Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Смех сквозь слезы: жизнь и судьба Вячеслава Невинного

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Смех сквозь слезы: жизнь и судьба Вячеслава Невинного
Фото: РИА Новости

90 лет назад, 30 ноября 1934 года, появился на свет Вячеслав Невинный — будущий народный артист СССР, блистательно игравший как на театральной сцене, так и на съемочной площадке.

Со стороны он казался простецким, открытым парнем, этаким общительным балагуром. Но на самом деле это было не так: Невинный был достаточно прочно закрыт от чужих людей, интервью давать не любил, и даже если делал это, то очень выборочно. Ему вполне хватало его семьи — любимой жены, сына, тоже Вячеслава, внучки, крайне узкого круга друзей. «Я невеселый человек, — говорил он о себе. — В жизни бывали моменты, когда надо пошутить или отшутиться. Но ведь не каждую же минуту…»

...Слава родился в Туле, в семье, никакого отношения не имевшей к театральному делу: отец работал на оружейном заводе, мама была машинисткой; учился в школе № 23. В четвертом классе попал в Дом пионеров, в котором был серьезный театральный кружок. Позже он с улыбкой вспоминал — мол, как оказался там, так и «пропал». Ему хотелось сыграть все!

Природа наградила его абсолютным слухом и в отношении музыки, и в отношении русского языка. Он болезненно кривился, если кто-то перевирал мотив песни, и искренне недоумевал, как можно писать с ошибками. Кстати, он и рисовал отлично. Став уже знаменитым актером, набрасывал эскизы к ролям практически как художник-профессионал... Но артистический талант перекрыл все остальные способности с лихвой.

В пору его занятий в драмкружке в связи с очередным юбилеем Гоголя сверху была спущена разнарядка отмечать событие достойно, и в кружке решили поставить «Мертвые души», но не целиком, а отдельными кусочками. Только роль Чичикова была в них «сквозной», и играл его Слава Невинный. И хотя Вячеслав Михайлович уверял, что у него в жизни не было момента, когда он «проснулся знаменитым», в этом была доля кокетства: на следующий день после премьеры о нем заговорили.

…Но во ВГИК он не прошел. Он поехал поступать туда, понимая прекрасно две вещи: ничем, кроме актерства, он заниматься не хочет и не может, и, второе, он очень любит кино и хочет попробовать себя там. Может быть, провал расстроил бы его еще больше, если бы не примечательный момент: после этого к нему подошел Владимир Белокуров, народный артист, звезда первого ряда после фильма «Чкалов»:

— Послушайте, молодой человек, а зачем вам кино? Вы же совершенно театральный артист!

Невинный вернулся в Тулу и устроился в местный ТЮЗ. Принимал его на работу сам главный режиссер Леонид Лукацкий. Разговор был недолгим, но Леонид Александрович увидел в симпатичном парнишке какую-то искру и с ходу дал ему роль в пьесе «На улице Счастливой». Главную роль играл артист Горюнов — звезда Тульского ТЮЗа. На сцене Невинному надо было соответствовать ему и игрой, и... пением. И ничего, справился! Рецензия после премьеры вышла отменная… Так неопытному, но одаренному молодому сотруднику ТЮЗа начали поручать роль за ролью.

На следующий год Невинный без проблем поступил в Школу-студию МХАТ. Присутствующий на экзаменах тот же Белокуров паренька узнал, одобрительно похлопал по плечу: «Я же говорил, что ты — для театра!» И он был прав. Но даже гениальному провидцу Белокурову не дано было предугадать, что Невинный, безусловно созданный для сцены, станет и блистательным киноактером.

