Будто гипнотизеры: пенсионерку обманули на 14 миллионов рублей и оставили без жилья в Москве
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ10 августа 2022 года столичной пенсионерке Вере Георгиевне Масленниковой позвонила незнакомая женщина и представилась сотрудницей столичного банка. Она рассказала, что со счетов пожилой женщины пытаются украсть деньги. В последнее время подобные способы мошенничества в столичном регионе приобрели невиданную популярность у злоумышленников. В случае Веры Георгиевны действия аферистов привели к печальным последствиям — женщина осталась на улице, без личных вещей и без средств к существованию. Как развивались события и можно ли вернуть потерянное — в материале «Вечерней Москвы».
Не верьте ему, верьте мне
Вера Георгиевна обратилась за помощью в редакцию «ВМ» и рассказала свою историю от начала и до конца. По ее словам, разговор с «сотрудницей Сбербанка» закончился заключением девушки о том, что пенсионерку пытаются обмануть мошенники и с пожилой женщиной свяжутся «сотрудники Центробанка».
И действительно, через некоторое время пенсионерке позвонил некий Евгений Дорохов. Он сообщил, что ей срочно нужно снять все деньги со счетов и карточек, а также поинтересовался, сколько у пенсионерки вкладов и на какие суммы.
Сперва Вера Георгиевна не поверила злоумышленнику, так как говорил он очень подозрительно. Тогда Дорохов сообщил, что с пенсионеркой свяжется «сотрудник прокуратуры» и подтвердит его слова. Почти сразу после разговора с «представителем Центробанка» женщине позвонил некий Игорь Ткачев, который представился работником прокуратуры. Он заявил, что Дорохову нужно верить и делать все так, как он говорит.
После этого пенсионерке снова перезвонил «сотрудник Центробанка». Пожилая женщина рассказала ему, что у нее есть счет в «Альфа-банке» на 200 тысяч рублей. Именно с него злоумышленники и решили начать «спасать» деньги Веры Георгиевны. Дорохов сообщил, что деньги с инвестиционного счета надо снять. В этот момент женщина заявила, что не может этого сделать, так как находится далеко от Москвы. Аферист быстро сориентировался и нашел ближайшее отделение от пенсионерки. После этого пожилая женщина отправилась туда, закрыла счет и перевела деньги на обычный.
На следующий день из «отдела безопасности Центробанка» позвонил другой мужчина, который представился Николаем Вороновым. Он рассказал, что Дорохов — мошенник и пытался украсть ее деньги. На этот раз пенсионерка спросила у собеседника, почему она должна ему верить. Мужчина выслал Масленниковой фотографию удостоверения. Также он предупредил, что с пенсионеркой свяжется «сотрудник ФСБ» Виталий Балуев. Лжесиловик действительно позвонил, но лишь для того, чтобы подтвердить надежность Воронова и что с ним можно работать.
«Сотрудник Центробанка» сообщил Масленниковой, что деньги из «Альфа-банка» нужно вывести совсем и переложить их в ячейки его организации. Женщина снова поехала в Зеленоград и сделала все, как ей сказали. Средства в «ячейки Центробанка» пенсионерка вносила через банкоматы Сбербанка. Пострадавшая сохранила все чеки, но в дальнейшем ей это не помогло.
15 августа Воронов снова вышел на связь и начал «спасать» уже деньги со всех счетов пенсионерки. Суммарно за два следующих дня женщина лишилась еще 160 тысяч рублей.
17 августа все тот же аферист сообщил Вере Георгиевне, что с ее документами в «Совкомбанке» кто-то взял кредит на 900 тысяч под залог квартиры пенсионерки. В ответ на это действие «сотрудник безопасности Центробанка» предложил взять встречный кредит. Чем это поможет, он не объяснил, но, как позже в беседе с корреспондентом «ВМ» рассказывала пострадавшая, мужчины, которые участвовали в этой схеме, были очень убедительны, и пенсионерка верила им, будто была под гипнозом.
