В прокуратуре рассказали, как не стать жертвой мошенников в новогодние праздники
Сюжет:
Эксклюзивы ВМКаждый день жертвами мошенников становятся сотни людей. Они лишаются сбережений и продают квартиры, поверив легендам неизвестных аферистов. Какие схемы мошенничества существуют и благодаря чему их можно распознать — в совместном материале «Вечерней Москвы» и столичной прокуратуры.
Звонок от «сотрудника банка» или «стража порядка»
Сначала жертве звонит неизвестный, который представляется сотрудником какого-нибудь ведомства и сообщает о том, что сбережения его собеседника якобы находятся под угрозой. Причины для этого могут называться разные: утечка персональных данных, попытка снять деньги по доверенности, попытка оформить кредит и многое другое.
После этого звонящий предлагает снять деньги и перевести их на «безопасный счет». Иногда аферисты убеждают жертв продать квартиры якобы по «фиктивной сделке». В обоих случаях злоумышленники уверяют, что это временные меры и позднее имущество обязательно вернут.
Еще одной вариацией этой схемы является якобы помощь в поимке мошенников. В остальном суть не меняется — звонящий под любым предлогом просит собеседника перевести деньги.
Пострадавший родственник
Эту схему чаще всего используют в беседе с пожилыми людьми. Звонящий имитирует волнение или плач, искажая тем самым свой голос. Иногда в разговоре пенсионеры сами выдают имя и родство, упрощая работу мошенников.
Звонящий «родственник» сообщает, что стал виновником ДТП, в результате которого пострадали люди. Далее злоумышленники просят передать деньги под одним из двух предлогов: на лечение пострадавших или за отказ от возбуждения уголовного дела.
Чаще всего аферисты присылают за деньгами курьера. Он называет кодовое слово, после чего забирает сумку с наличкой и переводит ее злоумышленникам. Себе подельник оставляет небольшую часть в качестве вознаграждения.
Вредоносные программы
По данным столичной прокуратуры, жертве присылают СМС или сообщение в социальной сети со ссылкой на конкурс. После этого аферист просит проголосовать за него «в надежде одержать победу». При этом ссылка является вредоносной. Она позволяет после авторизации пользователя получить доступ к его аккаунту в социальных сетях или телефону.
Еще один вариант — ссылка с просьбой о помощи. После введения данных банковской карты с нее списываются все деньги.
Существуют и другие вариации, например сообщение о выигрыше. Цель всегда одна — аферисты пытаются получить доступ к устройству жертвы и похитить деньги.
Онлайн-знакомства
Виртуальные знакомые клянутся жертве в любви и, как правило, живут в другом городе. Во время общения аферисты обещают переехать к своему собеседнику, после чего просят деньги на дорогу.
Чаще всего одним переводом дело не ограничивается. А спустя несколько таких платежей «влюбленный» исчезает.
Сообщения от «работодателя»
Данная схема работает следующим образом: сначала жертве пишет злоумышленник, который представляется работодателем. Он сообщает, что скоро с сотрудником на связь выйдет некий «куратор», которому необходимо помочь.
После этого на связь выходит некий «куратор». Он сообщает, что якобы произошла утечка данных, а от жертвы просят оказание помощи в поимке злоумышленников. В дальнейшем у собеседника под видом «специальной операции» выманивают деньги.
Лжеброкеры
Также, по данным прокуратуры, злоумышленники ищут жертв с помощью обзвона или размещения объявлений в интернете. Всем заинтересовавшимся предлагают быстрый и высокий заработок на инвестициях или игре на бирже.
Первое время «инвестор» действительно получает определенную прибыль. После этого аферисты всеми способами пытаются убедить жертву инвестировать более крупную сумму, а получив желаемое, похищают все средства и перестают выходить на связь.
Легкий заработок на простых действиях
Аферисты предлагают жертвам способ заработка, который не требует серьезных усилий, например поставить лайки нескольким товарам на маркетплейсах. За несколько таких действий мошенники переводят деньги, что усыпит бдительность «работника».
В дальнейшем «работодатель» предлагает заработать больше. Для этого он советует выкупить конкретные позиции, однако в итоге жертва останется и без денег, и без товара. Кроме того, с помощью вредоносной ссылки злоумышленники могут получить доступ к банковской карте и списать все сбережения.
Обмен или декларирование денежных средств
Во время звонка злоумышленник представляется специалистом финансового отдела или сотрудником социальной службы. Он сообщает, что имеющиеся на руках наличные деньги нужно задекларировать или заменить на банкноты нового образца. В отдельных случаях аферисты говорят, что «мера» распространяется и на лежащие на счетах сбережения.
После передачи денег «специалистам» злоумышленники перестают выходить на связь.
Ошибочный перевод средств
Злоумышленник связывается с жертвой, представляясь покупателем. Получив номер карты, он якобы переводит сумму значительно больше, чем нужно. Получателю приходит соответствующее СМС-сообщение «от банка». После этого аферист, имитируя взволнованность, просит вернуть средства.
На самом деле сообщение о переводе является поддельным. Таким образом жертва не возвращает чужие деньги, а отдает свои.
Компенсация за ранее купленный товар
Злоумышленник представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что жертве положена компенсация за купленный ранее некачественный товар. После этого собеседника просят перевести деньги для оплаты налога, пошлины и другого сбора, якобы необходимого для получения средств.
Мошеннических схем существует огромное множество, и они постоянно совершенствуются. Чтобы не стать жертвой аферистов, нужно соблюдать бдительность. Как только «полицейский», «сотрудник банка» или «социальный работник» начинает просить деньги, лучшее решение — сразу же прекратить диалог.