130–150 километров и лишить фашистов плацдарма для нового наступления на столицу, по оценкам историков унесла свыше миллиона жизней советских солдат.
≪...Мы за Родину пали, но она спасена≫, — напишет Александр Твардовский в своем стихотворении ≪Я убит подо Ржевом≫.
Событиям тех лет Музей Победы посвятил выставку ≪Багровый рубеж≫, посетители которой могли увидеть среди прочих уникальный экспонат, привезенный из-под Вязьмы... 6 октября 1941 года у деревни Богатырь Смоленской области принял свой последний бой Иван Андреевич Флеров, командир первой батареи артиллерийских ≪Катюш≫. Под его руководством боевые машины впервые вступили в бой 14 июля 1941 года, ударив по наступающим в районе города Рудня фашистам. Новое советское оружие не на шутку напугало врага, немецкий генштаб объявил охоту на БМ-13. В ночь на 7 октября 1941 года колонна машин батареи Флерова попала в засаду, артиллеристы вступили в бой с превосходящими силами противника. Когда боеприпасы закончились, Флеров приказал взорвать установки, а головную ≪Катюшу≫ тяжелораненый командир подорвал вместе с собой. Погибла в окружении и большая часть его бойцов, но секретное оружие врагу не досталось...
Зимой 1991 года сотрудники Музея Победы отправились в Угранский район Смоленской области, чтобы доставить в Москву реликвию, обнаруженную недалеко от деревни Богатырь. Это был фрагмент рамы лонжерона ходовой части боевой машины М-13 на базе автомобиля ЗиС-6, застрявший в стволе дерева, с места подрыва батареи капитана Флерова в 1941-м. Дерево стояло на заболоченном участке, и было необходимо дождаться сильных морозов, когда болото основательно промерзнет и появится возможность достать ствол осины.
— Ценой больших усилий дерево было привезено в Москву. Его понадобилось подвергнуть обработке специальными растворами — законсервировать, защитив от дальнейшего разрушения, — вспоминают сотрудники.
Сейчас экспонат, увековечивший подвиг красноармейцев, может увидеть любой москвич и гость столицы, придя в музей.
Судьба человека
≪Нет в России семьи такой, / Где б не памятен был свой герой. / И глаза молодых солдат / С фотографий увядших глядят...≫ — кому не знакомы эти строки Евгения Аграновича?! А были, кроме фотоснимков, еще и фронтовые портреты советских солдат — их создавали мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова в годы войны.
Увы, многие из красноармейцев, запечатленных портретистами, пропали без вести в ≪сороковые-роковые≫, и так бы ничего потомки не узнали об их дальнейшей судьбе, если бы не совместный проект Музея Победы и ≪Поискового движения России≫.
Музей из собственных фондов, а также из архивов филиалов и партнеров передал Ассоциации студенческих поисковых отрядов около 400 оцифрованных портретов участников Великой Отечественной войны для исследовательской работы. Так, благодаря работе энтузиастов удалось установить фронтовой путь и найти места захоронений сотен героев военной графики.
Проект ≪Фронтовой портрет. Судьба солдата≫ продолжается и сегодня. Спустя десятилетия близкие наконец могут прочитать биографии своих дедов и прадедов и положить в семейный архив копию фронтового портрета, ставшего ключом к тайнам прошлого.
КСТАТИ
Познакомиться с редкой трофейной техникой и вооружением милитаристской Японии сегодня также можно на Поклонной горе. Уникальную коллекцию собрали в ходе поисковой экспедиции на острова Шумшу и Парамушир, организованной руководством Музея Победы и администрацией Северо-Курильского района Сахалинской области в 2009 году.
После реставрационных работ свое место на площадке трофеев заняли 13 экспонатов, в том числе 105-мм полевая пушка «Тип 38», разработанная в 1904 году фирмой «Крупп» по заказу японской армии; легкий штурмовой танк «Тип 4» «Ке-Ну» (один из двух сохранившихся в мире); плавающий танк «Тип 2» «Ка-Ми» (один из трех единиц в России); легкий истребитель Накадзима Ки-43 «Хаябуса» и другие.