— Понимаете, они представились, во-первых, высокопоставленными чиновниками. Например, один из Следственного комитета, второй — из Центрального банка. Они мне звонили, убеждали, что это все — фиктивная сделка, что мы ловим мошенников. В общем вот пели-пели, и я поверила. Потому что мы выросли в Советском Союзе, мы всем верили, — рассказывает пенсионерка. — В голову не могло прийти, что такие замечательные люди, начальники из Следственного комитета, которые мне даже прислали удостоверения по WhatsApp, могут быть мошенниками. Даже не возникло никаких сомнений у меня, — сетует Вера Георгиевна.
В тот же день Вера Георгиевна отправилась в банк и запросила кредит на 300 тысяч в банке под залог квартиры. Но за две попытки финансовая организация так и не выдала пенсионерке денег из-за небольшого дохода. После этого группа аферистов приставила к Масленниковой нового «куратора», так как Воронов «отправился в командировку». Новый злоумышленник представился Дмитрием Мартыновым.
Запутанная ситуация
Гражданин Мартынов сообщил, что для работы по делу пенсионерки привлечен новый персонаж, якобы «начальник юридического отдела Центробанка» Евгений Наумов. Он, в свою очередь, сказал, что без продажи квартиры из запутанной ситуации пенсионерке не выбраться. Мужчина заверил Масленникову, что к ней в процессе будет приставлен внештатный сотрудник, который будет оберегать пожилую женщину.
28 августа Наумов сообщил пострадавшей, что без продажи квартиры мошенников не поймать, и предложил список компаний, которые подозреваются в мошеннической деятельности, работая по этой схеме.
После этого в течение нескольких дней пенсионерка пообщалась с представителями агентств «Респект-недвижимость» и «Простор». Риелтор из первой фирмы фотографировала квартиру пострадавшей, с остальными Масленникова общалась лично, выезжая в офисы компаний в сопровождении некоего Сергея, помощника Наумова.
С 31 августа по 5 сентября Вера Георгиевна под чутким руководством Евгения Наумова и Сергея обзванивала агентства, но везде занижали цены или затягивали оформление. Пенсионерка видела во всех жуликов, а также впервые заподозрила своих коллег по разыскной деятельности в обмане, так как Сергей начал вести себя подозрительно. Однако, несмотря на опасения Масленникова, продолжала сотрудничать со злоумышленниками.
5 сентября к группе аферистов присоединилась некая Олеся, которую посоветовал Наумов. С ней дела пошли быстрее. На первую встречу она привела двоих инвесторов, которые готовы были купить квартиру.
Уже на следующий день стороны ударили по рукам, и мужчины выдали пенсионерке аванс — 300 тысяч рублей, обговорив срок выселения — 14 дней.
9 сентября Вере Георгиевне позвонил якобы майор юстиции, заместитель начальника следственного отдела следственного управления Борис Лавренев. Он прислал пенсионерке удостоверение через мессенджер, поблагодарил ее за помощь в раскрытии мошенничеств, а также еще раз поручился за Евгения Наумова, которого назвал «лучшим специалистом в своей области».
13 сентября один из инвесторов, Богдан, который уже выдал пенсионерке аванс, отвез Масленникову на оформление документов и выдал задаток за квартиру — миллион рублей, из которых 300 тысяч забрал себе за работу. Остальные 700 тысяч помощник Наумова Сергей отвез своему начальнику.
— Они меня перед сделкой провели через ПНД при Институте имени Сербского. Я говорю: поедем в самый обыкновенный районный диспансер, где зададут несколько вопросов и все. А здесь меня два часа обследовали в этом диспансере при самом главном психиатрическом институте, где все великие люди сидели. Ну вот, они мне два часа исследовали голову, чтобы выяснить, вменяема ли я. Ну то есть они по высшему разряду действовали, чтобы наверняка доказать, что я в своем уме и продажа квартиры законна, — рассказала Вера Георгиевна.