...У него оказался фантастически мощный курс, к тому же еще и дружный, и сильные преподаватели. И жизнь началась — «взахлеб»: помимо учебы, мхатовцы еще и носились по всем выставкам, «напитываясь» искусством. В общежитии он жил с Женей Урбанским. Для закрытого, не склонного к общению Невинного он стал самым близким другом. После гибели Урбанского на съемках фильма «Директор» 5 ноября 1965 года ближе друзей у Вячеслава Михайловича уже не случалось… Впрочем, нельзя сказать, что он как-то особенно страдал из-за этого — ему реально для всего хватало семьи.

Диплом Невинного был подписан самой Ольгой Книппер-Чеховой. В Художественном театре, куда он вышел на работу после Школы-студии, вскоре решили ставить «Трех толстяков», и ему дали роль продавца шаров. А Суок играла Нина Гуляева. Он писал потом, что все, что им было нужно понять друг про друга, они поняли, находясь на сцене... Их роман начался с рабочего момента: красавицу-куклу доставали из коробки, и надо было озвучивать, как распрямляются ее руки-ноги. Невинный предложил свою помощь в этом и идеально изобразил все скрипы и пощелкивания несуществующих «шарниров». Ему нравилось, как Нина играет, — это остро «царапало» сердце. Правда, она была замужем и поначалу ухаживаний не принимала, но для Невинного все было очевидно — они «искрились» друг от друга. Через три года Нина поняла, что любит его. И судьба подарила им полвека счастья... На шарже, нарисованном на Невинного гениальным Юрием Богатыревым, он изображен полноватым, округлившим глазки, с приколотым на груди значком, где выведено короткое «Нина». Кстати, Невинный собирал значки, среди которых немало редких, а еще хранил необычную реликвию: фабрика «Дукат» выпустила сигареты, изобразив на пачке кадр из спектакля «Ревизор» с ним и Алексеем Грибовым. Невинный был фантастическим Хлестаковым: быстрым, внезапным. Он чувствовал его кожей и дал, возможно, самое точное определение этому персонажу-легенде: он — артист!

Со стороны казалось, что все дается ему просто и легко. Отчасти это было так, но именно отчасти. Думающий, мудрый, большого аналитического ума артист, он вкладывал в каждую роль много души, самого себя, своей натуры. Интересно, что на пластинке «По щучьему велению», которую Невинный озвучивал, он написал обожаемому сыну, тоже Славе, на память: «Никакого щучьего веления нет». Потому что знал, что стоит за всей этой «легкостью»…

Театр он любил как вторую малую родину. Он подарил ему и любимую роль — Чебутыкина из «Трех сестер». Он любил роли, в которых «было что играть». А эта из числа таких была первой, «потому что делать в ней надо много…» — пояснял он. А еще он знал: зрители, может, чего-то и не понимают, но чувствуют — все! И видят — попал ты в роль или нет, можно ли тебе верить. Ему — верили. Причем его тяга к правдивости в изображении была такова, что доходило до анекдота. Например, он был большим мастером озвучивания. Когда его пригласили озвучить Медвежонка в мультфильме «Ежик в тумане», режиссер Юрий Норштейн, объясняя задачу, рассказал, что этот персонаж долго искал друга-ежика в лесу, забегался и очень переживает. И Невинный, прежде чем начать запись, долго... бегал по студии. Оттого и звучит его Медвежонок так естественно...