А спустя еще два дня с ведома пострадавшей ее выписали из собственной квартиры. На следующий день за квартиру пришли деньги на карту МИР. Об этом Масленникова сообщила Наумову, и тот, как обычно «срочно», сказал их забрать. В процессе пожилую женщину, как всегда, сопровождал Сергей. Три и восемь миллионов она взяла в Сбербанке 16 сентября в двух разных отделениях, еще два миллиона — на следующий день. Все средства оказались в сумке у помощника Наумова, после чего он исчез и более не появлялся.
После этого выяснилось, что Наумова якобы вызывают на допрос в ФСБ, который займет два дня. Уже 19 сентября выяснилось, что Евгений Наумов задержан на срок от 2 до 14 суток. Об этом он сообщил Масленниковой в телефонном разговоре, а также сказал, что навела на них правоохранительные органы риелтор Олеся.
— Он подозревал ее в этом. Я толком не знаю их взаимоотношений, кто они, как они связаны между собой. Но он намекал, что это сделала Олеся. То ли они поссорились, я не знаю, но прислал ее именно Наумов, — пояснила Вера Георгиевна.
После этого Наумов предложил пенсионерке идти в полицию и добиться возбуждения уголовного дела.
Встречный иск
Вера Георгиевна обратилась в районный ОМВД по Ломоносовскому району 19 сентября. Пенсионерка написала заявление с просьбой о помощи, сообщив, что мошенники пытаются отнять у нее квартиру.
После этого Масленникова побеседовала с дознавателем, который задавал ей множество вопросов. Женщине показалось, что он пытается ее в чем-то уличить, будто не она обратилась в полицию, а ее вызвали на допрос.
При всей насыщенности событий пенсионерка не могла дать много информации правоохранительным органам.
— Я этих вот чиновников в глаза не видела, они сказали, что они слишком высоко сидят, чтобы общаться с клиентами. Сказали, что им не разрешают. Правила обязывают их общаться с клиентами по телефону. А вот курьеры какие-то мелькнули. Например, Сергей. Но это все, что я о нем знаю. Откуда он, кто он... Ни фамилии, ну ничего не знаю. Но вот отдала деньги и все, понимаете? Это ужас. Мне так стыдно, — раскаялась Вера Георгиевна. — Помимо полиции никуда не обращалась. Только подала второе заявление — исковое в суд по поводу квартиры, так как это гражданское дело. Справилась при помощи адвоката, которого помогли найти друзья, — пояснила пожилая дама.
На следующий день на связь вышел Евгений Наумов, которого отпустили на день из ФСБ отдохнуть и помыться. Мужчина сообщил, что их «давит мафия», он больше не сможет помочь пенсионерке.
Помимо этого, покупатели квартиры требовали заселения и обещали подать встречный иск уже в отношении самой Масленниковой, так как, по их мнению, пенсионерка всех обманывает.
23 сентября кто-то снова попытался снять деньги с карты пенсионерки, на этот раз, судя по всему, по-настоящему. На ответный звонок Веры Георгиевны в банк информацию подтвердили и заблокировали карту, пообещав выпустить ее под другими номерами.
24 сентября пришло известие о том, что Евгения Наумова арестовали на 30 суток. Параллельно с этим разворачивалась деятельность вокруг квартиры: Вера Георгиевна разговаривала со следователем по своему делу, который сообщил пенсионерке, что уголовное дело не является преградой для покупки квартиры, равно как и арест жилплощади не мешает новым жильцам в ней находиться. Они не могут ее продавать и дарить — на этом все.
30 сентября Веру Георгиевну выселили из квартиры.
На улице
На данный момент у пенсионерки осталась только дача, летний домик, в котором в холода жить невозможно. Женщине повезло с друзьями, которые не бросили ее в беде и пытаются ей помочь по мере сил.