…Конечно, всесоюзную славу подарили Вячеславу Невинному роли в кино. Странно перебила многие из них роль Весельчака У из «Гостьи из будущего»: популярность этого героя, совершенно не близкого Невинному, актера даже несколько раздражала. Но куда больше раздражало его собственное нездоровье. А оно нарастало... В молодости Вячеслав Невинный был очень строен, занимался велоспортом, естественно, падал. В какой-то момент падение оказалось весьма неудачным, его кололи гормонами, что не могло остаться без последствий. Но главную беду принес ему сахарный диабет. Начал расти вес, с годами ходить артисту становилось все сложнее, и это было сущее несчастье. Жил он напротив Художественного театра, в доме № 9 на Тверской, в подземный переход спускаться было сложно. И когда он выходил на работу в театр, Тверская просто... вставала. Он шел через дорогу, постукивая палочкой, раскланиваясь, и кто-нибудь из водителей непременно начинал «бибикать» в знак приветствия и почтения. Так и в театре понимали: это Невинный идет на работу. То же самое продолжалось и после спектакля: постовые не сменялись до тех пор, пока не помогали ему так же перейти дорогу. Это был ритуал, за которым стояла огромная любовь к нему миллионов… Человек, способный рассмешить любую компанию, артист со всегда чуть грустными глазами, Невинный имел некие артистические кредо, которые не нарушал никогда. Например, он считал, что в какой бы роли артист ни выходил на сцену, зрители должны понимать, кто он, какое у него отношение к семье и как он относится к родине. Это было незыблемо. Он всегда подчеркивал: это я выхожу на сцену! Но — с мыслями того человека, которого играю…

…Последние годы жизни Вячеслава Невинного были, мягко говоря, очень непростыми. Сначала сахарный диабет отнял у него стопу. Ему сделали протез; Невинный вел себя мужественно, научился ходить на нем, но затем произошла вторая ампутация. Он не сдавался и тут, хотя уходил в себя, замыкался, подпускал к себе только любимую Нину, она и делала ему уколы. При этом — репетировал дома с режиссером пьесу Тургенева «Нахлебник»! Тяжелейшие боли терпел, только иногда спрашивал — за что ему это…

Мысли о театре его не оставляли. Он часто звонил Нине на репетиции, ему нужно было знать все, что происходит, — он хватался за эти новости, как за спасение. А тонкой своей душой чувствовал, что уходит... 31 мая 2009 года он неожиданно попросил Нину позвать сына и невестку. Посмотрел на них, сделал вдох и... все закончилось.

КСТАТИ

В Доме-музее К. С. Станиславского (Леонтьевский пер., 6) проходит выставка «Планета «Вячеслав Невинный», посвященная 90-летию со дня рождения народного артиста СССР. Вы увидите фотографии артиста, коллекцию его значков, театральные костюмы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марфа Бубнова, заместитель директора Музея МХАТ:

— Как-то я прочла у Сергея Юрского, что Вячеслав Невинный — абсолютно гоголевский артист. Это очень точно подмечено. Хочу также заметить, что Олег Ефремов собрал в свое время во МХАТе звездную труппу, в которую, безусловно, входил и Вячеслав Михайлович. Но есть одна особенность: ни одному артисту из этой звездной труппы, кроме Невинного, не удалось поработать и со стариками Художественного театра, и с самим Ефремовым, а он принимал участие практически во всех его постановках, и застать к тому же период Табакова. А еще, по меткому замечанию актрисы и педагога Киры Николаевны Головко, даже среди более старшего поколения артистов не было никого, кто бы до такой степени разобрался в системе Станиславского, так глубоко изучил бы ее, понял и постоянно применял в работе. Вячеслав Михайлович — это какая-то особая планета. И директор нашего музея Павел Ващилин не раз вспоминал, как говорил его учитель, Роман Козак: бывают артисты хорошие, бывают — гениальные, а бывают артисты-планеты. Таким и был Вячеслав Невинный. Кстати, после одного из спектаклей его прозвали международным артистом — потому что он играл в окружении сплошных народных артистов. Но что-то есть в этом определении особенное...

ЛУЧШИЕ РОЛИ

  • Виринея (1968): Павел Суслов,
  • Не может быть! (1975): продавец пива,
  • Гараж (1979): Карпухин,
  • Старый Новый год (1980): Петр Себейкин,
  • За спичками (1980): Юсси Ватанен,
  • Гостья из будущего (1984): Весельчак У,
  • Мертвые души (1985): Собакевич,
  • Волшебник Изумрудного города (1994): Страшила,
  • Испытательный срок (1960): Степан Зайцев.
Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.