— Господи, у меня отчаяние просто полное, я живу за счет того, что мне помогают друзья. Переводят мне деньги какие-то, кто сколько может, — рассказала Масленникова. — Когда пришли покупатели квартиры, они выкинули меня в том, что было на мне. Тряпочные кроссовки, тоненькая курточка без подкладки, кофта шерстяная. Ни на голове, ни на ногах нет ничего. Сейчас холодно, а мне надеть нечего. И купить не на что. Я кое-как спасла кое-какие документы, и то не все. Например, я «ветеран труда» не могу найти, пенсионный куда-то делся. Они просто с полок снимали махом, все бросали в какие-то мешки, в коробки и сбрасывали в контейнеры. Я даже представления не имею, где это, — посетовала пенсионерка.
Оглядываясь назад, Вера Георгиевна сокрушается и не понимает, как она могла попасться на эту «удочку».
— Я окончила биофак МГУ, защитила диссертацию. Я ведь умная, понимаете? Весь ужас-то в том, что я умная, — рассказала пенсионерка. — Впоследствии я анализировала события и ужасалась: как же я здесь вот поступила, а здесь... Уже потом у меня появилось ощущение, что они гипнотизеры. Говорят они какими-то словами, тембр голоса как-то меняется.
При этом в разгар событий пострадавшая никому не рассказывала о происходящем, потому что привыкла сама разбираться со своими проблемами.
— Нет, я ни с кем не советовалась. Понимаете, у меня такой характер. Я не люблю загружать людей своими проблемами, поэтому я стараюсь все решать сама. Поэтому я абсолютно никому ничего не сказала, а потом мне стыдно было, что меня так обманули. У меня такое было состояние: ну что ж я буду. Я попалась на такую удочку, а потом буду кому-то еще вот свои дела выкладывать. Это неправильно, наверное, но вот так мы воспитаны были, — пояснила Вера Георгиевна.
Но после такой беды рассказать все же пришлось, в том числе и сотрудникам правоохранительных органов. По данному факту возбуждено дело, но пострадавшая сокрушается, что пока в нем никаких подвижек.
— С 11 октября ничего больше пока не происходит. Никто пока мне не звонил, никто меня не тревожил. У меня ощущение, что никто ничего не делает. В таком смысле: я следователю звоню, уже скоро месяц будет, как я подала заявление, а мне просто отвечают: работаем. Все. Вот и весь ответ. Работаем.
В отличие от расследования уголовного дела, которое, как кажется, находится в некоторой заморозке, на другом «фронте» пенсионерка с помощью своего адвоката Инны Карпань ведет активную борьбу.
У правозащитника есть основания полагать, что сделка была незаконной, так как при ее совершении было допущено несколько процессуальных нарушений, а также метод ведения бизнеса у покупателей вызывает подозрения.
— Мою подзащитную ввели в заблуждение, и вследствие тяжелых жизненных обстоятельств она продала свою единственную квартиру по заниженной в три раза цене. Вера Георгиевна страдала затяжной депрессией, нарушениями сна, посещала невропатолога, психиатра, пару месяцев назад ей был поставлен онкологический диагноз. И, когда ее обманом заставили продать квартиру, внезапно нашелся риелтор, который сразу же жилплощадь реализовал, не выставляя на торги, — пояснила Карпань.
По ее словам, во время сделки, которая заняла пять дней с учетом регистрации в Росреестре и снятия Масленниковой с учета, пострадавшую ни на минуту не оставляли одну. У адвоката складывается впечатление, что в этом замешана организованная группа лиц, которая действовала по заранее отработанной схеме.
Помимо этого, новая владелица, являющаяся, со слов адвоката, генеральным директором коллекторского агентства, нарушила все нормы при получении квартиры. Пенсионерку выбросили на улицу, не оформив акт приема-передачи квартиры.
На основании всего вышеперечисленного потерпевшая при помощи адвоката Карпань оспаривает сделку в Гагаринском районном суде, пытаясь доказать, что она была кабальной. Суд должен был состояться 26 декабря, но заседание перенесли — судья назначил психологическую экспертизу потерпевшей. Адвокат считает, что у пенсионерки есть все шансы вернуть квартиру.